Файл: Образовательная программа магистратуры Код учебной дисциплины м в. Од. 2 Цикл дисциплины общенаучный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

Институт магистратуры

Кафедра социологии и социальной работы

УТВЕРЖДАЮ

Директор института

магистратуры

___________________Т.Г.Тумарова

Рег. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ


Направление подготовки – 39.04.02 – Социальная работа

Образовательная программа - магистратуры

Код учебной дисциплины - М.1.В.ОД.2

Цикл дисциплины - общенаучный

Язык преподавания - русский

Профиль: «Экономика, право, организация и управление в социальной работе»
Квалификация (степень) - магистр
Санкт-Петербург

2015
Рабочая программа дисциплины «Развитие человеческих ресурсов социальных служб» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 – Социальная работа, (квалификация «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от 07.02.2011 г. № 170 и в соответствии с рабочими учебными планами по направлению подготовки 39.04.02 – Социальная работа, утвержденными ректором СПбГЭУ.


Предмет, объект, метод освоения дисциплины ООП:
Предмет дисциплины – применение социально-управленческих и организационно-правовых знаний в развитии человеческих ресурсов социальных служб.

Объект дисциплины - проблемное поле современной теории и практики управления человеческими ресурсами.

Метод освоения дисциплины – общенаучные и конкретно--научные методы управления в социальной работе.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цель изучения дисциплины: подготовка специалистов к профессиональной исследовательской, управленческой и консультационной деятельности в области управления человеческими ресурсами на основе усвоения теоретических знаний и выработке практических навыков социальных служб.
Задачи изучения дисциплины:

  • сформировать систему знаний и представлений в области теоретических и практических аспектов в развитии человеческих ресурсов социальных служб;

  • сформировать комплекс навыков управления человеческими ресурсами на основе форм и закономерностей построения организационн0-технологических взаимоотношений;

  • сформировать систему компетенций эффективного использования знаний и навыков организационно-правовых отношений в развитии человеческих ресурсов на всех стадиях жизненного цикла социальных служб;


  • проанализировать социологические, психологические, педагоги­ческие, этические основания в развитии человеческих ресурсов социальных служб;

  • систематизировать основные понятия, используемые в теории и практике управления человеческими ресурсами социальных служб;

  • выделить основные направления управления персоналом в социальных службах и организациях;

  • показать перспективы развития человеческими ресурсами в социальных службах на современном этапе.


1.2. Место дисциплины в ООП подготовки магистра

Дисциплина ««Развитие человеческих ресурсов социальных служб» входит в раздел «М.1 - Общенаучный цикл, Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 39.04.02 – «Социальная работа» магистерской программы «Экономика, право, организация и управление в социальной работе».

Изучение дисциплины предполагает наличие у магистрантов базовых философских, соцо-гуманитарных и специальных научных знаний и умений, полученных на предыдущем уровне (бакалавриат, специалитет) высшего профессионального образования.

Для изучения дисциплины студент должен

Знать:

понятийный аппарат современной теории и практики управления человеческими ресурсами в социальной работе;

- законодательные основы управления персоналом социальных служб и организаций;

- организационные основы развития человеческих ресурсов в учреждениях социальной защиты;

- социальные технологии по работе с различными категориями клиентов социальных служб;

Уметь:

- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения в сфере управления человеческими ресурсами в социальной работе;

- организовать коммуникативное взаимодействие с различными клиентами социальной службы;

- соотносить теоретические модели и социальные реалии и прогнозировать карьерное развитие персонала социальных служб;

составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом специфики исследования теории и практики управления человеческими ресурсами;

Владеть:

- способностью и готовностью к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в организациях;

- общекультурными представлениями о принципах функционирования и развития организационных систем.


Данная дисциплина является предшествующей для таких дисциплин профессионального цикла как: «Современная культура», «Концептуальные основы современного социального государства и социальное право», «Экономические основы социальной работы», «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Современная философия и методологии науки», а также для проведения научно-исследовательской практики.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть компетенциями общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и научных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методологических и методических подходов с учетом целей и задач исследования теории и практики социальной работы (ПК-3);

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью комплексно использовать знания в области теории и практики управления в сфере социальной работы (ПК-6);

способностью разрабатывать стратегию и тактику реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных социальных программ, направленных на решение социальных проблем (ПК-7);

способностью прогнозировать результаты принимаемых организационно-управленческих решений и готовностью брать ответственность за их последствия (ПК-8);

в области социально-проектной деятельности:

способностью и готовностью к планированию и осуществлению социальных программ и проектов, направленных на решение актуальных проблем жизнедеятельности индивида, группы и общества (ПК-14).
В резуль­тате усвоения учебной дисциплины магистрант должен:

Уметь:

  • анализировать отношения человеческих ресурсов персоналов и принимать решения в области их согласованной деятельности;

  • ставить задачи подчиненным подразделениям и рационально контролировать их по реализации человеческих ресурсов в сфере профессиональной деятельности;

  • предупреждать и способствовать правовому разрешению социально-трудовых конфликтов в социальных службах, формировать благоприятный морально-психологический климат в организации.

Знать:

  • современные теории и концепции развития человеческих ресурсов в сфере организационных процессов и отношений социальных служб;

  • функции ресурсных отношений и механизмы их действия социальных служб;

  • передовые научные школы управления сложными социально-экономическими, организационно-правовых процессами и основные подходы в их применении в конкретных рыночных условиях с точки зрения трудовых и интеллектуальных отношений персоналов;

  • систему предварительного, промежуточного и заключительного контроля за работой социальных служб и отдельных исполнителей, способы повышения эффективности реализации управленческих решений;


Владеть:

  • приемами ведения эффективных вертикальных и горизонтальных коммуникаций с партнерами, потребителями продукции и услуг, государственными органами и социальными службами;

  • социальными технологиями управления человеческими ресурсами социальных служб;

  • механизмом реализации социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений, созданием условий для управления интеллектуальными ресурсами организации.


Обладать следующими дополнительными профессиональными компетенциями:

  • владением приемами мобилизации сотрудников организации в рамках профессиональной деятельности к реализации организационных и управленческих целей социальных служб (ДПК-1);

  • умением разрабатывать методики и применять технологии развития социальных служб на основе совершенствования управления человеческими ресурсами (ДПК-2);

  • умением профессионально использовать социологическое и социально-психологическое знание при формировании профессиональной культуры сотрудников социальных служб (ДПК-3).

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Разделы дисциплины, темы и краткое содержание
Раздел 1. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Тема 1. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ

Роль организации в жизни современного общества. Понятие и цели организации. Организационная структура и организационная культура. Организация и внешняя среда. Организационные ресурсы. Специфика управления человеческими ресурсами.

Управление персоналом как наука и искусство. Новые приоритеты управления: «человеческий капитал», творческая личность, команда профессионалов, мотивация трудовой деятельности.

Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИИУПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И Персонал социальных служб и учреждений

Краткая история управления персоналом. Управление человеческими ресурсами в бывшем СССР. Функция управления человеческими ресурсами современной корпорации. Кто должен управлять персоналом: линейные руководители или специалисты по человеческим ресурсам? Соотнесение понятий «персонал» и «кадры». Численность и структура персонала. Типология кадров социальной работы. Профессионализм в социальной работе: сущность и факторы формирования.

Тема 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И модели управления персоналом организации

Процессы управления персоналом. Стратегия развития организации и управления персоналом. Планирование численности персонала. Модели управления человеческими ресурсами. Формирование стратегии управления человеческими ресурсами. Методы прогнозирования потребностей в человеческих ресурсах. Теоретические модели управления персоналом организации. Принципы управления персоналом социальной организации. Концепция «человеческого капитала».


Раздел 2. Управление ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Тема 4. Технологии управления персоналом социальных служб и учреждений

Подбор кандидатов. Процесс приема на работу. Отбор персонала в организацию. Оптимизация численности сотрудников. Стратегия управления персоналом организации. Кадровые службы в системе управления персоналом организации. Методы управленческого воздействия. Руководство. Функции и обязанности руководителя. Требования к кандидату на занятие вакантного рабочего места.

Тема 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ОРГАНИЗАЦИИЙ

Развитие организации и ее сотрудников. Определение потребностей профессионального развития. Профессиональное обучение персонала. Процесс профессионального обучения. разработка и реализация программ профессионального обучения.

Методы профессионального обучения. развитие как развлечение. сокращение расходов на профессиональное развитие.

Подбор и адаптация персонала социальных служб и организаций

Оценка потребности организации в персонале. Процедура подбора персонала социальной службы. Источники привлечения персонала: внешние и внутренние. Методы отбора кандидатов. Требования к процедуре отбора. Сущность и виды адаптации сотрудника к новому месту работы. Программа адаптации.
Тема 6. Планирование развитиЯ карьеры И аттестация персонала социальных служб и организаций

Планирование и подготовка резерва руководителей. Преемники или дублеры. Процесс планирование и подготовки резерва руководителей.

Определение характеристик будущих руководителей. Портрет руководителя (области компетенции)

Планирование и принятие решений. Управление переменами. Отбор кандидатов в резерв руководителей. Матрица потенциал—результаты. подготовка планов развития. Оценка прогресса развития. Эффективность подготовки руководителей внутри организации. Выявление и развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом. Молодые сотрудники с потенциалом планирование карьеры. Развитием карьеры. Модель партнерства по планированию и развитию карьеры.

Система оценки персонала: факторы оценки, показатели и критерии оценки. Аттестация - комплексная оценка персонала.