Файл: Основные принципы антикризисного управления заключаются в следующем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 11 Санация предприятия в условиях кризиса
11.1 Понятие, принципы и программа санации.
11.2 Санация инвестиционного потенциала предприятия.
11.3 Санация кадрового потенциала.
11.1 Понятие, принципы и программа санации
Санация – это комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия, его жизнестойкости, предупреждению банкротства.
Она нацелена на сохранение предприятия путем разработки и реализации комплексной программы его оздоровления и развития и включает:
- выявление и использование скрытых резервов;
- выявление и использование дополнительных стимулов для эффективной финансово – хозяйственной деятельности.
Проведение санации базируется на следующих принципах:
Процедура санации – это упорядоченная совокупность осуществляемых управленческих действий, создающих условия для эффективного оздоровления предприятия.
Основное назначение процедур санации – организационное обеспечение разработки и реализации программы антикризисных мероприятий.
Каждая процедура способствует достижению определенной цели, решению некоторого комплекса задач.
Выделяют следующие основные процедуры санации:
- разработка программы санации;
- санация инвестиционного потенциала предприятия;
- санация кадрового потенциала.
Общая схема санации представлена на рисунке.
Принципы санации
Принцип упущенных возможностей
Принцип динамичности экономических ресурсов
Принцип малозатратности антикризисных мероприятий
Принцип прозрачности санационных процедур
Принцип комплекса между интересами всех участников санации
Принцип сотрудничества с персоналом
Рис. 7 Общая схема санации предприятия
Предприятие, осуществляя мониторинг своей финансово - хозяйственной деятельности, способно своевременно распознавать кризисные симптомы и разрешать возникающие проблемы.
Разработать программу санации могут как специалисты предприятия под руководством антикризисного управляющего, так и внешние консультанты.
Разработка антикризисных мероприятий тесно связана с исследованием внутренних возможностей предприятия. Особенно важно выявить неиспользуемые ресурсы для кризисных предприятий, так как привлечение внешних инвестиций без потери самостоятельности для них проблематично.
Наиболее эффективными и малозатратными мероприятиями для оздоровления предприятия являются:
- оптимизация налогообложения;
- оптимизация ценообразования;
- внедрение новых форм организации труда;
- использование передовых методов работы с персоналом;
- продажа или сдача в аренду неиспользуемого оборудования и помещений;
- реструктуризация кредиторской задолженности;
- маркетинговые мероприятия;
- эффективное управление дебиторской задолженностью.
При разработке программы санации необходимо:
В программу санации могут быть включены самые мелкие изменения и усовершенствования, которые непосредственно влияют на обслуживание покупателей, качество продукции, уровень производственных и управленческих затрат и таким образом повышают устойчивость предприятия.
Основными направлениями антикризисной программы должны быть мероприятия по повышению качества продукции и снижению затрат.
11.2 Санация инвестиционного потенциала предприятия.
Инвестиционный потенциал предприятия – это все потенциальные возможности финансирования предприятия.
Источники инвестиций можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним источникам относят:
Изучив все внутренние возможности функционирования менеджер может обратиться к внешним инвестиционным источникам.
К внешним источникам финансирования относят:
Например, финансирование предприятием – кредитором, находящимся с должником в кооперированных производственных связях и нуждающимися в получении от него специализированной продукции;
Выделяют следующие виды лизинга:
- оперативный лизинг, т.е. краткосрочная аренда от одного дня до одного года (рентинг); и от одного года до трех лет (хайринг);
- финансовый лизинг с полной окупаемостью оборудования;
- возвратный лизинг, когда оборудование арендуется на определенный срок;
5) эмиссия ценных бумаг (выпуск акций, облигаций). Эмиссия ценных бумаг, как источники привлечения инвестиций, целесообразна только при ранних признаках неблагополучия на крупном предприятии с известным положительным имиджем;
6) иностранные инвестиции. Для иностранных инвесторов представляют интерес в основном добывающая и пищевая промышленность.
Указанные источники финансирования не всегда могут быть использованы предприятиями, особенно малыми и средними.
Проводя первичную санацию инвестиционного потенциала менеджер непосредственно приступает к планированию конкретных действий по повышению устойчивости своего предприятия.
11.4 Санация кадрового потенциала
Жизнеспособность предприятия, в том числе и в условиях кризиса, в решающей степени зависит от качества персонала – его квалификации, сплоченности, лояльности к переменам, уровня мотивации.
Санация кадрового потенциала необходимая процедура антикризисного управления, формирующая кадровое обеспечение разработки и реализации программы оздоровительных мероприятий.
Целями санации кадрового потенциала является освобождение предприятия от кадрового «балласта» и вовлечение оставшегося персонала в осуществление перемен.
Особенно важно эффективно провести санацию управленческого персонала, чтобы потом он составил антикризисную команду предприятия.
Начальным мероприятием санации является аттестация персонала, т.е. определение уровня профессионализма, квалификации, практических навыков и деловых качеств работника, установления его соответствия занимаемой должности.
Основные критерии оценки персонала – это профессионализм, самоотдача, инициативность, преданность предприятию.
На первом этапе санации рекомендуется провести анкетирование всего персонала, включив такие вопросы:
Каким образом ваш труд учитывается в общих результатах деятельности предприятия?
Кто покупает продукцию вашего предприятия?
Охарактеризуйте качество нашей продукции.
Кто (что) мешает вам в работе?
Что вы предлагаете изменить, усовершенствовать на своем рабочем месте и на предприятии в целом?
Последний вопрос наилучшим образом характеризует инициативность работника. Если работник пространно ответит на него, то можно быть уверенным, что в будущем он не останется пассивным наблюдателем оздоровления предприятия.
Для «балластной» группы кадров используются такие способы:
- по собственному желанию;
- по сокращению штатов и инициативе администрации;
- в связи с уходом на пенсию.
Осуществление всех перечисленных мер регулирует Трудовой кодекс РФ.
Итоги аттестации должны не только определить соответствие профессионального и квалификационного уровня персонала занимаемой должности, но и продемонстрировать степень готовности кадрового потенциала к грядущим изменениям и его адаптивные возможности.
Оставшимся на предприятии работникам необходимо переобучение в специализированных учебных заведениях, в отраслевых центрах повышения квалификации, а также во внутренних производственных подразделениях.
Вопросы для самопроверки
Тема 12 Маркетинг в антикризисном управлении
12.1 Маркетинговая стратегия и тактика предприятия в период кризиса.
12.2 Планирование ассортимента продукции.
12.3 Планирование товародвижения и сбыта продукции.
12.4 Ценовая политика предприятия.
12.1 Маркетинговая стратегия и тактика предприятия в период кризиса.
Маркетинговая стратегия предприятия в период кризиса направлена на максимальную адаптацию производственно - сбытового процесса к требованиям рынка.
Суть антикризисной маркетинговой стратегии заключается в выборе производственной, ценовой и сбытовой политики предприятия.
При разработке маркетинговой стратегии необходимо ответить на следующие вопросы:
11.1 Понятие, принципы и программа санации.
11.2 Санация инвестиционного потенциала предприятия.
11.3 Санация кадрового потенциала.
11.1 Понятие, принципы и программа санации
Санация – это комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия, его жизнестойкости, предупреждению банкротства.
Она нацелена на сохранение предприятия путем разработки и реализации комплексной программы его оздоровления и развития и включает:
- выявление и использование скрытых резервов;
- выявление и использование дополнительных стимулов для эффективной финансово – хозяйственной деятельности.
Проведение санации базируется на следующих принципах:
-
принцип упущенных возможностей означает чем раньше будет осознана необходимость реорганизации предприятия, тем легче предприятию будет преодолеть зону неблагополучия; -
принцип динамичности экономических процессов предполагает, что санация должна носить оперативный и упреждающий характер, так как запаздывание с неотложными мерами ухудшает положение дел на предприятии; -
принцип малозатратности антикризисных мероприятий. При остром дефиците ресурсов на предприятии это имеет первостепенное значение; -
принцип прозрачности всех санационных мероприятий означает, что весь персонал должен быть ознакомлен с целями и задачами программы оздоровления предприятия. -
принцип соблюдения компромисса между интересами собственников, менеджеров, работников, кредиторов и инвесторов. В противном случае неизбежен саботаж программных мероприятий со стороны участников, интересы которых ущемлены; -
принцип сотрудничества с персоналом предполагает привлечение сотрудников к разработке программы санации, что повышает мотивацию персонала и способствует эффективной реализации программы.
Процедура санации – это упорядоченная совокупность осуществляемых управленческих действий, создающих условия для эффективного оздоровления предприятия.
Основное назначение процедур санации – организационное обеспечение разработки и реализации программы антикризисных мероприятий.
Каждая процедура способствует достижению определенной цели, решению некоторого комплекса задач.
Выделяют следующие основные процедуры санации:
- разработка программы санации;
- санация инвестиционного потенциала предприятия;
- санация кадрового потенциала.
Общая схема санации представлена на рисунке.
Принципы санации
Принцип упущенных возможностей
Принцип динамичности экономических ресурсов
Принцип малозатратности антикризисных мероприятий
Принцип прозрачности санационных процедур
Принцип комплекса между интересами всех участников санации
Принцип сотрудничества с персоналом
Рис. 7 Общая схема санации предприятия
Предприятие, осуществляя мониторинг своей финансово - хозяйственной деятельности, способно своевременно распознавать кризисные симптомы и разрешать возникающие проблемы.
Разработать программу санации могут как специалисты предприятия под руководством антикризисного управляющего, так и внешние консультанты.
Разработка антикризисных мероприятий тесно связана с исследованием внутренних возможностей предприятия. Особенно важно выявить неиспользуемые ресурсы для кризисных предприятий, так как привлечение внешних инвестиций без потери самостоятельности для них проблематично.
Наиболее эффективными и малозатратными мероприятиями для оздоровления предприятия являются:
- оптимизация налогообложения;
- оптимизация ценообразования;
- внедрение новых форм организации труда;
- использование передовых методов работы с персоналом;
- продажа или сдача в аренду неиспользуемого оборудования и помещений;
- реструктуризация кредиторской задолженности;
- маркетинговые мероприятия;
- эффективное управление дебиторской задолженностью.
При разработке программы санации необходимо:
-
тщательно проанализировать причины кризисных явлений на предприятии, выявить их происхождение; -
изучить все возможные способы снижения воздействия негативные факторов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, рассматривая при этом альтернативные варианты решений; -
разрабатывать последовательные антикризисные мероприятия с указанием ответственных лиц, сроков, объемов ресурсов и точек контроля.
В программу санации могут быть включены самые мелкие изменения и усовершенствования, которые непосредственно влияют на обслуживание покупателей, качество продукции, уровень производственных и управленческих затрат и таким образом повышают устойчивость предприятия.
Основными направлениями антикризисной программы должны быть мероприятия по повышению качества продукции и снижению затрат.
11.2 Санация инвестиционного потенциала предприятия.
Инвестиционный потенциал предприятия – это все потенциальные возможности финансирования предприятия.
Источники инвестиций можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним источникам относят:
-
реализация или сдача в аренду неиспользуемых помещений, оборудования и других материальных активов; -
совершенствование работы с дебиторской задолженностью, в том числе использование такой финансовой операции, как факторинг – переуступки прав на взыскание долгов; -
организация вексельных программ, что позволяет предприятию привлечь денежные ресурсы; -
реализация интеллектуальной собственности и нематериальных активов с помощью франчайзинга. Франчайзинг - это соглашение с другими предприятиями о продаже ему торговой марки (товарный франчайзинг), технологии (производственный франчайзинг), лицензии на право открытия магазинов (деловой франчайзинг); -
оптимизация налогообложения – это процесс нахождения наилучших вариантов уплаты налогов. Например, снижению налогооблагаемой базы способствует переоценка основных фондов; -
реализация непрофильных услуг: изготовление технологической оснастки, ремонт техники, обучение персонала, консалтинг и др.
Изучив все внутренние возможности функционирования менеджер может обратиться к внешним инвестиционным источникам.
К внешним источникам финансирования относят:
-
прямое кредитование партнером по бизнесу.
Например, финансирование предприятием – кредитором, находящимся с должником в кооперированных производственных связях и нуждающимися в получении от него специализированной продукции;
-
банковский кредит – наиболее распространенный способ привлечения средств. Банк может потребовать залог. Многие банки представляют кредит под обеспечение ценными бумагами в виде операции репо. Операция репо - это сделка по продаже ценных бумаг с обязательством обратного выкупа, т.е. это по сути кредитование под залог ценных бумаг; -
бюджетное кредитование, т.е. финансирование предприятий за счет средств государственного или регионального бюджета. Это зависит от статуса предприятия, его роли в экономике страны и региона. Наиболее вероятна бюджетная поддержка градообразующих предприятий, предприятий ВПК, предприятий выпускающих конкурентоспособную научно – техническую продукцию и энергосберегающую технику; -
лизинг технологического оборудования длительного срока службы. Договор лизинга является незавершенной сделкой, а оборудование, машины, агрегаты не числятся на балансе их потребителя.
Выделяют следующие виды лизинга:
- оперативный лизинг, т.е. краткосрочная аренда от одного дня до одного года (рентинг); и от одного года до трех лет (хайринг);
- финансовый лизинг с полной окупаемостью оборудования;
- возвратный лизинг, когда оборудование арендуется на определенный срок;
5) эмиссия ценных бумаг (выпуск акций, облигаций). Эмиссия ценных бумаг, как источники привлечения инвестиций, целесообразна только при ранних признаках неблагополучия на крупном предприятии с известным положительным имиджем;
6) иностранные инвестиции. Для иностранных инвесторов представляют интерес в основном добывающая и пищевая промышленность.
Указанные источники финансирования не всегда могут быть использованы предприятиями, особенно малыми и средними.
Проводя первичную санацию инвестиционного потенциала менеджер непосредственно приступает к планированию конкретных действий по повышению устойчивости своего предприятия.
11.4 Санация кадрового потенциала
Жизнеспособность предприятия, в том числе и в условиях кризиса, в решающей степени зависит от качества персонала – его квалификации, сплоченности, лояльности к переменам, уровня мотивации.
Санация кадрового потенциала необходимая процедура антикризисного управления, формирующая кадровое обеспечение разработки и реализации программы оздоровительных мероприятий.
Целями санации кадрового потенциала является освобождение предприятия от кадрового «балласта» и вовлечение оставшегося персонала в осуществление перемен.
Особенно важно эффективно провести санацию управленческого персонала, чтобы потом он составил антикризисную команду предприятия.
Начальным мероприятием санации является аттестация персонала, т.е. определение уровня профессионализма, квалификации, практических навыков и деловых качеств работника, установления его соответствия занимаемой должности.
Основные критерии оценки персонала – это профессионализм, самоотдача, инициативность, преданность предприятию.
На первом этапе санации рекомендуется провести анкетирование всего персонала, включив такие вопросы:
Каким образом ваш труд учитывается в общих результатах деятельности предприятия?
Кто покупает продукцию вашего предприятия?
Охарактеризуйте качество нашей продукции.
Кто (что) мешает вам в работе?
Что вы предлагаете изменить, усовершенствовать на своем рабочем месте и на предприятии в целом?
Последний вопрос наилучшим образом характеризует инициативность работника. Если работник пространно ответит на него, то можно быть уверенным, что в будущем он не останется пассивным наблюдателем оздоровления предприятия.
Для «балластной» группы кадров используются такие способы:
-
предложение другой вакантной должности на данном предприятии с оперативной переподготовкой на рабочем месте; -
переобучение и трудоустройство работников через региональный центр занятости; -
увольнение работников, в том числе:
- по собственному желанию;
- по сокращению штатов и инициативе администрации;
- в связи с уходом на пенсию.
Осуществление всех перечисленных мер регулирует Трудовой кодекс РФ.
Итоги аттестации должны не только определить соответствие профессионального и квалификационного уровня персонала занимаемой должности, но и продемонстрировать степень готовности кадрового потенциала к грядущим изменениям и его адаптивные возможности.
Оставшимся на предприятии работникам необходимо переобучение в специализированных учебных заведениях, в отраслевых центрах повышения квалификации, а также во внутренних производственных подразделениях.
Вопросы для самопроверки
-
Что такое санация и какие его основные принципы? -
Назовите основные процедуры санации. -
Назовите основные мероприятия по оздоровлению предприятия в кризисной ситуации. -
В чем заключается санация инвестиционного потенциала? -
В чем заключается санация кадрового потенциала?
Тема 12 Маркетинг в антикризисном управлении
12.1 Маркетинговая стратегия и тактика предприятия в период кризиса.
12.2 Планирование ассортимента продукции.
12.3 Планирование товародвижения и сбыта продукции.
12.4 Ценовая политика предприятия.
12.1 Маркетинговая стратегия и тактика предприятия в период кризиса.
Маркетинговая стратегия предприятия в период кризиса направлена на максимальную адаптацию производственно - сбытового процесса к требованиям рынка.
Суть антикризисной маркетинговой стратегии заключается в выборе производственной, ценовой и сбытовой политики предприятия.
При разработке маркетинговой стратегии необходимо ответить на следующие вопросы: