ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство - коллегиальный орган, в своей деятельности ответственный перед Президентом Республики.
Правительство формируется Президентом: с согласия Мажилиса Президент назначает на должность Премьер-Министра и единолично назначает на должности остальных членов Правительства.
Правительство разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; вносит в Мажилис проекты законов; организует управление государственной собственностью; вырабатывает меры по проведению внешней политики и руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов.
Судебная система Республики Казахстан устанавливается Конституцией Республики и Конституционным законом от 25.12.2000 № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», включает в себя Верховный суд Республики Казахстан и местные суды (областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения, специализированный суд - Военный суд Республики Казахстан, районные и приравненные к ним суды (городской, межрайонный). Конституционный закон допускает создание специализированных судов (финансовых, экономических, административных, по делам несовершеннолетних и иных).
Конституционные основы судопроизводства включают в себя следующие принципы:
-
лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда; -
никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение; -
никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом; -
в суде каждый имеет право быть выслушанным; -
законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон; -
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; -
никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди; -
любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; -
не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом; -
никто не может бьггь осужден лишь на основе его собственного признания.
Конституционный контроль в Республике осуществляет Конституционный Совет, состоящий из семи членов. Пожизненными членами Конституционного Совета являются экс-Президенты Республики. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются Президентом, еще по два члена назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом.
Конституционный Совет по обращению Президента, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума; рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики; рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции и дает официальное толкование норм Конституции.
§ 7. Основы конституционного права государств Средней Азии
Действующая Конституция Туркменистана принята в 1992 году и провозглашает, что Туркменистан - демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное управление осуществляется в форме президентской республики. Туркменистан провозгласил статус постоянного нейтралитета, являющийся основой его внешней и внутренней политики.
В текст Конституции неоднократно вносились поправки в 1995, 1999, 2003, 2006 и 2008 годах и, в основном, были связаны с продлением срока полномочий главы государства. Специфической чертой государственного устройства Туркменистана того времени было закрепление разделения «представительной власти» и «государственной власти». В стране был создан особый представительный орган - Народный Совет (Халк Маслахаты), обладающий неограниченными полномочиями, состоявший из двух с половиной тысяч человек. При этом Народный Совет фактически был полностью подконтролен Президенту, не имел политического веса и все свои решения принимал единогласно. Данный орган помогал Президенту придавать своим решениям видимость всенародного участия.
В 2008 году были внесены значительные изменения в текст Конституции Туркменистана, существенно изменена система высших органов государствен ной власти. Народный Совет был упразднен, его полномочия были разделены между Президентом и Парламентом (Меджлисом) Туркменистана.
В Конституции Туркменистана закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют самостоятельно, уравновешивая друг друга.
Президент Туркмении является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом, выступает гарантом национальной независимости и статуса нейтралитета Туркменистана, территориальной целостности, соблюдения Конституции и международных соглашений. Он осуществляет высшую государственную власть в республике наряду с Парламентом (Меджлисом), Кабинетом Министров и Верховным судом (казыетом).
Президентом может быть избран гражданин Туркменистана (ранее было требование, что президентом может быть только туркмен по национальности), родившийся в Туркменистане, не моложе 40 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным (туркменским) языком, в течение предшествующих 15 лет постоянно проживающий в Туркменистане. Президент избирается сроком на пять лет, ограничений на переизбрание нет.
Парламент (Меджлис) Туркменистана является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть. Он состоит из 125 депутатов, избираемых по мажоритарной системе от территориальных окру гов сроком на 5 лет.
Кабинет Министров (Правительство) является исполнительным и распорядительным органом, председателем Кабинета Министров является Президент Туркменистана. Члены Кабинета Министров назначаются Президентом, за исключением министров внутренних дел и министра адалат (юстиции), которые по представлению Президента подлежат назначению Парламентом.
Парламент также назначает по представлению Президента председателя Верховного суда и Генерального прокурора. Всех остальных судей назначает непосредственно Президент Туркменистана. Высший судебный орган в Туркменистане - Верховный суд.
Кыргызстан (Кыргызская Республика) - унитарное, суверенное, демократическое государство. С 1993 года в республике действовала Конституция, которая была принята 12-й сессией Верховного совета Кыргызстана. В 2010 году на всенародном референдуме была принята новая Конституция, которая изменила действовавшую ранее модель президентской республики в пользу парламентской. Принятие новой конституции было сопряжено с государственным переворотом.
Конституция закрепила принципы верховенства власти народа, разделения властей. Власть делится на исполнительную
, законодательную, судебную. Исполнительная власть представлена Правительством, во главе с Премьер-Министром, законодательная - парламентом (Жогорку Кенеш) и судебная - Конституционным и Верховным судами. Президент Кыргызстана не является главой исполнительной власти, согласно Конституции определен его статус как главы государства, высшего должностного лица. Парламент и Премьер-министр обладают значительно большим числом властных полномочий, нежели Президент.
Высший орган законодательной власти - Парламент (Жогорку Кенеш), - осуществляющий контрольные функции и полномочия по принятию законов. Он является однопалатным и состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет на основе пропорциональной избирательной системы по партийным спискам.
Президент избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет, без права переизбрания на второй срок. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды.
Глава правительства - премьер-министр, назначается парламентом по представлению парламентской фракции большинства (депутатов от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов).
Конституционный суд Кыргызской Республики является высшим органом судебной власти по защите Конституции. Верховный суд является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
Согласно Конституции Республики Узбекистан, принятой в 1992 году и измененной в 2007 и 2008 годах, Узбекистан - суверенная демократическая полупрезидентская республика. Народ является единственным источником государственной власти. От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Парламент (Олий Мажлис) и Президент республики. Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Президент является главой государства и исполнительной власти. Президентом может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным (узбекским) языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.
Высшим государственным представительным органом является Парламент (Олий Мажлис) Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть. Парламент состоит из двух палат - Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Срок полномочий Законодательной палаты и Сената - пять лет. Законодательная палата состоит из ста двадцати депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на основе мажоритарной избирательной системы. Сенат является палатой территориального представительства и состоит из членов Сената (сенаторов).
Исполнительную власть осуществляет Кабинет Министров, состоящий из Премьер-министра, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов. В состав Кабинета Министров входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан. Состав Кабинета Министров формируется Президентом. Кандидатура Премьер-министра рассматривается и утверждается палатами Парламента по представлению Президента. Члены Кабинета Министров утверждаются Президентом по представлению Премьер-министра. Кабинет Министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, исполнение законов, решений Парламента, указов, постановлений и распоряжений Президента.