Файл: брянский государственный университет имени академика и. Г. Петровского.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применение меры административного взыскания является мерой наказания для лица, в отношении которого она применяется, и одновременно мерой предупреждения и для него же, и для других лиц, не допускавших противоправного поведения. Применение меры пресечения, направленной на прекращение противоправного деяния, предупреждает либо уменьшает возможные вредные последствия такого деяния21. Цель применения мер предупреждения – выявить потенциальные угрозы и устранить их либо свести к минимуму. В случае профилактики противоправных деяний принуждение направлено на лиц, от которых ожидается такое поведение.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отсутствие в административном законодательстве ярко выраженных критериев, позволяющих отграничить административно-предупредительные меры административного принуждения от иных административных мер, имеющих профилактическую направленность, препятствует приведению их исчерпывающего перечня. Основательная разработка таких критериев является перспективным вопросом, требующим дальнейшего глубокого исследования в научной литературе.
2.3 Меры административного пресечения и обеспечения производства
Меры административного пресечения рассматриваются в качестве способов и средств принудительного воздействия, которые применяются в целях прекратить совершение противоправного деяния, предотвратить его общественно опасные последствия, а также в целях создать возможности для того, чтобы в последующем привлечь нарушителя к юридической ответственности.
В арсенал мер пресечения входят меры весьма разнообразные: это, например, и требование прекратить правонарушение, и применение оружия. По своей сущности эти меры могут носить характер психического принуждения (в виде угрозы применения средств принуждения), характер материального принуждения или характер физического воздействия, в том числе – использование технических (специальных) средств и оружия, а также осуществление оперативных действий, связанных с личными, организационными или имущественными ограничениями, в связи с осуществлением которых правонарушитель будет лишен возможности продолжения правонарушения, будет побужден исполнять правовые обязанности
22.
Процедуры применения специальных мер административного пресечения носят внепроцессуальный характер. Процессуальными, как представляется, могут считаться процедуры применения только общих мер административного пресечения, по своей природе являющихся санкциями правовых норм, реализации которых требует принятия специального правоприменительного акта.
Применяемые непосредственно к правонарушителю, меры состоят в:
-
требовании прекратить противоправные и иные действия, препятствующие тому, чтобы были выполнены функции государственных органов и должностных лиц; -
применении на основе норм права таких специфических мер, как физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие; -
задержании и доставлении в правоприменительный орган правонарушителя; -
отстранении от возможности управлять транспортным средством.
Меры пресечения технического характера применяются контрольно-надзорными и другими органами исполнительной власти (Ростехнадзором, ГИБДД и другими органами и службами) и их должностными лицами.
Очень важно при применении мер административного принуждения соблюдать процедуру их применения, а также устанавливать не являются ли применяемые меры административного принуждения чрезмерными мерами государственного принуждения23.
Так, Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2016 г. № Ф02-815/2016 по делу № А10-4217/2015 проверкой лицензирующего органа установлено, что общество допустило оборот (в виде хранения) алкогольной продукции, маркированной поддельными акцизными марками24. Орган предъявил требование об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции. Суд вынес решение об отказе в удовлетворении требования, поскольку привлечение общества к административной ответственности в виде штрафа и конфискации алкогольной продукции, а также приостановление действия лицензии являются достаточными мерами государственного принуждения, в связи с чем, оснований для аннулирования лицензии не имеется.
Процессуальное обеспечение как правовая форма государственного принуждения представлено мерами процессуального обеспечения, которые большинством ученых выделяются в относительно самостоятельную группу мер административного принуждения.
Меры обеспечения административного процесса применяются должностными лицами, наделенными властными полномочиями представителей государства, осуществляющих процессуальную деятельность. Решение об их применении и сам факт применения фиксируется соответствующими процессуальными документами
25.
Согласно КоАП РФ в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются следующие:
-
доставление (ст. 27.2 КоАП РФ); -
административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ); -
личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице (ст. ст. 27.7, 27.9 КоАП РФ); -
осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ); -
изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства (ст. 27.10 КоАП РФ); -
отстранение лица от управления транспортным средством.
Кроме того, к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся: задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»26; арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.
Таким образом, административное пресечение выступает самым объемным видом административного принуждения, полномочиями по применению которого наделены должностные лица различных государственных органов. Реализация мер административного пресечения, направленная на незамедлительное прекращение противоправного поведения или устранение общественно опасной ситуации, способна в значительной степени ограничивать разнообразные права граждан и юридических лиц. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Меры обеспечения административного процесса схожи с мерами административного пресечения, т. к. преследуют ту же цель – пресечение противоправного деяния.
Заключение
На основании проведённого исследования по теме «Административное принуждение: понятие и виды», можно сделать следующие выводы.
1. В настоящее время нет единого определения административного принуждения, с которым были бы согласны большинство ученых-административистов, однако многие авторы пытались его сформулировать. Систематизация точек зрения авторов по обозначенной проблеме позволяет сделать вывод, что административное принуждение следует рассматривать в качестве разновидности государственного принуждения, урегулированной нормами административного права, применяемой в установленных процессуальных формах. Данный вид ответственности применяется в оперативном порядке, заключается в оказании уполномоченными государственными и иными органами, а также их должностными лицами воздействия на коллективных и индивидуальных субъектов, имея в виду достижение исключительно позитивно-значимых целей, когда это продиктовано условиями общественной, государственной необходимостью.
2. Из множества критериев, предложенных авторами для классификации мер административного принуждения, наиболее часто выбирается цель их применения, отражающая конкретные направления деятельности правоохранительных органов: предупреждение, пресечение, процессуальное обеспечение, ответственность. Классификацией административно-правового принуждения, представляющей значительный научный интерес, выделяются следующие разновидности мер: административного предупреждения; пресечения; административно-процессуального обеспечения; административной ответственности.
3. Под административной ответственностью следует понимать разновидность юридической ответственности, которая урегулирована в нормах административного права, нормах материальных и процессуальных. Эти нормы определяют статус субъектов в соответствующих административно-деликтных правоотношениях; основание привлечения к ответственности; виды используемых наказаний, которые назначаются виновным лицам; процессуальный порядок, определяющий основы рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, а также исполнения административных наказаний.
4. Отсутствие в административном законодательстве ярко выраженных критериев, позволяющих отграничить административно-предупредительные меры административного принуждения от иных административных мер, имеющих профилактическую направленность, препятствует приведению их исчерпывающего перечня. Основательная разработка таких критериев является перспективным вопросом, требующим дальнейшего глубокого исследования в научной литературе.
5. Административное пресечение выступает самым объемным видом административного принуждения, полномочиями по применению которого наделены должностные лица различных государственных органов. Реализация мер административного пресечения, направленная на незамедлительное прекращение противоправного поведения или устранение общественно опасной ситуации, способна в значительной степени ограничивать разнообразные права граждан и юридических лиц. В связи с этим детальное законодательное регулирование порядка их осуществления позволит исключить из практики случаи избыточной или неоправданной реализации, когда наносится неправомерный вред принуждаемому субъекту.
6. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Меры обеспечения административного процесса схожи с мерами административного пресечения, т. к. преследуют ту же цель – пресечение противоправного деяния.
Таким образом, поставленные задачи были успешно выполнены, цель данного исследования достигнута.
Список используемых источников
Нормативно-правовые акты
-
Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 25. - Ст. 2954. – Текст: непосредственный. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Российская газета. - N 256. – 2001. – Текст: непосредственный. -
О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. - 2002. - N 140. – Текст: непосредственный. -
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 13.01.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2015. - N 10. - Ст. 1391. – Текст: непосредственный.
Специальная литература
-
Анисимов, П.В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие / П.В. Анисимов, В.Д. Симухин, А.В. Симухин - Москва: Ось-89, 2004. – 264 с. – ISBN: 5-86894-877-7. -
Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – Москва, Эксмо, 2010. – 816 с. – ISBN 978-5-699-45583-6. -
Безукладников, В. В. Классификация административных наказаний / В.В, Безукладников // Молодой ученый. - 2021. - № 14 (356). – Режим доступа: свободный. - URL: https://moluch.ru/archive/356/79708/ (дата обращения: 01.05.2022). – Текст: электронный. -
Еропкин, М.И. О классификации мер административного принуждения / М.И. Еропкин // Вопросы административного права на современном этапе. – Москва: Госюриздат, 1963. – С. 60-64. – Текст: непосредственный. -
Зайцева, Я. О. Сущность мер пресечения в системе мер административного принуждения / Я. О. Зайцева // NovaUm.Ru. – 2019. – № 21. – Режим доступа: свободный. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41290247 (дата обращения: 01.05.2022). – Текст: электронный. -
Константинова, А. О. Меры административного пресечения / А. О. Константинова // Colloquium-journal. – 2019. – № 25-10(49). – С. 55-59. – Текст: непосредственный. -
Лебедева, О.О. Правовое регулирование применения принудительных мер административного предупреждения и пресечения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / Оксана Олеговна Лебедева.— Нижний Новгород. — 2017. — С. 27. -
Лещина, Э.Л. Административно-процессуальное право: курс лекций / Э.Л. Лещина, А.Д. Магденко. - Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015. – 612 с. - ISBN: 978-5-93916-459-7. -
Маркина, П. В. Понятие мер административного пресечения и их место в системе государственного принуждения / П. В. Маркина // Молодой ученый. – 2021. – № 28(370). – С. 111-116. – Текст: непосредственный. -
Махина, С. Н. Общие аспекты доктринальных и нормативных основ института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / С. Н. Махина, А. И. Геворкян // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 46-50. – Текст: непосредственный. -
Млкеян, Г. А. Меры административного наказания (ответственности) / Г. А. Млкеян // Студенческий вестник. – 2020. – № 45-3(143). – Режим доступа: свободный. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44473937 (дата обращения: 01.04.2022). – Текст: электронный. -
Мухамадеева, Г. А. Правовые основания и проблемы применения мер административного предупреждения / Г. А. Мухамадеева, А. И. Сытдыкова // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 5(44). – С. 482-487. - Текст: непосредственный. -
Попов, Л.Л. Убеждение и административное принуждение как методы публичного (государственного) управления / Л.Л. Попов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2021. - 6. – С. 31-36. – Текст: непосредственный. -
Россинский, Б. В. Понятие, классификация и природа мер административного принуждения / Б. В. Россинский // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2021. – № 11. – Режим доступа: свободный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47293016 (дата обращения: 30.04.2022). – Текст: электронный. -
Россинский, Б.В. Административная ответственность / Б.В. Россинский. - Москва: Норма, 2021. – 248 с. – ISBN: 978-5-00156-080-7. -
Санавваров, Г. Б. О понятии и правовой природе административного принуждения / Г. Б. Санавваров // Правовая жизнь. – 2021. – № 1(33). – С. 154-159. – Текст: непосредственный. -
Шурыгина, А. А. Понятие и виды мер административного принуждения / А. А. Шурыгина // VII Юридические чтения: Материалы Национальной научно-практической конференции, Саранск, 29–30 ноября 2021 года. – Саранск: Типография "Рузаевский печатник", 2021. – С. 334-336. – Текст: непосредственный. -
Якупова, А. И. Проблемы процедуры применения мер административного предупреждения / А. И. Якупова // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. – № 6(22). – С. 750-755. – Текст: непосредственный.