Файл: Сравнительная характеристика работы кабинетов стоматологической профилактики города КомсомольсканаАмуре.rtf
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведенное изучение также показало, что требуется дифференциация функциональных обязанностей стоматологов и зубных врачей. Ведь до настоящего времени не определены функциональные обязанности стоматолога и зубного врача, и нередко их труд не различается. Так, 53,6% опрошенных указали на эту несправедливость. В то же время 83,1% респондентов сказали, что для выполнения их работы требуется высшее образование; 15,7% полагали, что достаточно специальной подготовки и 1,2% затруднялись с ответом.
Более половины стоматологов (54,2%) считали, что зубного врача целесообразно использовать в качестве помощника стоматолога; 1/3 респондентов отметили, что в лечебно-диагностическом процессе в стоматологии следует использовать только специалиста с высшим образованием; при этом половина опрошенных указали на целесообразность привлечения зубных врачей к самостоятельной профилактической работе, в частности как гигиениста стоматологического. 1/6 часть опрошенных склонялась к тому, что стоматолог должен вести прием больных с более сложной патологией.
Социологические опросы стоматологов подтвердили неопределенность в использовании среднего медицинского персонала в стоматологии: медицинские сестры в стоматологии не имеют специальной подготовки и не готовы к выполнению определенных самостоятельных разделов работы. В то же время зубные врачи (специалисты со средним образованием) чаще выполняют те же функции, что и стоматологи.
На вопрос «Какое образование нужно иметь для выполнения обязанностей медицинской сестры в стоматологических учреждениях?» ответы респондентов сложились следующим образом. Большинство медицинских сестер (70,1%) считали, что после базового среднего медицинского образования необходима первичная специализация по стоматологии; 18,2% респондентов ответили, что знаний медицинского училища (колледжа) вполне достаточно; 3,8% сообщили, что необходимы курсы усовершенствования и 2,6% опрошенных указали, что их работа не требует специального образования и достаточна самостоятельная подготовка и др.
Недостаточны знания медицинских сестер в деле профилактики стоматологической патологии. Только 77% из них ответили, что способны самостоятельно оценить гигиеническое состояние полости рта пациента.
Проведенные нами социологические опросы свидетельствуют о том, что медицинские сестры стоматологических кабинетов зачастую не удовлетворены возложенными на них функциональными обязанностями, считают возможным в большей мере привлекать их к самостоятельной работе с пациентами и видят необходимость повышения своих профессиональных знаний в этом направлении.
Социологические опросы стоматологов, касающиеся оценки профилактической работы, показали, что большинство респондентов (88%) считает необходимым обучение населения вопросам профилактики стоматологических заболеваний. При этом у 69,9% стоматологов нет времени на проведение профилактической и санитарно-воспитательной работы с пациентами; 26,5% отметили, что такое время есть, но в ограниченном количестве и 3,6% считали, что для этой работы времени достаточно.
Проведенные социологические опросы выявили плохую информированность населения о профилактике стоматологических заболеваний и низкую заинтересованность врачей в реализации профилактической работы. Удовлетворение информацией от врача и среднего медицинского работника по поводу личной гигиены полости рта получили только 51,4% респондентов, не были удовлетворены 28% и частично удовлетворены 20,6%.
Приказом Минздрава РФ № 33 от 6.02.2001 «О введении специальности - стоматология профилактическая» в номенклатуру специальностей был введен гигиенист стоматологический.
Были определены 3 группы основных мероприятий, реализуемых гигиенистом стоматологическим: профилактические, обучающие и лечебные.
Анализ посещаемости кабинета профилактики и гигиены полости рта показал, что 46,6% обратившихся составили женщины. Среди обратившихся почти 1/3 приходилась на возрастную группу 20-29 лет.
Следует отметить, что занятия по методике индивидуальной гигиены полости рта (обучающие мероприятия) проведены всему обратившемуся детскому населению и подросткам.
Анализ посещаемости гигиенистов стоматологических показал, что из общего числа посещений к гигиенисту стоматологическому за год (5659) первичные посещения составили 60,5%, повторные - 39,5%.
В структуре лечебно-профилактических мероприятий гигиениста стоматологического доля посещений по поводу герметизации фиссур составила 26,9%, по поводу отбеливания зубов - 31,8%, контрольное определение гигиенических индексов - 39,5%, прочие мероприятия - 1,8%.
Расчетное время на обслуживание одного пациента гигиенистом стоматологическим составило 40 минут, дневная норма обслуживания составила 7 пациентов.
1.5 ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ
Эффективность работы гигиениста стоматологического подтверждается результатами социологических опросов пациентов
, посетивших кабинет профилактики и гигиены полости рта, организованного в областной стоматологической поликлинике № 1 Белгорода. Социологические опросы подтвердили медицинскую эффективность профилактической работы гигиенистов стоматологических. Почти все пациенты в полной мере были удовлетворены полученной от них информацией, по гигиене полости рта. Все опрошенные организаторы здравоохранения в стоматологии оценили и одобрили эту форму работы, отметили актуальность и важность работы гигиенистов стоматологических в деле профилактики и гигиеническом воспитании населения, особенно детей.
На базе той же стоматологической поликлиники был внедрен в практику работы стоматолога и ассистента стоматологического в условиях работы в четыре руки в государственной ЛПУ. Были отработаны организационные формы работы стоматолога и ассистента стоматологического в государственной стоматологической поликлинике, разработаны положения и их функциональные обязанности.
За 2 года исследования в условиях эксперимента (работа врача с ассистентом стоматологическим) обратились за стоматологической помощью 1535 пациентов.
По результатам проведенного исследования были разработаны квалификационная характеристика и алгоритм трудовых затрат ассистента стоматологического.
Были определены организационные формы взаимодействия стоматолога и ассистента стоматологического, их должностные обязанности в новых условиях работы.
Эксперимент включал апробацию новых форм работы, анализ объемов услуг стоматолога и ассистента стоматологического, создание алгоритмов трудовых операций в условиях работы в четыре руки.
Экспертами были определены функции, которые при специальной подготовке могут быть переданы ассистенту стоматологическому. К ним относятся манипуляции, которые проводятся в полости рта при работе в четыре руки (врач и ассистент стоматологический). К числу таких манипуляций можно отнести антисептическую обработку сформированной полости, высушивание сформированной полости, приготовление и наложение лечебных повязок на десну и др.
Передача ряда функций стоматологов среднему медицинскому персоналу позволяет более рационально использовать труд медицинских работников стоматологических поликлиник, увеличить объем медицинской помощи и профилактической работы.
Разработанные и внедренные в практику алгоритмы совместной работы врача стоматолога и ассистента стоматологического позволяют решить ряд задач, направленных на оптимизацию лечебно-диагностического процесса.
Подготовку врачей и среднего медицинского персонала в стоматологии важно осуществлять в соответствии с новой моделью их взаимоотношения, регулирующей рациональное использование специалистов с высшим и средним медицинским образованием. Решение данной проблемы неразрывно связано с разработкой новых экономических принципов в образовательной политике, включающей как до-, так и последипломную подготовку этих специалистов за счет федерального бюджета и на контрактной основе.
Требуется дифференциация функциональных обязанностей стоматологов и зубных врачей; внесение в перечень должностей Минздравсоцразвития России и внедрение в практику ассистента стоматологического; активное внедрение в ЛПУ гигиениста стоматологического; необходима регламентация деятельности этих специалистов, разработка технологии и стандартов их деятельности.
Чтобы рационально использовать трудовые ресурсы, необходимо пересмотреть подходы к кадровому обеспечению. Вместо морально устаревших нормативов, согласно которым на одного врача приходится 0,5 должности медицинской сестры, следует ориентироваться в стоматологии на соотношение 1:2, при этом активно использовать новые организационные технологии и формы работы ассистента стоматологического и гигиениста стоматологического.
В заключение хотелось бы отметить, что созданные и апробированные нами в ходе эксперимента организационно-функциональные модели работы стоматолога с ассистентом стоматологическим могут быть использованы органами и учреждениями здравоохранения в совершенствовании стоматологической службы.
1.6 Прогресс в развитии
Быстрый прогресс в развитии стоматологической службы, свидетельствует об увеличении процента частного стоматологического сектора в общей структуре стоматологической помощи в России. По данным социологических исследований к 2009 г. около 50% всех стоматологических услуг будут оказываться частным сектором. До недавнего времени, в период своего становления, российские частные клиники инвестировали в дорогостоящее, качественное оборудование и материалы - считая это принципиальным и единственным различием между российской и западной концепцией стоматологии. С развитием конкуренции между стоматологическими учреждениями акцент инвестиций смещается в сторону развития профилактической стоматологии и более глубокой специализации, образования, переподготовки стоматологов и среднего медицинского персонала стоматологических клиник.
Профилактическая стоматология при ее хорошей разработанности недостаточно развита в России. Как врачи, так и пациенты более привычны к борьбе с уже возникшими проблемами, чем к их предупреждению. По данным опроса, проведенного на Украине - правил гигиены полости рта придерживаются лишь 9-11% детей и 84% взрослых. Мировой опыт, научные исследования отечественных ученых убедительно доказали, что только целенаправленная эффективная профилактическая программа способна оказать существенное влияние на снижение уровня стоматологической заболеваемости. Однако широкое внедрение программы гигиенического обучения и воспитания ограничено вследствие ряда причин, главной из которых является дефицит специалистов среднего звена.
Поэтому в настоящее время возникла необходимость в подготовке "Гигиениста стоматологического" - специалиста, владеющего современными методами планирования, организации и проведения профилактических и гигиенических мероприятий, способного как совместно со стоматологом, так и самостоятельно осуществлять лечебно-профилактические мероприятия.
Целесообразность введения специальностей "Гигиенист стоматологический" и "Помощник врача-стоматолога" признана Министерством Здравоохранения РФ, Стоматологической Ассоциацией России, стоматологической общественностью. На основании этих программ сделан вывод о целесообразности подготовки специалиста сразу по двум направлениям: Гигиенист стоматологический и помощник врача-стоматолога.
Детально рассматриваются:
- система работы "в четыре руки";
- клиническое материаловедение;
- изоляция операционного поля в стоматологии. Раббердам;
- комплекс гигиены полости рта, методы, средства, контроль.
- профилактика стоматологических заболеваний;
- рентгенологическое исследование, компьютерная радиовизиография;
- дезинфекционно-стерилизационные режимы в стоматологии;
- неотложная помощь в стоматологии;
- особенности работы ассистента врача-стоматолога на ортодонтическом, хирургическом и ортопедическом приемах;
- организация кабинета гигиены;
- этика и деонтология в стоматологии;
- ассистент врача в офисе стоматологической клиники.
Функциональные обязанности гигиениста.
1. Оценка гигиенического состояния полости рта;