Файл: Основы туризма мировой туризм понятие. Современное состояние туризма в мире и перспективы развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основы туризма:
1. МИРОВОЙ ТУРИЗМ ПОНЯТИЕ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА В МИРЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Международный туризм — это путешествия людей в другую страну, отличную от места постоянного жительства. Также это вид деятельности направленный на удовлетворение культурных, духовных, оздоровительных, лечебных, спортивных и других потребностей иностранных туристов (связанных с предоставлением различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса). Минимальный порог пребывания в другой стране — 24 часа, а максимальный — 12 месяцев. Международный туризм официально стал регулироваться в 20-х годах ХХ века.
Международный туризм — существенная составляющая инновационного развития любой страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль экономики, источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости.
Сегодня это понятие включает в себя:
1. свободное перемещение людей;
2. путешествие в пункт назначения и остановка там;
3. выезд из страны постоянного проживания;
4. временное движение туриста по выбранному маршруту.
К специальным принципам международного туризма можно отнести такие, как:
-свобода передвижения и свобода выбора местожительства в пределах каждого государства (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 года);
-свобода передвижения и отсутствие дискриминации (ст. 1 Хартии туризма 1985 года)
-уважение государственного суверенитета и др.
Мировой туризм во многом зависит от следующих причин: это экономическая и политическая ситуация в регионе, колебания курса валют, рост стоимости туруслуг, развитость инфраструктуры принимающей страны, ее гостиничного сервис, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос
Факторы, благоприятствующие развитию туризма: внутриполитическая стабильность страны, которая принимает зарубежных гостей; серьезным политическим фактором является наличие межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных взаимосвязей, туризма и обменов.
Негативные для туризма факторы политического порядка: кризисы, инфляция, рост безработицы, нарушение условий товарообмена, а также отсутствие планирования использования природных и трудовых ресурсов являются тормозящими факторами; внутриполитическая нестабильность в стране или регионе; отсутствие между государствами добрососедских отношений; военные конфликты.
Туризм приносит большие валютные доходы в экономику любой страны. Поэтому в последние десять лет многие мировые державы и развивающиеся государства стараются развивать туристский бизнес, вкладывая в туриндустрию огромные денежные средства, развивая одновременно при этом и инфраструктуру, и экономику страны, развивать культурные связи с другими странами. Что, в общем, выгодно для всех жителей планеты земля, так как туризм объединяет все страны и народы.
Начало современного туризма датируется 1841г. До наших дней дошло описание первой туристской поездки 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафоборо, организованной Т. Куком. Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и появления массового транспортного средства - железных дорог.
С 1867 начинаются морские туристские путешествия. В 1882 г. состоялось первое кругосветное путешествие Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания.
Современное состояние мирового туризма и перспективы:
Мировой туризм сегодня является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Международный туризм экономически выгодная отрасль экономики, источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости.
Состояние мировой индустрии туризма в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики.
Индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в мире — 297 млн.
Самые безопасные страны для туристов: Острова АВС (Аруба, Бонайре и Кюрасао), Сингапур, Исландия, Швейцария, Бутан, Новая Зеландия, Ирландия, Кипр, Дубаи.
В мире идут войны, тут и там возникают вооруженные столкновения, конфликты, протесты, забастовки, в том числе – пилотов крупнейших авиакомпаний, а туризм растет.
Происходит то, что принято называть геополитические и экономические вызовы.
Но несмотря ни на что, с 2010 года объем международных туристических поездок растет, в среднем, на 5% в год.
Об этом в Самарканде заявил генеральный секретарь Талеб Рифаи Всемирной туристской организации ООН на 99-й сессии Исполнительного совета Организации.
Только в первой половине 2014 года международные туристические поездки выросли на 4.7%.
С официального сайта ЮНВТО:
С января по октябрь 2014 г. число международных туристов достигло 978 миллионов, что на 45 миллионов больше, чем за тот же период 2013 г. Достигнув показателя роста 4,7%, международный туризм продолжает расти, существенно превышая долгосрочный прогноз ЮНВТО на период 2010-2020 гг. (+3,8%), и к концу года превзойдет 1,1 миллиарда.
Если говорить о регионах, наибольший рост был отмечен на Американском континенте (+8%), за которым следуют Азиатско-Тихоокеанский регион (+5%) и Европа (+4%). Что касается субрегионов, среди них наилучшие результаты показали Северная Америка (+9%) и Южная Азия (+8%) наряду с Южной и средиземноморской Европой, Северо-Восточной Азией и Северной Европой (+7% во всех перечисленных субрегионах).
Естественно, что сама тенденция роста международных туристических поездок положительно влияет на экономический рост – увеличивает объем экспорта, способствует росту числа рабочих мест.
Туризм весьма чувствителен к 2 факторам: безопасности и благосостоянию.
В России в последний год заметно снижается благосостояние населения - и первыми это почувствовали на себе туристические фирмы: поток туристов за рубеж снизился, многие туристические фирмы обанкротились. Следует отметить - государство не оставило застрявших за рубежом россиян и помогло им вернуться домой.
Германия — самый большой приход, Великобритания, США. В Москву приток значительно увеличился из Китая до 40 процентов в прошлом году, а в этом идет умеренный рост.
Санкции : несколько выездной поток, особенно в страны Европы, Великобритании, снизился, но не меньше стали ездить на массовые направления: Египет, Турция, Юго-восточная Азия.
Самостоятельные бронирования не снизились, онлайн-бронирования наоборот растут, но это общая тенденция. Если говорить по внутреннему для нас въездному потоку, он и был крайне незначительным, но стал более осторожным.
Международный туризм охватывает большое количество сфер жизни людей. Пытаясь удовлетворить спрос каждого, предлагаются все новые виды туризма, маршрутов, направлений. Подтверждается гипотеза о том, что туризм видоизменяется вместе с потребностями и желаниями людей. Появление спроса на новые услуги порождает соответствующее предложение. Со временем не останется неохваченных рыночных сегментов, каждый сможет найти в туризме то, что удовлетворит его конкретные предпочтения. Все это говорит о том, что туризм становится символом современного мира, то есть мира, где на первый план выдвигаются желания и спрос не массы людей, а каждого отдельного человека.
Изменение туристического спроса. Потребительский рынок перенасыщен традиционными маршрутами в европейские страны. Азиатские страны предлагают широкий спектр всевозможных туристических услуг, это и современный активный отдых, и пляжный, и экологический, кроме того сейчас наблюдается рост популярности азиатской культуры. Буддизм завоевывает все больше последователей. В-третьих, азиатские страны рассматриваются как экзотика. Люди, приехавшие из стран с высоким уровнем экономического развития, погружаются в совершенно новую атмосферу (возможность бесплатно пожить в монастыре, выполняя те же действия и ритуалы, что и его постоянные обитатели). Относительно низкая цена на проживание, питание, развлечения в ряде стран Юго-Восточной Азии, Китае. Многие туристы остаются в этих странах на несколько лет, приобретают там недвижимость, квартиры, собственные дома. К примеру, в Таиланде можно приобрести полностью меблированную двухкомнатную квартиру, начиная от 1 миллиона рублей. Причем для иностранных граждан существуют различные льготы и облегченный вариант юридического оформления.
Что касается международных туристских прибытий в целом по миру, то они также увеличиваются, что свидетельствует о развитии такой сферы услуг как туризм. Вообще за период с 2000 по 2010 годы общий объем прибытий падал только три раза: в 2001 году - в связи с террористической атакой в США, в 2003 - из-за иракского кризиса разоружения и вспышки эпидемии атипичной пневмонии, а также в 2009 году, причиной чему послужила глобальная экономическая рецессия, в результате которой туристские прибытия по миру уменьшились на 3,8%.
Перспективы:
·Индустрия туризма создаст 21 миллион рабочих мест;
·Согласно прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), ожидается устойчивый рост туризма в период с 2009 по 2020 годы, в среднем на 4,4% в год. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадёт с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма — с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 трлн. долларов США в 2020 г.
Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления всё большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения.
Согласно прогнозам, туристы будут выбирать более близкие, недорогие направления, предпочитая маршруты по собственной стране или соседним государствам с использованием более экономичных транспортных средств. Уменьшатся также длительность поездок, их частота, расходы во время путешествий, снизится число пакетных туров, в том числе на пляжные курорты. Одновременно вырастет число поездок, бронируемых самостоятельно, в основном с размещением у друзей или родственников. Потребители с высоким уровнем дохода не откажутся от путешествий.
Ожидаются положительные тенденции на рынке образовательного туризма. Возможность скомбинировать зарубежную поездку с образованием, изучением языка, повышением квалификации, потребители будут рассматривать как выгодную инвестицию для повышения собственного уровня, для успешного трудоустройства, продвижения по карьерной лестнице. Выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, в условиях экономической нестабильности, потребители будут отдавать предпочтения именно программам обучения.
2. ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Не так давно почти спонтанно стали появляться специальные отраслевые туристские дисциплины – экономика туризма, рекреационная география, экология туризма, биосфера и туризм, педагогика и психология туризма, менеджмент туризма, безопасность туризма, информационные технологии в туризме, рекреалогия, феноменология туризма и др. Авторы, опираясь на многочисленные работы своих предшественников, попытались определить связи туризма с важнейшими науками и выделить основные направления туристской теории и практики, возникшие на основе таких связей:
туризм и география, на основе взаимодействия которых сформировались география туризма, рекреационная география, туристское страноведение, туристское регионоведение, региональный туризм; следует также сказать, что туризм – одна из наиболее географичных отраслей;
туризм и экономика, на основе чего возникло новое направление – экономика туризма; связи туризма и экономики в силу наиболее частой трактовки туризма как экономического феномена считаются наиболее тесными;
туризм и философия, взаимодействуя между собой, привели к возникновению таких направлений, как философия туризма, философия гостеприимства и т.д.;
туризм и социология порождают появление ряда направлений и феноменов – социология туризма, социальный туризм, социальная природа и значимость туризма; исходя из того, что в туризме главное – потребитель, возрастает значимость социологических знаний;