Файл: Задача 24 Список использованных источников 26 1 Инновационный бизнес в малом предпринимательстве.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
1 Инновационный бизнес в малом предпринимательстве 3
Задача 24
Список использованных источников 26
1 Инновационный бизнес в малом предпринимательстве
Особенностью нынешнего этапа экономического развития является переход на инновационный путь. При этом ключевая роль принадлежит малым (инновационным) предприятиям, которые являются двигателем качественного экономического развития, внедрения технологических инноваций, обеспечения занятости и структурных изменений в экономике, а также основными генераторами новых экономических знаний. Проблемы посткризисного перезапуска и вынужденного перехода к инновационному типу развития должны решаться в контексте возрастающего масштаба внешних и внутренних вызовов, стоящих перед Россией, которые требуют еще больших усилий для решения проблем, накопленных в российской инновационной системе [1].
Основные внешние вызовы с точки зрения инновационного развития [5]:
- форсирование технологического развития мировой экономики; - усиление конкуренции в глобальном масштабе за высококвалифицированных специалистов и инвестиции, которые привлекают новые знания, технологии и навыки в проекты, т. е. факторы, формирующие конкурентоспособность инновационных систем;
- изменение климата, старение населения, проблемы в здравоохранении, а также в области обеспечения продовольственной безопасности в глобальном масштабе - вызовы, стоящие не только перед нашей страной, но и перед человечеством в целом.
Эти причины диктуют необходимость превентивного развития некоторых специфических направлений научных исследований и технологических разработок, включая биоэнергетику, геномную медицину, новые технологии в сельском хозяйстве, для большинства из которых в России нет значительных резервов.
В результате в настоящее время основной проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также ее неэффективная структура – чрезмерный уклон в сторону закупки готового оборудования за рубежом за счет внедрения собственных новейших разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточного интереса к внедрению инноваций [12].
Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям ведущих стран в этой области. Эти тенденции определяют необходимость адаптации проводимой до сих пор инновационной политики, смещая акцент с увеличения общего объема поддержки всех элементов национальной инновационной системы на решение вопросов, имеющих решающее значение для инновационного развития.
Одной из первоочередных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности [5]:
- стремление к непрерывному самообучению, переподготовке, прогрессу, мобильности, стремлению к новому - способность к критическому мышлению,
- готовность к рациональному риску, креативность и инициатива, способность к автономным действиям, работе в группе и выживанию в высококонкурентной среде – знание иностранных языков, предоставляющее возможность свободного повседневного, делового и профессионального общения.
Формирование профессиональных способностей предполагает адаптацию к этим задачам не только отдельных направлений социально-экономической политики (главным образом в области образования), но и социальной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения, поощрение и вознаграждение людей, обладающих соответствующими способностями и добивающихся успеха. Система образования на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, с точки зрения содержания, а также методов и технологий обучения должна быть направлена на формирование и развитие навыков и умений, необходимых для инноваций. Важной задачей системы образования является ориентация образовательных программ на приобретение навыков, необходимых для инновационной деятельности. Одним из главных условий перехода экономики на инновационный путь развития является повышение инновационной активности предприятий.
Учитывая тот факт, что малый бизнес в России является динамично развивающейся отраслью, можно сказать, что фактор роста этого сектора экономики во многом обусловлен эффективностью инновационной деятельности малого бизнеса. При этом главным создателем инновационных разработок является директор компании, уровень подготовки которого во многом определяет успех инновационного процесса [7].
Словосочетание "инновационный малый бизнес" в западных, а также в некоторых азиатских странах долгое время не казалось оксюмороном. Таким образом, в Европе "конвейером" инноваций чаще всего являются небольшие компании, а не крупные компании.
Например, в Германии существуют сотни тысяч малых и средних инжиниринговых компаний, которые работают с гигантами: они производят отдельные компоненты для автомобилей Daimler, BMW и Volkswagen или электронику для Siemens. Эти же компании реализуют индивидуальные проекты в области информационных технологий, биотехнологий и т.д. на рынке и часто имеют серьезный вес в той или иной отрасли.
Аналогичная картина наблюдается и в других европейских странах. Десять лет назад малый бизнес в Финляндии, Дании и Ирландии с гораздо большей вероятностью продвигал инновации, чем их коллеги - средние и крупные компании [5].
Причина проста: с 1970-х годов Европа активно работает над поддержкой инновационного предпринимательства.
В той же Германии, как и в Великобритании, предпринимательство преподается школой, и новички, ориентированные на инновации, активно консультируются бесплатно.
Не меньшего успеха в развитии инновационного малого бизнеса можно было бы добиться и в Японии. Здесь особый акцент был сделан на так называемой культуре предпринимательства, которая продвигается путем создания дополнительных "кругов качества" в бизнесе. В рамках этих циклов сотрудники выявляют проблемы, связанные с эффективностью производства и качеством продукции, и ищут пути решения этих проблем [13].
В течение последнего десятилетия большое внимание уделялось инновациям в Китае, где с 2003 года одновременно действуют две долгосрочные программы развития предпринимательства. За 13 лет совместной работы они увеличили долю малого бизнеса в экономике страны до 60 % и сделали его основным драйвером инноваций.
В России по-прежнему наблюдается совершенно иная ситуация: более 60 % наших малых предприятий занимаются торговлей, а точнее, перепродажей импортных товаров. Однако в области инноваций российский малый бизнес значительно отстает от своих зарубежных коллег, свидетельствуют данные Национального института проблемных системных исследований предпринимательства (НИСИПП). Кроме того, чаще всего российским предприятиям не позволяют внедрять инновации у себя дома и самим вести инновационную деятельность из-за отсутствия финансирования, низкой квалификации персонала и узкого рынка сбыта продукции [11].
Однако российское правительство все еще думало о том, как решить хотя бы некоторые из этих проблем и побудить малый бизнес работать в инновационной позиции. С 1 января 2016 года одновременно вступили в силу несколько документов по МСП:
- закон о ежегодном увеличении на 5 % расходов государственных компаний на закупку инноваций,
- список компаний, необходимых для приобретения инноваций у малого бизнеса,
- документ, обязывающий включать в план закупок инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе производимую малыми предприятиями,
- правила закупок инноваций, которые компании будут использовать для регулирования своей закупочной деятельности
Несомненно, эти меры по поддержке малых и средних производственных предприятий "развяжут им руки" и откроют новые возможности для предпринимателей. Теперь наша задача - добиться того, чтобы все запланированные мероприятия были реализованы не только на бумаге, но и на практике [2].
По оценкам Минэкономразвития, в 2015 году госкомпании закупили около 1-2 % инноваций. Государственным компаниям, где рынок инноваций в несколько раз выше, например, ОАО "Российские железные дороги", ПАО "Ростелеком", потребуются дополнительные усилия для привлечения МСП к работе.
Четкая стратегия действий может способствовать процессу поставок инноваций и высокотехнологичной продукции, к разработке и дальнейшему внедрению которой готово присоединиться бизнес-сообщество.
Однако на практике у малого бизнеса могут возникнуть проблемы с закупкой инноваций. Некоторые государственные компании покупают продукцию, которую малый бизнес вообще не производит [4].
Кроме того, к участникам тендеров, через которые государственные компании осуществляют закупки, предъявляются довольно жесткие требования: ненулевая квартальная отчетность, рабочий период не менее трех лет и т.д. не каждый технологический стартап может похвастаться соответствием таким критериям. И финансовая подоплека в этом случае сильна: участник, предложивший самую высокую цену, должен перечислить клиенту 5 % от суммы заказа, а в случае победы - еще 30 % в качестве гарантии выполнения всех условий соглашения. По этим причинам малый бизнес не стремится активно продавать инновации государственным компаниям. Кстати, последние тоже не желают ни у кого покупать инновационные продукты [9].
Давайте возьмем такой инновационный продукт, как облачный учет.
Средние и крупные предприятия, по сути, не нуждаются в таком развитии. Для них объем услуг невелик, но сложность перехода на новый продукт велика. Кроме того, часто нет уверенности в этом продукте. Крупным компаниям сложнее менять обернутые процессы, и у них всегда есть огромные риски сбоев при вводе решения.
малый бизнес заинтересован в инновациях;
Но в малом бизнесе ситуация диаметрально противоположная: ему проще и выгоднее внедрять новые инновационные решения. Но малому бизнесу действительно нужны инновации;
Николай Калмыков
РАНХИГС
Как показали опросы 2014-2015 годов в Москве, в которых приняли участие более 10 тысяч руководителей предприятий, в трудное время многие руководители заявили, что планируют параллельно с оптимизацией своей деятельности внимательнее присмотреться к новым технологиям и заняться технологической реконструкцией. Это касается в первую очередь тех, чей бизнес связан с производством.
Отсюда видно, что инновации как минимум востребованы в условиях кризиса и как максимум закладывают основу для будущего экономического развития страны, позволяют повысить эффективность предпринимательской деятельности, снизить затраты и усилия, обеспечивая необходимый уровень сервиса и коммуникации с клиентами.
В то же время инновации должны решать конкретные проблемы. Например, упростить регистрацию в налоговой инспекции и организацию работы кассового аппарата, контролировать работу сотрудников с клиентами и т.д. это как раз те вещи, без которых сегодня вести бизнес гораздо сложнее.
Так что инновационные разработки нужны гораздо больше, чем малому бизнесу, а не крупным концернам. Последние слишком неуклюжи, чтобы внедрять в дом новые продукты, и часто проявляют к этому мало интереса.
Опять же, другой малый бизнес может производить самые инновационные продукты для малого бизнеса. Главное - определить потребности коллег по магазину и предложить им проект, который часто не требует таких больших вложений на первых порах.
Что такое спрос;
Неоспоримый факт: инновации отличаются от инноваций. Не все передовые технологии востребованы малыми или крупными компаниями или частными заказчиками, не вокруг каждой из них вы можете создать свой собственный бизнес. Например, 3D-печать уже несколько лет входит в список перспективных технологий, но продукция, напечатанная таким способом, пока не так широко распространена [10].
Стоит отметить, что различные эксперты и авторитетные источники называют перспективными различные рыночные позиции, так или иначе связанные с инновациями. Например, издание "Генеральный директор", основанное на данных исследований международных консалтинговых компаний и аналитического центра при правительстве Российской Федерации, включило следующие отрасли в число наиболее перспективных: