Файл: Образовательная программа магистратуры Код учебной дисциплины м в. Од. 2 Цикл дисциплины общенаучный.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия рабочим учебным планом дисциплины не предусмотрены.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные работы рабочим учебным планом дисциплины не предусмотрены.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Учебным планом выполнение по дисциплине курсовой работы не предусмотрено.
2.3. Список кейсов, деловых ситуаций и других интерактивных форм обучения, используемых в дисциплине:
Список кейсов:
Кейс 1. «Кто я в организации?» Статусно-ролевые отношения
Кейс 2. «Структура: выбор места в офисе» Структурирование пространства и времени в организационных отношениях.
Кейс 3. «Мультикультурные команды – иностранные языки»
Деловая игра: «Взаимодействие или противодействие?»
Учебные игры: понятийные, ролевые, ситуационные, имитационные.
Эти и другие технологии использования активных методов обучения магистрантов представлены в виде отдельных учебно-методических пособий:
См.: Маргулян Я.А. Современные информационные технологии в подготовке управленческих кадров - Социология и право//СПб: СПбАУиЭ, 2011, №4; Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010; Оганян К.М., Оганян К.К. Социология: практикум с использованием активных методов обучения. Учебное пособие для магистрантов направления подготовки 040100 – Социология. СПб: СПбГИЭУ, 2012; Оганян К.М., Оганян К.К. Социология. Учебно-методическое пособие. СПб: СПбГИЭУ, 2012. -160 с.; Покровская Н.Н. Мотивация в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. – СПб.: СПбГЭУ , 2014.
Объем занятий с использованием активных и интерактивных методов обучения
Вид занятия | Активные методы обучения | Интерактивные методы обучения | Общий объем занятий с использованием АМО, час | ||
Вид | Объем, час | Вид | Объем, час | ||
Лекции | Проблемные лекции | 4 | - | - | |
Практические занятия | | | Мозговой штурм (эстафета) | 1 | |
| | Тематические дискуссии | 1 | | |
| | Деловые игры | 2 | | |
| | Ролевые игры | 1 | | |
| | Групповая консультация | 1 | | |
В целом | | 4 | | 6 | 10 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1. Распределение часов дисциплины по темам и видам работ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.
Семестр - 2, форма контроля – зачет.
ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
| Очное отделение | Заочное отделение |
Зачетные единицы Всего Аудиторные занятия Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Курсовая работа Кол-во контрольных работ Форма контроля -зачет | | 2 72 10 4 6 62 - 2 семестр 2 семестр |
Объем часов учебной работы студента по заочной форме обучения, по видам учебных занятий и самостоятельной работы представлен в таблице 3.
3.1.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах
(тематический план занятий)
Тематический план занятий приведен в табл. 3.
Таблица 3
№ п/п | Модули и разделы дисциплины | Лекции (часы) | ПЗ (часы) | Сам. работа (часы) | Формируемые компетенции |
РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ | |||||
2 | Тема 1.ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ | | 1 | 7 | ОК-4, ПК-6 |
3 | Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИИУПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И ПЕРСОНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ И УЧРЕЖДЕНИЙ | 1 | 1 | 6 | ПК-3, ПК-14 |
4 | Тема 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ | 1 | 1 | 6 | ПК-3, ПК-6 |
РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ | |||||
6 | Тема 4. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ И УЧРЕЖДЕНИЙ | | 2 | 6 | ОК-4, ПК-3 |
7 | Тема 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ОРГАНИЗАЦИИЙ | | 1 | 8 | ОК-4, ПК-8 |
8 | Тема 6. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ И АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ОРГАНИЗАЦИЙ | 1 | | 8 | ПК-6, ПК-8 |
9 | Тема 7. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ | 1 | | 8 | ПК-6, ПК-7 |
10 | Тема 8. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ОРГАНИЗАЦИЙ | | | 13 | ПК-14 |
| ИТОГО: 72 | 4 | 6 | 62 | |
3.2. Распределение содержания дисциплины по занятиям
Раздел 1. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Тема 1. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ
План практического занятия
1.Роль организации в жизни современного общества.
2.Организационная структура и организационная культура.
3. Организация и внешняя среда.
4.Специфика управления человеческими ресурсами.
цель темы:
• дать определение организации и описать роль организаций в современном обществе;
• охарактеризовать основные признаки организации;
• раскрыть специфику человеческих ресурсов и управления ими;
• представить системы управления персоналом.
краткоеСОДЕРЖАНИЕ
Организациями традиционно называют институты, объединяющие людей для достижения определенных целей. Организации, ставшие к концу XX века практически универсальной формой человеческой жизни, обладают набором родовых признаков, которыми являются: наличие целей существования и развития, внутренней структуры и особой культуры, постоянное взаимодействие с внешней средой, использование человеческих, натуральных и материальных ресурсов. Комбинация этих характеристик уникальна для каждой организации и определяет ее специфику.
Люди играют специальную роль в развитии организаций. С одной стороны, они являются создателями организаций, определяют их цели и выбирают методы достижения этих целей. С другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями для реализации собственных целей. В этом качестве - персонала организации - они нуждаются в управлении.
Управление персоналом представляет собой особую область управления в силу специфики его объекта - человека. Люди наделены интеллектом, способностью к развитию, приходят в организацию для удовлетворения собственных потребностей и остаются в ней в течение длительного времени, их взаимодействие создает уникальную организационную динамику.
ключевыеСЛОВА
организация - группа людей, работающих совместно для достижения определенных целей. Признаками организации являются: наличие целей существования, организационной структуры и культуры, постоянное взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов - натуральных
, материальных, человеческих.
организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Организационная структура проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры.
организационная культура - это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы. Организационная культура определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.
внешняя среда - люди и институты, с которыми организация взаимодействует и которые оказывают на нее влияние. Основными элементами внешней среды для современных экономических организаций являются - потребители, поставщики, конкуренты, государство, техника и технология.
системы управления персоналом - методы, процедуры, приемы воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей. Основными системами управления персоналом являются: подбор, обучение и развитие, оценка и вознаграждение персонала.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Чем объясняется возрастание роли организаций в жизни человеческого общества в XXI веке? Сохранится ли эта тенденция в будущем?
2. Каковы признаки организации? Когда возникли первые организации? Можно ли отнести к организациям воинскую часть? Клуб филателистов завода "Маяк"? Любителей игры в покер, регулярно собирающихся друг у друга в гостях?
3. Как определяются цели организации? Как можно их классифицировать? Приведите примеры возможных стратегических задач для автомобилестроительного завода, семейной гостиницы, футбольного клуба.
4. Что такое организационная структура? Почему ЗИЛ, «Аэрофлот» и таможенная служба имеют различные структуры? В чем состоят различия?
5. Как организационная культура может влиять на результаты деятельности организации? В чем проявляется и как передается организационная культура?
6. Что такое внешняя для организации среда? Каковы основные элементы внешней среды? Охарактеризуйте внешнюю среду и ее возможное влияние на организацию для Московского метрополитена, Петербургского университета, семейного ресторана на Подоле в Киеве, животноводческого товарищества в Тверской области.
7. Какие виды ресурсов используют организации? В чем специфика человеческих ресурсов?
8. Почему персоналом организации необходимо управлять? В чем сходство и особенности управления персоналом универсального магазина, высшего учебного заведения, подводной лодки?
практическиеСИТУАЦИИ
1. Людмила Власова окончила психологический факультет Московского университета, затем аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию на тему "Нетрадиционные методы разрешения межличностных конфликтов в трудовом коллективе". После 10 лет работы преподавателем в одном из московских вузов, она перешла на должность консультанта в центр психологической помощи. В течение 3 лет Людмила занималась оказанием практической помощи детям из неблагополучных семей, разрешением конфликтов в школах и учреждениях, консультированием представителей районной администрации. Работа доставляла Людмиле большое удовлетворение, позволяла помогать детям, использовать на практике теоретические знания, встречаться с интересными людьми. В то же время получаемой зарплаты едва хватало, чтобы свести концы, с концами.