Файл: Основные принципы антикризисного управления заключаются в следующем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- стандартизация информационных потоков;

- подготовка материала для контроля и регулирования деятельности предприятия;

- сбор и систематизация информации для принятия управленческих решений;

- разработка инструментария для процессов планирования, контроля и регулирования

- консультирование при выборе корректирующих мероприятий и управленческих решений;

- обеспечение надежности и экономичности функционирования информационной системы.

Объем и содержание функций контролинга зависит от следующих факторов:

- размера предприятия;

- уровня диверсификации производства;

- уровня конкуренции на рынке;

- профессиональной компетенции управленческого персонала;

- общего экономического состояния предприятия.

При выполнении вышеуказанных функций службы контролинга используют следующие инструменты:

  • бенчмаркинг (анализ и сравнение с конкурентами);

  • - система раннего предупреждения о несоответствии результатов деятельности стандартам;

  • разработка сценариев развития предприятия;

  • сетевое планирование и управление;

  • стоимостной анализ;

- анализ затрат и результатов;

- калькуляция проектов и продукции;

- расчеты эффективности инвестиционных проектов;

- бюджетирование;

- портфельный анализ;

- определение точки безубыточности;

- имитационное моделирование;

- линейное программирование и др.

Следует заметить, что разработка и внедрение системы контролинга предприятия в кризисной ситуации является ошибочной. В таких условиях более приемлемыми методами могут оказаться активные методы антикризисного управления, так как предприятие вряд ли будет в состоянии затратить крупные средства на создание новой системы управления.

Контролинг представляет собой хороший инструмент для своевременного распознавания негативных признаков у предприятия, находящихся в фазах относительно стабильного функционирования
13.3. Виды контролинга
Систему контролинга можно представить в следующем виде:

Контролинг финансов и ликвидности

Контролинг финансов и ликвидности

Контролинг

инвестиций



Контролинг

инвестиций


Рис. 7 Структура контролинга предприятия

Контролинг финансов и ликвидности предназначен для анализа агрегированных данных по платежам и имущественной системе предприятия. Осуществляется планирование и контроль движения денежных потоков предприятия, и оцениваются ликвидность всех средств предприятия.

Контролинг инвестиций предназначен для планирования и контроля процессов инвестирования средств предприятия. Рассматриваются альтернативные варианты инвестиционных вложений.

Контролинг проектов предназначен для планирования и контроля затрат, сроков исполнения и анализа результатов различных проектов

Контролинг договоров предназначен для контроля сроков, объемов движения денежных средств и этапов реализации договорных соглашений с поставщиками и потребителями.

Контролинг запасов предназначен для планирования и оптимизации запасов товарно-материальных ресурсов на предприятии.

Контролинг логистики – предназначен для планирования и контроля всех видов издержек в процессе транспортировки товарных запасов.

Контролинг сбыта предназначен для планирования и контроля реализации товаров, статистики сбыта, информационной поддержки маркетинговых мероприятий.

Контролинг возникновения затрат и прибылей предназначен для анализа деятельности подразделений предприятия. Осуществляется планирование и контроль затрат и поступление доходов по всем службам и подразделениям предприятия.

Контролинг товаров и услуг предназначен для планирования, контроля и анализа процессов сбыта товаров и оказания услуг как по отдельным вилам, так и по их группам.

Контролинг потребителей и рынков сбыта предназначен для планирования и контроля объемов сбыта по отдельным сегментам рынка сбыта.

Контролинг затрат и финансовых результатов ориентирован на анализ агрегированных показателей. В рамках этой подсистемы планируется и контролируется величина прибыли и уровень рентабельности предприятия.

Контролинг является неотъемлемой частью процесса управления предприятием. и он должен осуществлять постоянный контроль за достижением стратегических и оперативных (тактических) целей предприятия. Следовательно, можно выделить стратегический и оперативный (тактический) контролинг.

Стратегический контролинг отслеживает изменение, как в самом предприятии, так и во внешней среде. Он предназначен для отслеживания изменений, которые влияют на будущее развитие предприятия.



Стратегический контролинг ориентирован на поддержание и формирование потенциального успеха. Стратегический контролинг определяет цели и задачи для оперативного контролинга, т.е. ставит нормативные рамки.

Оперативный (тактический) контролинг оказывает содействие руководству предприятия в достижении запланированных целей в виде количественных показателей рентабельности, ликвидности и прибыли. Оперативный контролинг ориентирован на краткосрочный результат. Основная отличие стратегического и оперативного контролинга заключается в том, что стратегический контролинг ориентирован на будущие интересы предприятия, а оперативный, прежде всего, на настоящие. Стратегический и оперативный контролинг должны дополнять друг друга.
Вопросы для самопроверки

  1. Что такое контролинг и его основные принципы?

  2. Назовите основные функции контролинга.

  3. Какие инструменты используются в контролинге при выполнении своих функций?

  4. Какие виды конролинга существуют?

Тема 14 Реинжиниринг в антикризисном управлении


    1. Сущность и методология реинжиниринга.

    2. Этапы и принципы реинжиниринга.

    3. Условия успешного реинжиниринга.




    1. Сущность и методология реинжиниринга.


Проблема повышения эффективности бизнеса остро стоят перед промышленными предприятиями. Решать данную проблему можно при помощи новых подходов, базирующихся на реинжиниринге бизнес-процессов.

Реинжиниринг бизнес-процессов используется в тех случаях, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности предприятия.

Бизнес-процесс – это множество операций предприятия, заканчивающихся созданием продукции или оказанием услуги необходимой потребителю. Бизнес-процессы могут быть основными и вспомогательными.

Основные процессы – это процессы по созданию продукции или оказание услуги, которые требуют внешние потребители.

Вспомогательные процессы обеспечивают эффективную реализацию основных бизнес-процессов. Например, ремонт и техническое обслуживание оборудование, энергетическое обслуживание и т.д.

Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных показателей деятельности предприятия (термин ввел М. Хаммер).


Это определение содержит четыре ключевых слова:

- фундаментальный;

- радикальный;

- резкий (скачкообразный);

- процесс.

Фундаментальный. На начальной стадии реинжиниринга необходимо ответить на следующие вопросы:

- почему предприятие делает то, что оно делает?

- почему предприятие делает это таким способом?

- каким хочет стать предприятие?

Отвечая на эти вопросы, специалисты должны переосмыслить правила ведения бизнеса, часто оказывающихся устаревшими или ошибочными.

Радикальный. Радикальное перепроектирование – это изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. в ходе этого процесса предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.

Резкий (скачкообразный). Реинжиниринг целесообразен только тогда, когда требуется резкое (скачкообразное) улучшение показателей деятельности предприятия в 5-10 раз и более. Когда необходимо улучшить показатели деятельности предприятия на 10-100%, реинжиниринг не применяется, а используются более традиционные методы усовершенствования бизнеса.

Процесс. Бизнес – процесс – это множество действий предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю.

Различие между совершенствованием и реинжинирингом бизнеса представлены в таблице 7.
Таблица 7

Сравнительная характеристика совершенствования и реинжиниринга бизнеса


Параметр

Совершенствование

Реинжиниринг

Уровень изменений

Наращиваемый

Радикальный

Начальная точка

Существующий процесс

Чистая доска

Частота изменений

Непрерывно/единовременно

Единовременно

Длительность изменений

Малая

Большая

Направление изменений

Снизу вверх

Сверху вниз

Охват

Узкий - на уровне функций (функциональный подход )

Широкий –

межфункциональный

Риск

Умеренный.

Высокий.

Основное средство

Стратегическое управление

Информационные технологии



Можно выделить следующие типы предприятий, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:

  • предприятие, находящееся на грани краха, в связи с тем, что цены на товары у них выше, а качество заметно ниже, чем у конкурентов;

  • предприятия, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных с появлением новых конкурентов, изменением требований потребителей, изменением окружающей среды и пр;

  • предприятия, не имеющие проблем сейчас, но прогнозирующие их появление в обозримом будущем. Это предприятия – лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику и желающие с помощью инжиниринга добиться повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Реинжиниринг бизнес-процессов необходимо проводить на основе проекта


    1. Этапы и принципы реинжиниринга.


Разработка и внедрение проекта реинжиринга осуществляется в несколько этапов (рисунок 8)



3.Разработка нового бизнеса




4.Внедрение проекта реинжиниринга

Рис. 8 - Этапы разработки проекта реинжиниринга
На первом этапе разрабатывается образ будущего предприятия, т.е. модель предприятия, отражающая его главные черты. Образ будущего предприятия определяется путем разработки миссии, целей и стратегии организации.

На втором этапе осуществляется анализ существующего бизнеса. Проводится подробное описание основных бизнес - процессов и определяются процессы, требующие коренной перестройки.

На третьем этапе разрабатывается новый бизнес-процесс, т.е. производится перепроектирование процессов, признанных неэффективными. Особое внимание при разработке новых бизнес-процессов уделяется информационным технологиям.

На четвертом этапе осуществляется внедрение новых бизнес - процессов. Для успешного освоения новых бизнес – процессов определяются новые функции персонала, проводится переподготовка кадров, внедряется новая система мотивации и т.д.

В результате внедрение проекта реинжиниринга на предприятии происходит следующие изменения:

- сокращается число функциональных подразделений, а число процессных возрастает;

- расширяется специализация подразделений