Файл: Функционирование и финансирование спортивного сектора в западных странах с развитой экономикой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Функционирование и финансирование спортивного сектора в западных странах с развитой экономикой.

2.1. Принципы функционирования и финансирования спортивных организаций на западе
Все чаще спорт описывается в экономических терминах, становясь, таким образом, важным элементом рынка и международного бизнеса. Такое явление очень часто называют профессионализацией и коммерциализацией спорта [1, с. 4–32]. С момента создания Европейских сообществ тема спорта фигурировала в разных документах (Белая книга по спорту 2007 г., конвенции, резолюции, кодексы и т. д.), но только в статье 165 Договора о функционировании Европейского Союза ( 1 декабря 2009 г.) наделил Европейский Союз полномочиями по поддержке, координации и дополнению инициатив государств-членов в области спорта. Это означает, что вопросы, связанные со спортом, были включены в важнейшие документы ЕС [2]; в рамках финансовой перспективы 2014–2017 гг. предусмотрены средства для прямого финансирования спорта в государствах-членах ЕС. Европейская комиссия рекомендовала, например, создать методологию, которая помогла бы изучению экономического измерения спорта и включала анализ товаров и услуг, влияющих на спрос и предложение на спортивном рынке. Применительно к спорту следует констатировать, что рынок представляет собой целостную социально-экономическую систему, регулируемую определенными правилами. Свобода действий и финансирование гарантируют, что рынок работает эффективно [3]. Подход спортивного рынка в основном ориентирован на установление рамок правовых и капитальных отношений между спортивными субъектами и их заинтересованными сторонами. Тем не менее, следует добавить, что невозможно создать закрытый каталог различных видов спортивной деятельности, хотя подавляющее большинство из них было создано как спортивные клубы. Правовая и экономическая ситуация постоянно и динамично меняется, поэтому появится больше возможностей для создания структур, которые будут участвовать в серьезных спортивных соревнованиях. На основе правовых условий, регулирующих польский спортивный рынок, можно попытаться описать организационные структуры спортивных клубов. Наиболее предпочтительной формой создания спортивных клубов является ассоциация. Популярность такой формы, несомненно, связана с тем, что процедура создания ассоциации относительно проста и не требует внесения капитала, поскольку считается, что наиболее важным вкладом являются человеческие ресурсы. Другой организационно-правовой формой спортивного клуба является общество с ограниченной ответственностью.


Это более развитая организационная структура, поскольку общество с ограниченной ответственностью является коммерческой компанией. Он представляет собой отдельную форму управления малыми и средними предприятиями, которая непосредственно отражает положение спортивных клубов. Высшей формой организации профессионального спортивного клуба является акционерное общество. Этот тип коммерческой компании состоит из торговли акциями; акции имеют одинаковую номинальную стоимость и принадлежат акционерам. Принимая во внимание все вышеперечисленные организационные формы, «коммерциализацию спорта можно определить как совокупность изменений, направленных на превращение спорта в бизнес, приносящий прибыль за счет продажи игроков, перевода тренеров, организации спортивных мероприятий, таких как массовые, футбольные спички и спонсорские пакеты, создающие добавленную стоимость» [4, с. 3]. Таким образом, в существующей экономической реальности субъекты спорта получают деньги в основном из двух источников: государственных средств и собственных средств, заработанных за счет продажи услуг [5].

Опубликованное Nielsen Sports в июне 2018 года исследование, проведенное для спонсоров и медиа-компаний в преддверии чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России, показывает, что для футбольных болельщиков отношения между потенциальным спонсором, событием и любимой спортивной дисциплиной имеют решающее значение: «Почти 57% тех, кто интересуется футболом, согласны с тем, что компании, занимающиеся спонсированием спорта, становятся более привлекательными для аудитории, по сравнению с 50% среди более широкой группы Когда дело доходит до выбора товаров для покупки, 51% тех, кто интересуется футболом, предпочли бы продукт спонсора более неспонсорами, если бы цена и качество были одинаковыми, по сравнению с 41% в более широкой группе. Существуют заметные различия между рынками. Респонденты в США, Китае, Бразилии, Индии и Малайзии в целом гораздо более позитивно относятся к спонсорству, чем в западных странах. европейские рынки. Футбольные болельщики чуть чаще, чем остальные, считают футбол чрезмерно коммерциализированным. На 18 рынках в среднем 30% интересующихся Футбол согласился с этим утверждением. В Великобритании эта цифра достигает 44%, в Испании — 55%, а во Франции — 43%. Напротив, в Японии он составлял 20%, а в Китае всего 15%. В целом процент интересующихся футболом, согласившихся с негативными заявлениями о спонсорстве, невелик. Тем не менее, они не являются незначительными,
подчеркивая необходимость того, чтобы спонсорские бренды проявляли осторожность и стремились при этом что-то отдать болельщикам и спорту» [4]. Развитие рынка спонсорства можно наблюдать в Польше с Это изменение подтверждается вторым отчетом о польском рынке спортивного спонсорства, опубликованным 1 марта 2018 г. консалтинговой компанией из Вроцлава Sponsoring Insight Sp. z o.o. [4]. польский рынок спортивного спонсорства составляет 870 700 000 злотых. Текущая стоимость рынка в долларах США составляет 250 120 000 долларов США (сумма основана на среднем курсе на 29 декабря 2017 г. [5]). количество услуг по договору спортивного спонсорства в 2018 г. насчитывает 12 государственных компаний [1].

Принимая во внимание аргументы из обзора литературы, можно констатировать, что спортивное спонсорство оказывает существенное влияние на экономическое положение спонсора, что привлекает клиентов, создавая имидж бренда с использованием таких ценностей, как победа, честная конкуренция. , опыт, разрушение барьеров и преодоление ограничений. С другой стороны, спонсор может включить спонсорские расходы в расходы, не облагаемые налогом, и уменьшить базу налога на прибыль компании, чего нельзя сказать о грантах, финансовой поддержке или пожертвованиях. Эти правила распространяются на участников рынка, представляющих частный капитал, или имеющих уставный капитал, или финансируемых непосредственно из государственного бюджета или органов местного самоуправления. В каждом случае расходы и доходы от спонсорства должны регистрироваться в бухгалтерской книге спонсора и клуба. Они будут отображаться как затраты в записи, связанной с бизнес-операцией, в счетах группы 4 и как доход в счетах группы 7; взаиморасчеты включаются в счета группы 2. Оба субъекта должны декларировать их в реестрах, декларациях по НДС и отчетах SAF-T. В названии этой статьи автор задается вопросом, можно ли считать спонсорство со стороны государственных компаний признаком благотворительности. После финансовых расчетов ответ отрицательный. Как было доказано, спонсорство является обоюдным соглашением и расходы, связанные с ним, могут быть отнесены к необлагаемым налогом расходам, поэтому с формальной точки зрения не следует говорить о благодетеле и выгодоприобретателе, налоге на наследство и пожертвования или налоге на гражданско-правовые сделки, но поручитель и подшефное лицо. Эти события сопровождаются совершенно разными налоговыми группами. Новый отчет, опубликованный Nielsen Sports, а также мнения, высказанные опытными людьми (см. постконгрессные материалы выступления Петера Плева из Duisburg Hafen AG о выступлении Дуйсбургского порта, спонсирующего Боруссию Дортмунд, во время Первого Международного конгресса по спортивному рынку, организованного 24–55 мая 2018 г. в Гданьском университете физического воспитания и спорта) доказывают, что значение спонсорства гораздо шире, чем просто демонстрация логотипа, его продолжительность и ценность. Спонсорство гораздо чаще используется в деловой активности, связанной с переговорами и окружающей ее атмосферой, создаваемой с помощью таких процедур, как гостеприимство, управление отношениями с клиентами и коммерческие продажи. Компании, акции которых принадлежат Государственному казначейству, также занимаются такой деятельностью. Достаточно упомянуть известную рекламную кампанию PKN Orlen S.A. с использованием изображений польских спортсменов и логотипа Олимпийского комитета Польши, а также маркетинговую деятельность гданьской компании Lotos, связанную с Чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 в России. Однако такое эффективное использование спонсорства встречается нечасто. В качестве примера ситуации, когда возможности и преимущества, возникающие в результате совместных усилий, не используются в полной мере, можно привести сотрудничество между PGE Górnictwo i Energetyka Konwencjonalna S.A. и волейбольной командой Skra Bełchatów. Хотя можно сказать, что в прошлом сотрудничество между этими двумя субъектами было образцовым, сегодня оно не столь образно, как сотрудничество, установленное уже упомянутыми компаниями из нефтехимической отрасли[2].


Программа TEAM100 определяет, что бенефициары могут расходовать присужденные ресурсы по своему усмотрению, однако они обязаны вести учет расходов индивидуально и документировать их в письменной форме. Более того, их спортивные результаты проверяются каждый год, как и правильное поведение, которое описано в этических кодексах бенефициара (он регулирует социальные, образовательные и антидопинговые вопросы). Программа предусматривает непрерывное финансирование сроком на 3 года. Согласно информации, опубликованной Польским национальным фондом и Министерством спорта и туризма, можно подсчитать, что с начала программы около 50% ее бенефициаров завоевали медали на чемпионатах мира или Европы. Таким образом, можно констатировать, что польское правительство решило проблему найма во внутренние службы и учреждения коммунального обслуживания, поддержав тех людей, которые представляют определенные и желаемые качества, такие как приспособленность, целеустремленность, конкурентоспособность, стремление избежать неудач. Предлагая гранты молодым спортсменам, государство надеется, что они пристроятся к Государственному казначейству как привлекательный будущий работодатель. Очевидно, что хотя такое соглашение не является письменным обязательством, стратегия заключается в использовании мягких методов личной политики и механизма взаимного обслуживания, характерного для спонсорского соглашения.
2.2 Спортивные организации в Австрии и их финансирование
Организация спортивного движения в Австрии носит ярко выраженный общественный и федеральный характер. В соответствии с Конституцией 1920 г. спорт входит в компетенцию 9 федеральных земель. На основе общегосударственного закона в этих землях созданы Земельные организации по делам спорта.

В свою очередь, Земельные организации состоят из земельных союзов (АСКЕ и УНИОН) и земельных спортивных федераций.

Австрия относится к странам с широко развитым спортивным движением. Спортивные союзы Австрии объединяют свыше 1 млн. 760 тыс. человек, или почти 25% населения страны (1977 г.). Наряду с различными видами спорта в Австрии пользуются широкой популярностью туризм, горный туризм и различные формы рекреационных (восстановительно-оздоровительных) упражнений. Особенно популярны в Австрии зимние виды спорта.

Все спортивные организации Австрии объединены в Австрийскую федеральную спортивную организацию (АФСО), которая с юридической точки зрения является общественной организацией[3].


В АФСО входят 4 общеавстрийских спортивных союза (АСФЕ, BABE, АСКЕ, УНИОН), 45 спортивных федераций и 9 земельных спортивных организаций. Исполнительным органом АФСО является Исполком, в состав которого наряду с руководителями общественных спортивных организаций входят представители Австрийского национального олимпийского комитета (АНОК) и правительственных организаций - Федерального министерства просвещения и искусства и Министерства здравоохранения и защиты окружающей среды.

АФСО, как федеральная спортивная организация, ставит своей целью объединение усилий всех спортивных организаций, действующих на территории Австрии, для дальнейшего развития физической культуры и спорта.

АФСО является официальным консультативным органом Федеральной администрации, работает в тесном контакте с министерствами просвещения и искусства, здравоохранения и охраны окружающей среды. АФСО представляет австрийский спорт в отношениях с зарубежными партнерами.

АФСО ведет совместно с федеральными институтами физической культуры подготовку и обучение преподавателей, тренеров и спортивного актива, через широкую спортивную сеть осуществляет строительство спортивных сооружений в соответствии с "Государственным планом строительства спортивных сооружений", который принят в 1966 г., организует движение "Бодрость и здоровье", ставящее своей целью привлечение к занятиям спортом и активному отдыху всего населения страны, поддерживает контакты с хозяйственными организациями, предприятиями, исследовательскими институтами, общеобразовательными школами.

Одной из главных функций АФСО является консультирование Федерального правительства по вопросам выделения и распределения дотаций на организацию работы между спортивными организациями, распределение средств, получаемых от "Спортлото", а также выделение средств на нужды спорта высших достижений.

Финансирование австрийского спорта идет по трем основным направлениям:

1. Собственные средства, получаемые от членских взносов и организации спортивных мероприятий.

2. Средства от австрийского "Спортлото" (в 1974 г. эта статья составила около 80 млн. шиллингов).

3. Государственные дотации, которые следует подразделить на прямые и косвенные. Прямые - это непосредственное выделение сумм в распоряжение австрийских спортивных организаций. Косвенные - на содержание спортивных школ, строительство спортсооружений, подготовку кадров и т. д. Причем косвенная дотация выделяется как федеральным, так и земельными правительствами[4].