Файл: Задача 24 Список использованных источников 26 1 Инновационный бизнес в малом предпринимательстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Мобильные платежи

- Интернет вещей

- Большие данные

- Массовые онлайн-курсы

- Портативная электроника (умные часы, фитнес-браслеты и т.д.)

- 3D-печать

- Робот

- "Умные" материалы

А вот и действующий американский бизнес-портал Inc.com среди наиболее перспективных направлений - авиастроение, искусственный интеллект, все, что связано с виртуальной реальностью, инновационное производство и анализ продуктов питания, создание экологически чистых строительных материалов и т.д.

Очевидно, что глобальные инновационные проекты, такие как, например, разработка качественно новых источников энергии или создание новых космических аппаратов для космических исследований, могут быть реализованы только крупнейшими компаниями при поддержке государств.

Но инновации носят не только глобальный характер. Совершенствование и модификация инноваций вполне по карману малому бизнесу. И сегодня инновации в малом бизнесе вовсе не редкость, и практика это подтверждает. С чем, с точки зрения инноваций, успешно справляется малый бизнес [4]. Прежде всего, это разработка и внедрение инноваций в области высоких технологий. Это включает в себя разработку программного обеспечения, интернет-технологии. Малые предприятия играют важную роль в обслуживании нового оборудования, машиностроении и многих других высокотехнологичных отраслях.

Следует отметить, что в соответствии с состоянием развития и основами функционирования существует несколько направлений деятельности инновационного малого бизнеса.

1) малые предприятия на стадии становления. Это могут быть стартапы, как правило, их продукт находится на уровне идей, макетов или прототипов. В будущем, когда рынок будет нуждаться в их продукте и когда он решит проблему финансирования, эти малые предприятия вырастут в крупные компании. Есть много примеров этого.

2) стартап или малый бизнес создается для решения технической проблемы или реализации идеи специально для последующей продажи разработанного продукта или процесса крупному предприятию.

3) инжиниринг малого бизнеса. Он играет роль связующего элемента между научными исследованиями, с одной стороны, и между производителями, с другой. Инжиниринг - это комплекс услуг по проектированию, созданию и обеспечению различных отраслей промышленности. Кроме того, это может быть как консультирование, так и решение конкретных технических задач. И малый бизнес играет важную роль в этом бизнесе.


4) инновационные малые предприятия. Название, как вы знаете, совершенно условное. Суть его в том, что они специализируются на внедрении неиспользованных патентов, на продвижении перспективных изобретений, которые не требуются крупным предприятиям на рынке. Он также специализируется на разработке индивидуальных изобретателей, доработке изобретений в промышленном производстве [6].

Следующие факторы определяют важную роль малого бизнеса в сфере инноваций.

1) мобильность и гибкость перехода к инновациям в малом бизнесе. Высокая чувствительность к фундаментальным инновациям, новым идеям. Отсутствие многочисленных согласований и разрешений.

2) высокий уровень мотивации как предпринимателей, так и немногих сотрудников. Только успешная реализация инновационного проекта позволит его создателям реализовать себя как специалистам, так и предпринимателям.

3) узкая специализация малого бизнеса и четкая ориентация на решение небольшого круга технических задач. Это позволяет вам полностью сосредоточиться на решении конкретных задач.

4) небольшой административный персонал на малом предприятии или его полное отсутствие. Что позволяет направлять все ресурсы только по прямому назначению.

5) ориентация малого бизнеса на конечный результат с конкретным использованием материальных и интеллектуальных ресурсов. Отсутствие результата, как правило, приводит к краху малого бизнеса.

6) готовность малого бизнеса идти на риски при внедрении инноваций, даже в случаях абсолютного неприятия этих рисков крупными компаниями. Малый бизнес рискует относительно небольшими средствами, вложенными в новый проект. В большинстве случаев это небольшие инвестиции и затраты личного времени предпринимателей.

В настоящее время инновации для предприятий по всему миру являются насущной необходимостью, они являются возможностью для выживания, они являются поддержанием конкурентоспособности и дальнейшего развития. И малый бизнес не является исключением. Инновации в малом бизнесе помогают ему, прежде всего, выжить в условиях жесточайшей конкуренции. Они позволяют получить преимущество в борьбе за потребителя [9].

Говоря о феномене малого инновационного предпринимательства, необходимо исходить из аксиомы: малые инновационные организации являются структурной частью малого предпринимательства со своими особенностями и функциями.

В качестве факторов, определяющих важную роль малых инновационных организаций в области инноваций, выделяются следующие: - мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая чувствительность к фундаментальным инновациям – - сильный и многогранный характер стимулов, обусловленный причинами как неэкономического плана, так и коммерческого плана, инновационных малых организаций.



Специальные функции:

1) ускорение NTP;

2) реализация научного творческого потенциала сотрудников;

3) ускорение цикла "внедрение-производство-продажа";

4) создавайте конкурентоспособные новейшие продукты.

Общие функции:

1) производство широкого ассортимента продукции;

2) пополнение государственного бюджета;

3) поддержание и развитие конкуренции;

4) повышение уровня занятости.

Специальные функции:

1) стабильная материальная поддержка;

2) формирование среднего класса;

3) заполнение пустых ниш на рынке товаров с высоким спросом;

4) создание рабочих мест во времена кризисов крупномасштабного производства.

Инновационная деловая активность направлена на повышение их конкурентоспособности. Предприятия строят свои рыночные действия с этой целью по-разному. Экономист Л. G. Раменский разработал классификацию бизнеса с инновационным конкурентным поведением бизнеса на рынке. В соответствии с его классификацией выделяются следующие типы инновационного делового поведения:

- насильственный,

- патент,

- Проводник,

- коммутаторы.

Каждая из разновидностей предприятий играет свою собственную роль в общем инновационном процессе, ориентирована на создание инноваций различной направленности, масштаба, экономического эффекта и т.д., участвует в процессе распространения инноваций по-своему.

Виоленты обладают крупным капиталом, проводят широкомасштабные научные исследования, осуществляют крупносерийный и массовый выпуск продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих невысокие требования к качеству, и удовлетворяются средним уровнем цен, имеют свои сбытовые сети, проводят крупные рекламные кампании.

Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их основное преимущество – эффект масштаба, позволяющий реализовывать стратегию снижения издержек и доминировать на обширном рынке. В зависимости от стадии развития могут быть гордыми львами, могучими слонами, неповоротливыми бегемотами.

Фирмы-патиенты (хитрые лисы) работают на узкий сегмент рынка с ограниченным спросом на продукцию, завоевывая в нем максимальную долю. Это компании, специализирующиеся на выпуске оригинальных товаров-новинок. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности.


Эксплеренты (первые ласточки, пионеры) – фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, поиске революционных инновационных решений. Это фирмы-новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса.

Коммутанты – небольшие фирмы, не обладающие инновационным потенциалом, но имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции. Фирмы-коммутанты успешно действуют в фазе падения жизненного цикла инновации и на завершающей стадии диффузии инноваций.

Опираясь на общепринятую классификацию инноваций, рассмотрим возможности реализации отдельных видов инноваций, доступные малым предприятиям в условиях российской экономики. Технологические инновации подразумевают создание новых продуктов и использование новых технологических приемов и способов производства. Темпы инновационной активности российских компаний обеспечиваются в настоящее время в основном за счет технологических инноваций.

Технологические инновации могут быть реализованы через ряд коммерческих соглашений, предполагающих передачу, приобретение, обмен следующими технологиями:

• патент на изобретение;

• беспатентное изобретение;

• патентная лицензия;

• ноу-хау;

• товарный знак;

• промышленный образец;

• инжиниринговые услуги;

• научные исследования и разработки.

Однако большинство средних и малых компаний, работающих на российском рынке, не могут позволить себе завершить начатые научные разработки и инновационные проекты. Только крупные предприятия и организации с холдинговой структурой способны реализовать этапы разработки, создания и освоения технологических инноваций. Значительная доля экономического развития компаний, направленного на динамичный рост, заключается в использовании нетехнологичных инноваций, которые подразумевают внедрение организационных и управленческих инновационных решений.

Организационная структура компании оказывает значительное влияние на ее способность к инновациям. Основные из этих последствий касаются вопросов рациональной и эффективной организации инновационных процессов внутри бизнес-единицы.

Приоритетные направления стимулирования и поддержки инноваций [5]:

- прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного сектора, а также компаний, работающих в сфере естественных монополий, формирование и реализация программ инновационного развития;


- предоставление конкурентных грантов малым, средним и крупным предприятиям по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;

- поддержка развития внутренней науки, в том числе предоставление компаниям доступа к уникальному исследовательскому оборудованию, услугам по тестированию и сертификации принципиально новых продуктов;

- совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной предпринимательской деятельности;

- усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и институтов финансового развития;

- совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции (услуг);

- определение механизмов поддержки внедрения определенных передовых зарубежных технологий, которые характеризуются высоким потенциалом распространения в экономике.

Рассмотрим подробнее формы организации инновационной деятельности на малых предприятиях. Основываясь на обширной трактовке сущности инновационной деятельности предприятия, а также присущих ей особенностей в условиях трансформации инновационной сферы, мы выделим основные этапы ее организации на предприятии [7].

Малые предприятия, начиная инновационный процесс, обладают необходимыми ресурсами: креативностью и способностью идти на риск, что, как правило, способствует более высоким темпам инноваций. Дополнительные преимущества малых предприятий определяются такими факторами, как организационная изолированность от текущего крупномасштабного производства, свобода от бюрократических процедур и высокий профессионализм персонала. В процессе характеристики инновационной деятельности малого бизнеса необходимо доработать ее основные составляющие, в том числе следующие компоненты.

Представленные данные отражают высокую инновационную мобильность малого бизнеса и его способность быстро реагировать на внедрение различного рода инновационных процессов. Сложившаяся ситуация является следствием того, что малые предприятия играют решающую роль в эффективном развитии российской экономики и являются стратегически важными хозяйствующими субъектами.

Организационные инновации могут быть реализованы путем создания отдельного инновационного подразделения в структуре компании. Наибольшее распространение получили следующие формы организации инновационной деятельности. Инновационные части компании. Специфика инновационной деятельности обусловливает необходимость ее разделения на самостоятельные подразделения. На крупных предприятиях инновационную функцию выполняют независимые исследовательские подразделения (лаборатории, конструкторские бюро), научно-исследовательские центры, инновационные отделы, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования, разрабатывают ключевые технологии для внедрения результатов НИОКР. Исследования, направленные на обеспечение научно-технического развития в долгосрочной перспективе, могут проводиться в Центральной научной лаборатории, созданной в рамках компании [8].