Файл: Основы туризма мировой туризм понятие. Современное состояние туризма в мире и перспективы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


туризм и информатика, техника, технология, взаимосвязи подобного рода формируют важнейшие научные и практические направления – информационные технологии в туризме, техника и технология туризма;

туризм и экология, на стыке которых формируется несколько научных направлений, наиболее важные из них – туристское природопользование, экология туризма, экологический туризм, экологическая безопасность в туризме и др.;

туризм и право – туризм, как и любые другие отрасли сферы сервиса, требует особого правового регулирования; во второй половине прошлого века сформировалось целое направление туристской теории и практики – туристское право;

туризм и психология, так как психология туристского потребления и психология туристского предложения определяют во многом характер и направления развития всего туристского бизнеса; психология туризма – наиболее перспективное научно-прикладное направление, получившее толчок к развитию только в последние годы;

туризм и медицина, связи подобного рода в последнее время приобрели свою значимость, так как вопросам медицины уделяется большое внимание в туристской практике; медицина в том или ином виде представлена в туристском праве, туристском страховании, туристских формальностях, безопасности туризма; сложилось как отдельное направление и медицинское обеспечение туризма.
В самом упрощенном варианте существуют четыре точки зрения на туризм как явление современного мира:

туризм как отрасль экономики – совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности;

туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и фор мирует туристский продукт;

туризм как самостоятельный вид экономической деятельности, т.е. деятельности по обслуживанию туристов. Туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм как деятельность во время отдыха – точка зрения самих туристов. В ее основу лег факт существования наряду с коммерческим туризмом туризма социального, направленного на доступный всем слоям населения страны отдых.

3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:
Социальная эффективность туризма заключается в:

  • В удовлетворении потребностей людей (в отдыхе, возможности развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях);

  • в восстановлении психофизиологических ресурсов общества и трудоспособности общества;

  • рациональном использовании свободного времени ;

  • в создании рабочих мест и занятости населения – достаточно развития тур индустрия в определенной местности позволяет решить проблему занятости многих рабочих рук, т.к. туризм – одна из самых трудозатратных отраслей;

  • экологической безопасности туризма, направленности его на поддержание и восстановление окружающей среды;

  • рост уровня жизни трудящихся (туризм способен привлекать значительные трудовые ресурсы, поэтому он приносит доход и быстро окупается);



С социальной точки зрения основная функция туризма – восстановление его физических, духовных и эмоциональных сил человека, затраченных им при выполнении своих производственных обязанностей; т к туристский отдых - это смена обстановки, изменение повседневного образа жизни, освобождение от усталости, возможность развлечься, ознакомится с новой местностью, ее людьми, расширить свой кругозор и т.д.
Экономическая эффективность туризма рассматривается на трех уровнях [3]:

1) в масштабах государства;

2) на уровне региона;

3) на уровне туристской фирмы.
Экономическая эффективность туризма - это получение экономического эффекта (выигрыша) от организации туризма в масштабах государства; туристского обслуживания региона; производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями показателями.
Экономическая эффективность:

- когда расходы туристов на покупку товаров и услуг, повышают доход страны и региона, обеспечивающих пополнение бюджета засчет налогов и др платежей предприятий тур индустрии ( они включают оплату: пакетов услуг на отдых и туры, размещение, питание, транспорта, развлечений);

- когда туристическое предприятие приносит прибыль;

- рост реального дохода потенциальных потребителей туристских услуг;

- увеличение спроса на туризм;

- стабильное положение валюты

Развитая туристская индустрия позволяет решить проблему занятости рабочих рук, которую можно отнести как к экономическим, так и к социальным проблемам. Туризм – одна из самых трудозатратных отраслей экономики, поэтому его развитие способствует уменьшению безработицы. Мировая практика показывает, что туристская индустрия привлекает дополнительные трудовые ресурсы из других регионов, увеличивая тем самым население данной местности.

Большую часть трудовых ресурсов поглощает гостиничное и ресторанное хозяйство, транспортные предприятия и туристские фирмы – туроператоры и турагенты.
Можно выделить следующие функции туризма:


экономическую

Потребительская сфера. Спрос на целый комплекс товаров и услуг, требует производства этих товаров. Поэтому туризм оказывает влияние на развитие отраслей, выпускающих предметы потребления. Благодаря этому производство потребительских товаров интенсивно развивается, принося этим пользу региону и повышая уровень жизни трудящихся. В свою очередь, улучшение уровня жизни трудящихся и увеличение продажи продукции местной промышленности естественным образом увеличивает доходы города, области, в которой она находится.

Доходная сфера. Благодаря туризму, туристским потокам увеличиваются доходы многих местных предприятий, таких, как

– культурные и развлекательные организации (музеи, выставки, памятники) которые в сваю очередь через налогообложение приносят пользу региону и местному населению.

– транспортные предприятия, фирмы и компании, чьи доходы напрямую зависят от количества туристов.

– предприятия, изготовляющие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел. Массовое изготовление и продажа такой продукции возможны только при наличии туристских потоков, что обеспечивает заработок значительному количеству людей. Кроме того, продажа таких, изделий может служить дополнительным средством рекламы туристского центра.

Валютная сфера. Туризм способствует значительному притоку сумм иностранной валюты.

социальную


Воспроизводящая функция туризма. Выделяют три основных аспекта восстановительной функции туризма:

– освобождение индивидуума от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;

– развлекательная функция – предоставление отдыхающему возможности развлечься, знакомство с местностью, ее людьми, культурные мероприятия и пр.

– интеллектуальная функция – предоставление возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности.

Привлечение сограждан к положительным видам деятельности в свободное от труда время, что отвлекает их от негативных, проявляющихся в пьянстве, увлечении наркотиками, создании неформальных объединений противоположного характера.

гуманитарную.

Важной функцией туризма является предоставление возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческого потенциала человека.




Функции туризма:

1. Способствует восстановлению сил и трудоспособности человека и соответственно психо – физиологических ресурсов общества

2. Способствует рациональному использованию свободного времени людей

3. Способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения.

4. Туризм обогащает социально – экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, гос – в, народов.

4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма. Оценка современного состояния внутреннего туризма страны указывает на низкий уровень его развития как по качественным, так и по количественным показателям.

В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с низким уровнем внутреннего туризма.

Необходимые условия успешного развития внутреннего туризма в России, так же как и выездного – формирование качественного туристского продукта; грамотная маркетинговая стратегия продвижения внутреннего туристского продукта на рынке; отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики; создание системы профессиональной подготовки персонала; привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

В настоящее время развитие (въездного) туризма в России сдерживается многими факторами, среди которых следует выделить несколько основных (проблемы).

В России сектор туризма представляет собой существенный недоиспользованный национальный ресурс, который должен стать не только рентабельным, но и стать существенным источником доходной части российской экономики.

1. Дефицит позитивной информации о стране, отсутствие рекламы России на зарубежных рынках. В самом крупном всемирном туристском путеводителе «World Travel Guide», который издается в Лондоне, Россия обозначена как страна, неблагоприятная для туризма (единственная из 200 представленных). Сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации и вместе с тем недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны. Это затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием


2. Неразвитость туристской инфраструктуры. Средний коэффициент износа российской гостиничной базы – 69,4%. Лишь 22% российских гостиниц соответствуют мировым стандартам, то есть могут претендовать на размещение иностранных туристов. Суммарная потребность оценивается в 500-600 тысяч номеров, или около 2 тысяч гостиниц. На их возведение требуется от 10 до 20 млрд. долларов2.

Помимо гостиниц следует отметить нехватку крупных массовых объектов современной индустрии развлечений (аквапарков, тематических парков и т.д.). Остается актуальной также проблема плохих дорог, изношенности транспортной базы и дефицита комфортабельных туристских транспортных средств.

3. Отсутствие опыта создания привлекательных и благоприятных инвестиционных условий для развития средств размещения и туристской инфраструктуры в субъектах РФ.

4. Неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим. Завышенная стоимость виз, длительные сроки их выдачи и иные консульские правила усложняют посещение России иностранными туристами, часто принимающими решение о поездке на короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда. Поэтому многие российские туристские фирмы теряют иностранных потребителей именно из-за визовой проблемы.

5 Невысокий уровень сервиса, цены на предлагаемые туристские услуги не соответствуют их качеству (особенно в части условий размещения, питания и перевозок). В каталогах зарубежных турфирм по России нередко встречается предупреждение «не ждите привычного для вас сервиса».

6. Препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличия административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;

7. Проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов. На местах сувенирная торговля развита слабо, а в ряде регионов и местностей вообще отсутствует.

8. Недостаточно развита система оплаты товаров по кредитным картам.

9. Проблема транспортной составляющей в обеспечении развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

10. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна
, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.
Анализ современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:

• преобладание выездного туризма объясняется нежеланием туристских фирм разработать схему национального туроперейтинга, поскольку действовать на основе использования западных схем намного проще. Все это в результате приводит к оттоку туристского капитала за границу;

• число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги - отсюда острая конкурентная борьба на рынке;

• существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам;

• из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда;

• сохраняется тенденция убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;

• происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компаний на российский рынок.

Государственные организации, занимающиеся управлением туризма на федеральном и региональном уровнях, не уделяют должного внимания развитию внутреннего туризма. Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют национальные общественные организации.

для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь на развитие инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.

Перспективные пути их решения (проблем):
Несмотря на множество проблем, сдерживающих развитие (въездного) туризма в России, у туристского бизнеса в нашей стране большое будущее.

В целом можно прогнозировать следующие направления развития российского туризма:


  1. развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);

  2. рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках; необходима имиджевая рекламно-информационная кампания в СМИ как в России, так и за рубежом, участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентации туристских возможностей России

  3. повышение качества туристских и сопутствующих услуг

  4. Постепенное изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда.

  5. Дальнейшее увеличение въездного туристского потока за счет стран дальнего зарубежья.

  6. Постепенная переориентация выездного туристского потока на традиционные для российских граждан регионы стран СНГ (Крым, Черноморское и Азовское побережья), страны Прибалтики.

  7. Освоение новых туристских ресурсов в Северо-Западном, Приволжском, Западно-Сибирском и Дальневосточном регионах страны.

  8. Повышение удельного веса внутреннего туризма за счет увеличения туристской подвижности молодежи, пожилых людей и лиц со средним уровнем дохода.

  9. Дальнейшее развитие детско-юношеского туризма в рамках самодеятельного, спортивного, походного и познавательного туризма.

  10. Возрождение туризма выходного дня.

  11. Повышение удельного веса экскурсий в программах познавательного внутреннего туризма.

  12. Повышение популярности экологического туризма и путешествий по малым городам России.

  13. Предложение комбинированных туров «отдых-лечение» и их популяризация.

  14. Становление и упрочнение тенденции клубного отдыха и путешествий.

  15. Интерес к событийному и паломническому туризму.