Файл: Основные принципы антикризисного управления заключаются в следующем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- стандартизация информационных потоков;
- подготовка материала для контроля и регулирования деятельности предприятия;
- сбор и систематизация информации для принятия управленческих решений;
- разработка инструментария для процессов планирования, контроля и регулирования
- консультирование при выборе корректирующих мероприятий и управленческих решений;
- обеспечение надежности и экономичности функционирования информационной системы.
Объем и содержание функций контролинга зависит от следующих факторов:
- размера предприятия;
- уровня диверсификации производства;
- уровня конкуренции на рынке;
- профессиональной компетенции управленческого персонала;
- общего экономического состояния предприятия.
При выполнении вышеуказанных функций службы контролинга используют следующие инструменты:
-
бенчмаркинг (анализ и сравнение с конкурентами); -
- система раннего предупреждения о несоответствии результатов деятельности стандартам; -
разработка сценариев развития предприятия; -
сетевое планирование и управление; -
стоимостной анализ;
- анализ затрат и результатов;
- калькуляция проектов и продукции;
- расчеты эффективности инвестиционных проектов;
- бюджетирование;
- портфельный анализ;
- определение точки безубыточности;
- имитационное моделирование;
- линейное программирование и др.
Следует заметить, что разработка и внедрение системы контролинга предприятия в кризисной ситуации является ошибочной. В таких условиях более приемлемыми методами могут оказаться активные методы антикризисного управления, так как предприятие вряд ли будет в состоянии затратить крупные средства на создание новой системы управления.
Контролинг представляет собой хороший инструмент для своевременного распознавания негативных признаков у предприятия, находящихся в фазах относительно стабильного функционирования
13.3. Виды контролинга
Систему контролинга можно представить в следующем виде:
Контролинг финансов и ликвидности
Контролинг финансов и ликвидности
Контролинг
инвестиций
Контролинг
инвестиций
Рис. 7 Структура контролинга предприятия
Контролинг финансов и ликвидности предназначен для анализа агрегированных данных по платежам и имущественной системе предприятия. Осуществляется планирование и контроль движения денежных потоков предприятия, и оцениваются ликвидность всех средств предприятия.
Контролинг инвестиций предназначен для планирования и контроля процессов инвестирования средств предприятия. Рассматриваются альтернативные варианты инвестиционных вложений.
Контролинг проектов предназначен для планирования и контроля затрат, сроков исполнения и анализа результатов различных проектов
Контролинг договоров предназначен для контроля сроков, объемов движения денежных средств и этапов реализации договорных соглашений с поставщиками и потребителями.
Контролинг запасов предназначен для планирования и оптимизации запасов товарно-материальных ресурсов на предприятии.
Контролинг логистики – предназначен для планирования и контроля всех видов издержек в процессе транспортировки товарных запасов.
Контролинг сбыта предназначен для планирования и контроля реализации товаров, статистики сбыта, информационной поддержки маркетинговых мероприятий.
Контролинг возникновения затрат и прибылей предназначен для анализа деятельности подразделений предприятия. Осуществляется планирование и контроль затрат и поступление доходов по всем службам и подразделениям предприятия.
Контролинг товаров и услуг предназначен для планирования, контроля и анализа процессов сбыта товаров и оказания услуг как по отдельным вилам, так и по их группам.
Контролинг потребителей и рынков сбыта предназначен для планирования и контроля объемов сбыта по отдельным сегментам рынка сбыта.
Контролинг затрат и финансовых результатов ориентирован на анализ агрегированных показателей. В рамках этой подсистемы планируется и контролируется величина прибыли и уровень рентабельности предприятия.
Контролинг является неотъемлемой частью процесса управления предприятием. и он должен осуществлять постоянный контроль за достижением стратегических и оперативных (тактических) целей предприятия. Следовательно, можно выделить стратегический и оперативный (тактический) контролинг.
Стратегический контролинг отслеживает изменение, как в самом предприятии, так и во внешней среде. Он предназначен для отслеживания изменений, которые влияют на будущее развитие предприятия.
Стратегический контролинг ориентирован на поддержание и формирование потенциального успеха. Стратегический контролинг определяет цели и задачи для оперативного контролинга, т.е. ставит нормативные рамки.
Оперативный (тактический) контролинг оказывает содействие руководству предприятия в достижении запланированных целей в виде количественных показателей рентабельности, ликвидности и прибыли. Оперативный контролинг ориентирован на краткосрочный результат. Основная отличие стратегического и оперативного контролинга заключается в том, что стратегический контролинг ориентирован на будущие интересы предприятия, а оперативный, прежде всего, на настоящие. Стратегический и оперативный контролинг должны дополнять друг друга.
Вопросы для самопроверки
-
Что такое контролинг и его основные принципы? -
Назовите основные функции контролинга. -
Какие инструменты используются в контролинге при выполнении своих функций? -
Какие виды конролинга существуют?
Тема 14 Реинжиниринг в антикризисном управлении
-
Сущность и методология реинжиниринга. -
Этапы и принципы реинжиниринга. -
Условия успешного реинжиниринга.
-
Сущность и методология реинжиниринга.
Проблема повышения эффективности бизнеса остро стоят перед промышленными предприятиями. Решать данную проблему можно при помощи новых подходов, базирующихся на реинжиниринге бизнес-процессов.
Реинжиниринг бизнес-процессов используется в тех случаях, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности предприятия.
Бизнес-процесс – это множество операций предприятия, заканчивающихся созданием продукции или оказанием услуги необходимой потребителю. Бизнес-процессы могут быть основными и вспомогательными.
Основные процессы – это процессы по созданию продукции или оказание услуги, которые требуют внешние потребители.
Вспомогательные процессы обеспечивают эффективную реализацию основных бизнес-процессов. Например, ремонт и техническое обслуживание оборудование, энергетическое обслуживание и т.д.
Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных показателей деятельности предприятия (термин ввел М. Хаммер).
Это определение содержит четыре ключевых слова:
- фундаментальный;
- радикальный;
- резкий (скачкообразный);
- процесс.
Фундаментальный. На начальной стадии реинжиниринга необходимо ответить на следующие вопросы:
- почему предприятие делает то, что оно делает?
- почему предприятие делает это таким способом?
- каким хочет стать предприятие?
Отвечая на эти вопросы, специалисты должны переосмыслить правила ведения бизнеса, часто оказывающихся устаревшими или ошибочными.
Радикальный. Радикальное перепроектирование – это изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. в ходе этого процесса предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.
Резкий (скачкообразный). Реинжиниринг целесообразен только тогда, когда требуется резкое (скачкообразное) улучшение показателей деятельности предприятия в 5-10 раз и более. Когда необходимо улучшить показатели деятельности предприятия на 10-100%, реинжиниринг не применяется, а используются более традиционные методы усовершенствования бизнеса.
Процесс. Бизнес – процесс – это множество действий предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю.
Различие между совершенствованием и реинжинирингом бизнеса представлены в таблице 7.
Таблица 7
Сравнительная характеристика совершенствования и реинжиниринга бизнеса
Параметр | Совершенствование | Реинжиниринг |
Уровень изменений | Наращиваемый | Радикальный |
Начальная точка | Существующий процесс | Чистая доска |
Частота изменений | Непрерывно/единовременно | Единовременно |
Длительность изменений | Малая | Большая |
Направление изменений | Снизу вверх | Сверху вниз |
Охват | Узкий - на уровне функций (функциональный подход ) | Широкий – межфункциональный |
Риск | Умеренный. | Высокий. |
Основное средство | Стратегическое управление | Информационные технологии |
Можно выделить следующие типы предприятий, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:
-
предприятие, находящееся на грани краха, в связи с тем, что цены на товары у них выше, а качество заметно ниже, чем у конкурентов; -
предприятия, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных с появлением новых конкурентов, изменением требований потребителей, изменением окружающей среды и пр; -
предприятия, не имеющие проблем сейчас, но прогнозирующие их появление в обозримом будущем. Это предприятия – лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику и желающие с помощью инжиниринга добиться повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
Реинжиниринг бизнес-процессов необходимо проводить на основе проекта
-
Этапы и принципы реинжиниринга.
Разработка и внедрение проекта реинжиринга осуществляется в несколько этапов (рисунок 8)
3.Разработка нового бизнеса
4.Внедрение проекта реинжиниринга
Рис. 8 - Этапы разработки проекта реинжиниринга
На первом этапе разрабатывается образ будущего предприятия, т.е. модель предприятия, отражающая его главные черты. Образ будущего предприятия определяется путем разработки миссии, целей и стратегии организации.
На втором этапе осуществляется анализ существующего бизнеса. Проводится подробное описание основных бизнес - процессов и определяются процессы, требующие коренной перестройки.
На третьем этапе разрабатывается новый бизнес-процесс, т.е. производится перепроектирование процессов, признанных неэффективными. Особое внимание при разработке новых бизнес-процессов уделяется информационным технологиям.
На четвертом этапе осуществляется внедрение новых бизнес - процессов. Для успешного освоения новых бизнес – процессов определяются новые функции персонала, проводится переподготовка кадров, внедряется новая система мотивации и т.д.
В результате внедрение проекта реинжиниринга на предприятии происходит следующие изменения:
- сокращается число функциональных подразделений, а число процессных возрастает;
- расширяется специализация подразделений