Файл: брянский государственный университет имени академика и. Г. Петровского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИи

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО»

(БГУ)
Институт экономики, истории и права

Юридический факультет


КУРСОВАЯ РАБОТА
Административное принуждение: понятие и виды


Выполнил:

Копьев Иван Алексеевич

студент 2 курса 1 группы

код 40.03.01

направление: Юриспруденция

очно-заочной формы обучения

______________

(подпись)
Научный руководитель:

Иванин Александр Александрович

к.ю.н., доцент

______________

(подпись)

Брянск, 2022

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика административного принуждения 5

1.1. Понятие и особенности административного принуждения 5

1.2. Классификация мер административного принуждения 10

Глава 2. Характеристика отдельных видов административного принуждения 13

2.1. Меры административной ответственности (административные наказания) 13

2.2. Административно-предупредительные меры административного принуждения 17

2.3. Меры административного пресечения и обеспечения производства 20

Заключение 24

Список используемых источников 26

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Меры административного принуждения направлены на обеспечение законности, охрану правопорядка, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, на создание нормальных условий для функционирования аппарата государственной власти, потому их реализация является важнейшей составляющей деятельности государственных органов.

Актуальность проблемы административного принуждения, а также развития этого правового явления обусловлена двумя основными факторами:

  1. Экономическим. Он состоит в том, что на сегодняшний день государство все еще строит рыночную экономику и испытывает в связи с этим потребность в государственном регулировании рыночных отношений, при этом принуждение в определенных пределах становится необходимым для этого правовым средством;

  2. Правовым. Значение принуждения в правовой области состоит, в частности, в том, что его применение позволяет создать в стране новое и реформировать старое административное законодательство, которое регулирует общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливает меры административного принуждения, административной ответственности, регулирует порядок производства по делам об административных правонарушениях.


Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением административного принуждения органами власти и должностными лицами.

Предмет исследования – правовые нормы законодательства РФ, регулирующие отношения по поводу административного принуждения.

Целью настоящего исследования является изучение понятия административного принуждения и его отдельных мер (видов) в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие и особенности административного принуждения;

  • исследовать различные подходы к классификации мер административного принуждения;

  • дать характеристику отдельных мер административного принуждения.

Методологическую основу курсового исследования составляют как общенаучные (анализ, синтез, дедукция, классификация и т.д.), так и чaстно-наyчные (формально-юридический, системный, метод толкования правовых норм и т.д.) методы юридического исследования.

Историография. Вопросы понятия административного принуждения и применения отдельных его мер затрагивались многими отечественными учеными-административистами, среди которых: П.В. Анисимов, Д.Н. Бахрах, М.И. Еропкин, О.О. Лебедева, Э.Л. Лещина, Л.Л. Попов, Б. В. Россинский, В.Д. Симухин, А.В. Симухин и другие. Вместе с тем, обозначенная тема остается актуальной и в настоящее время.

Нормативно-правовой основой исследования являются нормы отраслевого законодательства РФ, а в частности административного права (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации и др.).

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка используемых источников.

Глава 1. Общая характеристика административного принуждения

1.1 Понятие и особенности административного принуждения

Любое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. В тех случаях, когда воля субъектов совершенно противоположна, то применяется государственное принуждение.



Для понимания, того, что такое административное принуждение в системе государственного управления нужно обратиться к содержанию такого понятия как государственное принуждение.

Государственное принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Государственное принуждение традиционно рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле под государственным принуждением понимается право государства воздействовать на поведение людей, при осуществлении своих функций и регулировании общественных отношений. В узком смысле государственное принуждение определяется как мера воздействия, выраженная в форме индивидуального управленческого акта1.

Административное принуждение – понятие широкое, формы его конкретного выражения многообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют. Несмотря на то, что административное принуждение исследовалось многими учеными, до сих пор не сложилось единого мнения относительно его понятия.

Д.Н. Бахрах отмечает неразрывную связь между государственным и административным принуждением. Так, данным автором административное принуждение определяется как применение органами власти (а в некоторых случаях – судами) в установленном законом порядке, принудительных мер к правонарушителю, с целью защиты охраняемых законом общественных отношений2.

Проанализировав данное определение можно отметить, что автор делает акцент на фактические основания применяемых мер, под которыми понимаются неправомерные действия.

Л.Л Попов определяет «административное принуждение как применение органами государственной власти, судами, а в отдельных случаях общественными организациями установленных законом мер, состоящих в понуждении граждан и должностных лиц к исполнению своих обязанностей, в целях обеспечения общественной безопасности, прекращения неправомерных действий, привлечения к административной ответственности»3.

По мнению О.О. Лебедевой административное принуждение – это «метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности»
4.

Административное принуждение выражается в применении мер административного принуждения. Мера административного принуждения – это средство, которое используется государственными органами и должностными лицами, наделенными соответствующими полномочиями, в процессе реализации исполнительной власти.

Для административного принуждения, как и для других составляющих государственное принуждение отраслевых видов, характерен ряд отличительных признаков. К ним можно отнести следующие:

  1. Применение административного принуждения – это результат осуществления государственных властных полномочий. Оно является исключительным правом органов государственного управления и лишь в конкретных, четко определенных в законодательстве случаях, меры административного принуждения применяются судами. Следует заметить, что лицо, использующее меры административного принуждения, должно обладать статусом представителя государственной власти, так как применение административных принудительных мер невозможно внутри какой-либо ведомственной структуры управления. Оно должно иметь надлежащие полномочиями вне своего органа управления, в отношениях с внешней средой, с лицами, напрямую не подчиненными ему по службе5.

  2. Административное принуждение заключается в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами предусмотренных юридическими нормами правовых обязанностей.

  3. Административное принуждение характеризует в том числе внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд.

  4. Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется.

  5. Применяется в целях:

  • прекращения противоправной деятельности;

  • наказания виновных в административном порядке;

  • обеспечения общественной безопасности, когда существует потребность в принудительных мерах с целью предупреждения возникновения неблагоприятных последствий.

Отличие административного принуждения от других видов государственного принуждения заключается:

  1. По целям применения – административное принуждение имеет профилактический характер – предупреждение совершения новых административных правонарушений; предупреждение и устранение неблагоприятных последствий техногенного или природного характера, которые могут привести к возникновению нарушений в сфере защиты общественного порядка и общественной безопасности (уголовное принуждение используется для восстановления социальной справедливости, а также с целью исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений).

  2. По основаниям применения – административное принуждение применяется, когда: совершаются административные правонарушения и возникают чрезвычайные обстоятельства и ситуации техногенного или природного характера (уголовное принуждение применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления).

  3. По лицам – административное принуждение применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Уголовное принуждение – применяется исключительно к физическим лицам Дисциплинарное принуждение применяется к физическим лицам, которые находятся в служебном подчинении по отношению друг к другу.


Процессуальный порядок применения административного принуждения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью. Так, в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации нашли закрепление требования современного судопроизводства и вводится упрощенная процедура административного судопроизводства6.

Таким образом, анализ юридической литературы показал, что в настоящее время нет единого определения административного принуждения, с которым были бы согласны большинство ученых-административистов, однако многие авторы пытались его сформулировать. Систематизация точек зрения авторов по обозначенной проблеме позволяет сделать вывод, что административное принуждение следует рассматривать в качестве разновидности государственного принуждения, урегулированной нормами административного права, применяемой в установленных процессуальных формах. Данный вид ответственности применяется в оперативном порядке, заключается в оказании уполномоченными государственными и иными органами, а также их должностными лицами воздействия на коллективных и индивидуальных субъектов, имея в виду достижение исключительно позитивно-значимых целей, когда это продиктовано условиями общественной, государственной необходимостью.

1.2 Классификация мер административного принуждения

Переходя к вопросам классификации мер административного принуждения, следует отметить, что в науке административного права указанная проблематика относится к числу довольно активно обсуждаемых. Поскольку в теории административного права методам государственного управления уделяется достаточно большое место, постольку и вопросы видов административного принуждения (мер административно-правового принуждения) находят свое разрешение во многих учебных и монографических работах.

Вполне естественно, что в научной литературе предлагаются различные критерии классификации мер административно-правового принуждения. Наиболее традиционной (и в то же время наиболее спорной) является классификация административно-принудительных мер в зависимости от того, на какой стадии противоправного поведения применяется та или иная мера7. Административное принуждение применяется как для предупреждения неблагоприятных социальных последствий