Файл: Пищеварение в ротовой полости и в желудке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КРОССВОРД









1

























2








































3




































4

























5








































6



































7

























ЗАДАНИЕ

  1. Вместе с пищеварительным каналом образуют пищеварительную систему. (Железы)

  2. Зуб, имеющий долотообразную форму и одиночный корень. ( Резец)

  3. Секрет, который выделяют 3 пары желез в ротовую полость. (Слюна)

  4. Питательные вещества, содержащиеся в муке, картофеле, меде и фруктах. (Углеводы)

  5. Парные образования, бледно-розового цвета, состоящие из лимфоидной ткани. ( Миндалины)

  6. Орган дыхания, вход в который при проглатывании пищи закрывает надгортанник. (Гортань)

  7. Зубы, главная функция которых заключается в пережевывании и измельчении пищи. ( Коренные)


Учитель: Время истекло. Сравните ваши ответы с ответами на экране (Демонстрация слайда с ответами к кроссворду).

Учитель: Какое контрольное слово у вас получилось?

Ученики: Желудок.

Учитель: Скажите, пожалуйста, что объединяет ротовую полость и желудок?

Ученики: Это органы пищеварения.

Учитель: Правильно! Что мы уже знаем о строении ротовой полости и желудка?

Ученики: высказывают свои мнения.

Учитель:Перед вами ряд терминов, относящихся к теме «Пищеварительная система» (Демонстрация слайда):

Слюнные железы, лизоцим, амилаза, крахмал, желудочный сок, пепсин, белки.

Учитель: Есть ли тут термины, которые вам не знакомы?

Ученики: Да. ( Называют термины.)
Учитель: Чтобы выяснить значение этих терминов Вам надо ответить на

вопросы: «Зачем выделяются слюна и желудочный сок? Каков их состав? Что происходит с пищей в ротовой полости и желудке?

Ученики: пытаются ответить на поставленный вопросы.

Учитель: На все ли вопросы вы смогли ответить? Что вызвало

затруднение?

Ученики: вместе с учителем выясняют причину возникшего затруднения
Построения проекта выхода из создавшейся ситуации.

Цель:

- формулирование главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Учитель: Выяснив причину затруднения, попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

Ученики: Узнать информацию о пищеварении в ротовой полости и желудке, выяснить состав и функции слюны и желудочного сока

Учитель: Исходя из цели, сформулируйте тему урока.

Ученики: ( пользуясь учебником) «Пищеварение в ротовой полости и желудке» (записывают в тетрадь)

Учитель: А теперь давайте определимся с задачами нашего урока.

Ученики: формулируют задачи.
Реализации построенного проекта.
Цель: создание проекта и применение его на практике.
Учитель: Каждый орган пищеварительного тракта специализируется на определенных этапах пищеварения и имеет соответствующее строение.

Вначале пища поступает в ротовую полость. (Демонстрируется интерактивный плакат «Продольный срез ротовой полости».) Она состоит из преддверья и самой ротовой полости. Преддверье – щелевидное пространство между щеками, зубами и деснами. Ротовая полость имеет твердое небо
, образованное костями, и мягкое небо, образованное фиброзной тканью. В полости рта есть 32 зуба. С помощью них пища в ротовой полости подвергается механической обработке: зубы подвижной нижней челюсти разрывают, размельчают и перетирают пищу, двигаясь относительно неподвижной верхней челюсти.

Параллельно с этим идет процесс химической обработки пищи. В ротовую полость открываются протоки трех пар слюнных желез. Каких?

Ученики: Околоушные, подчелюстные и подъязычные железы.

Учитель: Совершенно верно. (Демонстрируется интерактивный плакат «Слюнные железы») Эти железы образованы железистым эпителием и в течение суток выделяют до 1 литра слюны, в состав которой входит вода (98-99%) и органические вещества (1-2 %).

Учитель: Как вы думаете, что вызывает отделение слюны?

Ученики: Пища!

Учитель: Выделение слюны при попадании пищи в ротовую полость происходит посредством безусловного слюноотделительного рефлекса. А действие условного рефлекса приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или мыслях о ней. Если человеку незнакома какая-либо пища, выделение слюны происходить не будет. Интересно, что на пищу разного состава выделяется слюна, соответствующая этому составу. Итак, слюна выделяется рефлекторно.

Учитель: Каковы же функции слюны? (Демонстрируется слайд «Функции слюны», ученики записывают в тетрадь)?

Функции слюны:

  1. смачивает и обволакивает пищу с помощью белка слюны – муцина (формирует пищевой комок);

  2. имеет слабощелочную реакцию и содержит обеззараживающее вещество – лизоцим

  3. в слюне находится фермент амилаза, расщепляющий углеводы.

Учитель: А что же такое ферменты? И в чем их особенность? (Демонстрируется слайд «Ферменты и их свойства)

Ферменты - биологически активные вещества, выполняющие в организме каталитические функции (т.е. ускоряющее течение какой - либо химической реакции).

Познакомимся со свойствами ферментов (ученики записывают в тетрадь).

  1. термолабильность - пищеварительные ферменты наиболее активны при температуре 37-39°С

  2. специфичность – каждый фермент действует на строго определенное вещество

  3. зависимость активности фермента от реакции среды (рН).

Для каждого фермента существует оптимальное значение рН среды, при котором он проявляет максимальную активность. Так ферменты слюны работают только в слабощелочной среде.

Учитель: Выясним, в чем заключается специфичность фермента слюны? Для этого проведем лабораторную работу (Открыт слайд
Лабораторная работа №8).

Лабораторная работа №8 «Действие слюны на крахмал»

Цель: доказать, что содержащиеся в слюне ферменты, способные расщеплять крахмал до глюкозы.

Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта, чашка Петри с водой, спиртовой раствор йода 5%, ватная палочка.
Ход работы.

1.Приготовьте йодную воду, для чего в чашку Петри с водой добавьте несколько капель раствора йода, так чтобы жидкость приобрела окраску крепко заваренного чая.

2. Смочите слюной ватную палочку и напишите ей букву на накрахмаленном бинте.

3. Расправленный бинт зажмите в руках на 1-2 минуты, чтобы он нагрелся (Вспомним: ферменты наиболее активны при температуре 37-39°С).

4. Опустите расправленный бинт в йодную воду.

5. Опишите свои наблюдения. Как изменилась окраска бинта?

6. Сделайте вывод о действии фермента слюны амилазы на крахмал.

Ученики: оформляют лабораторную работу в тетради, записывают наблюдения, обсуждают результаты.

Учитель: заслушивает предположения учащихся, формулирует вывод (Демонстрация слайда «Вывод»).

Вывод: Йод окрасил крахмал в синий цвет. Фермент слюны амилаза расщепила крахмал до глюкозы, которая с йодом не дает синего окрашивания. Следовательно, в ротовой полости начинается процесс переваривания углеводов (крахмала) до глюкозы под действием фермента слюны.

Физкультминутка.

Выполнение серии упражнений.Ученики повторяют движения за учителем.

Учитель: Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо)

И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо).

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх- вниз).

Груз забот с себя стряхнули (встряхнули кистями рук)

И продолжим путь науки.

Учитель: Кроме того, в ротовой полости происходит анализ пригодности пищи. (Демонстрируется интерактивный плакат «Язык») Рецепторы вкуса расположены на языке - мышечном органе, образованной поперечно-полосатой мышечной тканью и покрытом слизистой оболочкой. Посредством рецепторов человек различает кислое, соленое, сладкое, горькое. Осознанное вкусовое различие происходит в коре больших полушарий головного мозга, куда поступают нервные импульсы от рецепторов языка. Благодаря вкусу, атак же запаху, температурным и тактильным ощущениям в ротовой полости происходит опробование пищи. Человек либо продолжает ее жевать, либо выплевывает. Язык состоит из 3-х частей: задняя часть, с помощью которой он прикрепляется к подъязычной кости –
корень, передняя свободная – тело, заканчивающейся закругленной верхушкой – кончик. Тело языка участвует в формировании пищевого комка, а корень языка – в проглатывании пищи, осуществляемом рефлекторно.

Глотание - сложный рефлекторный акт, в котором участвуют мышцы языка и глотки. Акт глотания непроизвольный, центр глотания находится в продолговатом мозге.

Учитель: Почему во время еды нельзя разговаривать и смеяться?

Ученики: Потому что пища может попасть в гортань и человек задохнется.

Учитель: Из ротовой полости пищевой комок попадает в глотку, имеющую форму трубки, а потом в пищевод. (Демонстрируется интерактивный плакат «Путь пищи».) Он расположен на уровне 6-11 грудных позвонков, проходит через диафрагму и впадает в желудок. Пищевод имеет форму трубки, выстланной изнутри плоским эпителием, вырабатывающим слизь. Она защищает стенки пищевода от механических повреждений пищевыми частицами. За счет перистальтических сокращений мышц пищевода пищевой комок попадает в желудок.

Учитель: Что мы уже знаем с вами о желудке?

Ученики: Он находится под диафрагмой, в левой части живота. В нем пища переваривается под действием желудочного сока.

Учитель: Совершенно верно. (Демонстрируется интерактивный плакат « Пищеварение в желудке» и разборная модель желудка.)

Желудок – это самый широкий участок пищеварительного канала. Умеренно растянутый желудок имеет объем около 1 литра, но может растягиваться и вмещать до 3литров. Таким образом, он служит местом временного накопления (депонирования) пищи.

Внутренняя поверхность желудка образует складки и выстлана железистым эпителием. Железы желудка вырабатывают желудочный сок и состоят из трех видов клеток:

  1. главные клетки - вырабатывают ферменты (пепсин), расщепляющие белки

Ферментов, действующих на углеводы в желудочном соке нет. Они есть в слюне и действуют на пищевой комок до тех пор, пока тот не пропитается желудочным соком (примерно 30 мин).

  1. обкладочные клетки – выделяют соляную кислоту, создающую кислую среду (повышает активность ферментов), обеззараживает пищу

  2. добавочные клетки – выделяют слизь, которая предохраняет стенки желудка от механических и химических повреждений.

Учитель: демонстрирует слайд «Состав желудочного сока».

Состав желудочного сока