ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КРОССВОРД
| | | 1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
| | 3 | | | | | | | | | |
| | | 4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | |
| | 6 | | | | | | | | | |
| | | 7 | | | | | | | | |
ЗАДАНИЕ
-
Вместе с пищеварительным каналом образуют пищеварительную систему. (Железы) -
Зуб, имеющий долотообразную форму и одиночный корень. ( Резец) -
Секрет, который выделяют 3 пары желез в ротовую полость. (Слюна) -
Питательные вещества, содержащиеся в муке, картофеле, меде и фруктах. (Углеводы) -
Парные образования, бледно-розового цвета, состоящие из лимфоидной ткани. ( Миндалины) -
Орган дыхания, вход в который при проглатывании пищи закрывает надгортанник. (Гортань) -
Зубы, главная функция которых заключается в пережевывании и измельчении пищи. ( Коренные)
Учитель: Время истекло. Сравните ваши ответы с ответами на экране (Демонстрация слайда с ответами к кроссворду).
Учитель: Какое контрольное слово у вас получилось?
Ученики: Желудок.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что объединяет ротовую полость и желудок?
Ученики: Это органы пищеварения.
Учитель: Правильно! Что мы уже знаем о строении ротовой полости и желудка?
Ученики: высказывают свои мнения.
Учитель:Перед вами ряд терминов, относящихся к теме «Пищеварительная система» (Демонстрация слайда):
Слюнные железы, лизоцим, амилаза, крахмал, желудочный сок, пепсин, белки.
Учитель: Есть ли тут термины, которые вам не знакомы?
Ученики: Да. ( Называют термины.)
Учитель: Чтобы выяснить значение этих терминов Вам надо ответить на
вопросы: «Зачем выделяются слюна и желудочный сок? Каков их состав? Что происходит с пищей в ротовой полости и желудке?
Ученики: пытаются ответить на поставленный вопросы.
Учитель: На все ли вопросы вы смогли ответить? Что вызвало
затруднение?
Ученики: вместе с учителем выясняют причину возникшего затруднения
Построения проекта выхода из создавшейся ситуации.
Цель:
- формулирование главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Учитель: Выяснив причину затруднения, попытайтесь сформулировать цель нашего урока.
Ученики: Узнать информацию о пищеварении в ротовой полости и желудке, выяснить состав и функции слюны и желудочного сока
Учитель: Исходя из цели, сформулируйте тему урока.
Ученики: ( пользуясь учебником) «Пищеварение в ротовой полости и желудке» (записывают в тетрадь)
Учитель: А теперь давайте определимся с задачами нашего урока.
Ученики: формулируют задачи.
Реализации построенного проекта.
Цель: создание проекта и применение его на практике.
Учитель: Каждый орган пищеварительного тракта специализируется на определенных этапах пищеварения и имеет соответствующее строение.
Вначале пища поступает в ротовую полость. (Демонстрируется интерактивный плакат «Продольный срез ротовой полости».) Она состоит из преддверья и самой ротовой полости. Преддверье – щелевидное пространство между щеками, зубами и деснами. Ротовая полость имеет твердое небо
, образованное костями, и мягкое небо, образованное фиброзной тканью. В полости рта есть 32 зуба. С помощью них пища в ротовой полости подвергается механической обработке: зубы подвижной нижней челюсти разрывают, размельчают и перетирают пищу, двигаясь относительно неподвижной верхней челюсти.
Параллельно с этим идет процесс химической обработки пищи. В ротовую полость открываются протоки трех пар слюнных желез. Каких?
Ученики: Околоушные, подчелюстные и подъязычные железы.
Учитель: Совершенно верно. (Демонстрируется интерактивный плакат «Слюнные железы») Эти железы образованы железистым эпителием и в течение суток выделяют до 1 литра слюны, в состав которой входит вода (98-99%) и органические вещества (1-2 %).
Учитель: Как вы думаете, что вызывает отделение слюны?
Ученики: Пища!
Учитель: Выделение слюны при попадании пищи в ротовую полость происходит посредством безусловного слюноотделительного рефлекса. А действие условного рефлекса приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или мыслях о ней. Если человеку незнакома какая-либо пища, выделение слюны происходить не будет. Интересно, что на пищу разного состава выделяется слюна, соответствующая этому составу. Итак, слюна выделяется рефлекторно.
Учитель: Каковы же функции слюны? (Демонстрируется слайд «Функции слюны», ученики записывают в тетрадь)?
Функции слюны:
-
смачивает и обволакивает пищу с помощью белка слюны – муцина (формирует пищевой комок); -
имеет слабощелочную реакцию и содержит обеззараживающее вещество – лизоцим -
в слюне находится фермент амилаза, расщепляющий углеводы.
Учитель: А что же такое ферменты? И в чем их особенность? (Демонстрируется слайд «Ферменты и их свойства)
Ферменты - биологически активные вещества, выполняющие в организме каталитические функции (т.е. ускоряющее течение какой - либо химической реакции).
Познакомимся со свойствами ферментов (ученики записывают в тетрадь).
-
термолабильность - пищеварительные ферменты наиболее активны при температуре 37-39°С -
специфичность – каждый фермент действует на строго определенное вещество -
зависимость активности фермента от реакции среды (рН).
Для каждого фермента существует оптимальное значение рН среды, при котором он проявляет максимальную активность. Так ферменты слюны работают только в слабощелочной среде.
Учитель: Выясним, в чем заключается специфичность фермента слюны? Для этого проведем лабораторную работу (Открыт слайд
Лабораторная работа №8).
Лабораторная работа №8 «Действие слюны на крахмал»
Цель: доказать, что содержащиеся в слюне ферменты, способные расщеплять крахмал до глюкозы.
Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта, чашка Петри с водой, спиртовой раствор йода 5%, ватная палочка.
Ход работы.
1.Приготовьте йодную воду, для чего в чашку Петри с водой добавьте несколько капель раствора йода, так чтобы жидкость приобрела окраску крепко заваренного чая.
2. Смочите слюной ватную палочку и напишите ей букву на накрахмаленном бинте.
3. Расправленный бинт зажмите в руках на 1-2 минуты, чтобы он нагрелся (Вспомним: ферменты наиболее активны при температуре 37-39°С).
4. Опустите расправленный бинт в йодную воду.
5. Опишите свои наблюдения. Как изменилась окраска бинта?
6. Сделайте вывод о действии фермента слюны амилазы на крахмал.
Ученики: оформляют лабораторную работу в тетради, записывают наблюдения, обсуждают результаты.
Учитель: заслушивает предположения учащихся, формулирует вывод (Демонстрация слайда «Вывод»).
Вывод: Йод окрасил крахмал в синий цвет. Фермент слюны амилаза расщепила крахмал до глюкозы, которая с йодом не дает синего окрашивания. Следовательно, в ротовой полости начинается процесс переваривания углеводов (крахмала) до глюкозы под действием фермента слюны.
Физкультминутка.
Выполнение серии упражнений.Ученики повторяют движения за учителем.
Учитель: Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо)
И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо).
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх- вниз).
Груз забот с себя стряхнули (встряхнули кистями рук)
И продолжим путь науки.
Учитель: Кроме того, в ротовой полости происходит анализ пригодности пищи. (Демонстрируется интерактивный плакат «Язык») Рецепторы вкуса расположены на языке - мышечном органе, образованной поперечно-полосатой мышечной тканью и покрытом слизистой оболочкой. Посредством рецепторов человек различает кислое, соленое, сладкое, горькое. Осознанное вкусовое различие происходит в коре больших полушарий головного мозга, куда поступают нервные импульсы от рецепторов языка. Благодаря вкусу, атак же запаху, температурным и тактильным ощущениям в ротовой полости происходит опробование пищи. Человек либо продолжает ее жевать, либо выплевывает. Язык состоит из 3-х частей: задняя часть, с помощью которой он прикрепляется к подъязычной кости –
корень, передняя свободная – тело, заканчивающейся закругленной верхушкой – кончик. Тело языка участвует в формировании пищевого комка, а корень языка – в проглатывании пищи, осуществляемом рефлекторно.
Глотание - сложный рефлекторный акт, в котором участвуют мышцы языка и глотки. Акт глотания непроизвольный, центр глотания находится в продолговатом мозге.
Учитель: Почему во время еды нельзя разговаривать и смеяться?
Ученики: Потому что пища может попасть в гортань и человек задохнется.
Учитель: Из ротовой полости пищевой комок попадает в глотку, имеющую форму трубки, а потом в пищевод. (Демонстрируется интерактивный плакат «Путь пищи».) Он расположен на уровне 6-11 грудных позвонков, проходит через диафрагму и впадает в желудок. Пищевод имеет форму трубки, выстланной изнутри плоским эпителием, вырабатывающим слизь. Она защищает стенки пищевода от механических повреждений пищевыми частицами. За счет перистальтических сокращений мышц пищевода пищевой комок попадает в желудок.
Учитель: Что мы уже знаем с вами о желудке?
Ученики: Он находится под диафрагмой, в левой части живота. В нем пища переваривается под действием желудочного сока.
Учитель: Совершенно верно. (Демонстрируется интерактивный плакат « Пищеварение в желудке» и разборная модель желудка.)
Желудок – это самый широкий участок пищеварительного канала. Умеренно растянутый желудок имеет объем около 1 литра, но может растягиваться и вмещать до 3литров. Таким образом, он служит местом временного накопления (депонирования) пищи.
Внутренняя поверхность желудка образует складки и выстлана железистым эпителием. Железы желудка вырабатывают желудочный сок и состоят из трех видов клеток:
-
главные клетки - вырабатывают ферменты (пепсин), расщепляющие белки
Ферментов, действующих на углеводы в желудочном соке нет. Они есть в слюне и действуют на пищевой комок до тех пор, пока тот не пропитается желудочным соком (примерно 30 мин).
-
обкладочные клетки – выделяют соляную кислоту, создающую кислую среду (повышает активность ферментов), обеззараживает пищу -
добавочные клетки – выделяют слизь, которая предохраняет стенки желудка от механических и химических повреждений.
Учитель: демонстрирует слайд «Состав желудочного сока».
Состав желудочного сока