Файл: Эссе Культурноисторические и технологические факторы трансформации идентичности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе: «Культурно-исторические и технологические факторы трансформации идентичности»
Я решила обратиться к проблеме трансформации социальной идентичности. Сегодня это актуальная и сложная междисциплинарная область исследований. Быстрые социальные изменения, динамика ценностей и социальных идеалов стимулируют процесс изменения идентичности. Социальные изменения и последующий кризис идентичности и ценностей - неотложные объекты психоанализа. На мой взгляд, форсированное развитие всех аспектов жизни общества, обусловленное глобализацией и философией постмодернизма, приводит к тому, приводит к изменениям социальной идентичности в большом объеме.
Следует отметить, что вопрос о трансформации структуры идентичности изначально был предметом анализа социологов. В психологии существует разделение направлений исследований: в социальной психологии концепция идентичности развивается, в возрастной - ее динамика и становление, следовательно, развитие концепции сущности и структуры идентичности не имеет отношения к структуре идентификации. Изучение процесса преобразования оказало соответствующее влияние.
Предпосылкой для возрастающей сложности и динамики социальных процессов является постоянное совершенствование инструментов, используемых для анализа и интерпретации изменений, которые происходят вокруг них. Поскольку основная задача социальных наук - упорядочить существующие явления социальной жизни и создать новые идеи и смыслы, необходимые для дальнейшего прогресса и развития, эффективное использование аналитических категорий, описывающих субъективные аспекты происходящих трансформаций идентичности, становится ключевым моментом.
Концепция идентичности занимает важное место в современной науке философии. Масштабное внедрение идентичности в изучение общественно-политических процессов было характерно для конца ХХ - начала ХХI века. В то же время следует отметить, что в условиях ускорения технологической революции и глобализации активное применение этой концепции в научной и публицистической литературе сопровождается продолжающимися спорами о роли идентичности в социальных отношениях. Как я считаю, развитие социальной идентичности определяет все большее количество индивидуальных особенностей, влияющих на общественную жизнь.
Трансформация идентичности рассматривается как процесс конструирования идентичности на разных этапах социализации, сопровождающийся влиянием различных факторов, результатом которого является качественное изменение идентичности.
Первоначальное исследование идентичности было связано с психологической наукой и было ответом на возникающую потребность в объяснении мотивов человеческого поведения в контексте изменений в социальных отношениях. После публикации работы Э. Эриксона во второй половине 20 века изучение идентичности стало широко использоваться не только в психологии, но и в социологии, политологии и других гуманитарных науках. Это привело к тому, что некоторые концепции, которые ранее выполняли анализ социокультурных процессов и типологические функции в различных науках, отступили за кулисы. По мнению К.Г. Холодковского, понятия, близкие к смыслу идентичности, могут обогатить собственное содержание в процессе исследования, но ни одно из них не обладает всеми изложенными ею преимуществами.
О.В. Попова указала, что во многих научных работах методологические вопросы исследования идентичности скрываются или решаются совершенно добровольно. Хотя существуют определенные ограничения в применении определенных методологий в исследованиях, концепция «идентичности» продолжает широко использоваться, что показывает необходимость и неизбежность дальнейшего изучения более общих принципов концепции. В современной научной литературе острейший спор идет между интерпретацией идентичности натуралистическим эссенциализмом и конструктивизмом.
Вторую группу составляют работы, посвященные формированию идентичности в контексте процесса глобализации. На рубеже третьего тысячелетия, из-за ускорения технологической революции и трансформации традиционных обществ, упорядоченный мир идентичности, который не существовал до недавнего времени, распадается, а форма и содержание социального взаимодействия меняются. Увеличиваются новые разделительные линии, углубляются внутренние дефекты социального и культурного ландшафта и формируются новые социальные неравенства. Разделенные группы противостоят друг другу. Чтобы избежать радикального противостояния, исследователи считают, что важно не уставать показывать, что противоречие между безопасностью, лежащей в основе традиций, и свободой, обеспечиваемой современностью, универсально. Однако метод преодоления этого напряжения с помощью политики идентичности не универсален и зависит от конкретных характеристик политической культуры населения.
В третью группу входят исследования, направленные на выявление региональных особенностей формирования идентичности, популярных в контексте геополитических потрясений в начале 21 века. Одним из наиболее распространенных аспектов идентичности является цивилизованная идентичность.
Цивилизованная идентичность - наиболее стабильный и статичный способ идентифицировать себя и любую социальную группу, существующие долгое время. В научной литературе остро идет спор между интерпретацией идентичности натуралистическим эссенциализмом и конструктивизмом.
Метод натуралистического эссенциализма основан на знании естественной природы человека - семьи, расы, языка, этнической принадлежности и т. д. Я также считаю, что сходство характеристик идентичности следует из общих и объективных присущих психологических характеристик и установок, социальных структурных характеристик и других естественных параметров, которые остаются неизменными.
В отличие от натуралистического эссенциализма, конструктивистский подход считает, что идентичность дана не природой, а феноменом, созданным людьми и обществом. В то же время я считаю важным отметить, что конструктивизм признает, что наиболее распространенные «естественные» категории идентичности - раса, нация, цивилизация, нация и т. д. - находятся в достаточно стабильном состоянии.
На мой взгляд кризис статичности социально ограниченного характера человека, его общей системы ценностей и социальной ориентации привел к тому, что концепция «кризиса идентичности» стала широко вводиться в научный дискурс. Идентичность не является предметом анализа, потому что не считается проблемой. Как постоянно меняющаяся и проблемная величина, она возникла в эпоху глобализации на рубеже ХХ и ХХI веков. Социальные и культурные изменения, сопровождающие технический прогресс, изменили содержание идентичности. По мнению В.В. Лапкина, кризис идентичности следует рассматривать как аналитическую категорию, которая дает возможность изучить механизм содержательного усложнения и развития концепций идентичности, выявить новые аспекты феноменов самопознания, а также новые методы исследования влияния институты. И социальные и культурные изменения. Влияние на способность людей восстанавливать свою личную идентичность, тем самым увеличивая их шансы на адаптацию в условиях быстрых социальных изменений.
В начале 21 века особой популярностью пользовались постмодернистские методы. В рамках этого метода исследователи отказались рассматривать существующую традиционную систему социальных отношений как составляющую часть идентичности и указали на «текучесть» стандартов идентичности на современном этапе человеческого развития. Как я считаю, нестабильное состояние социальной идентичности становится нормой в современном обществе, приводит к эре нормализации нестабильной социальной идентичности индивидов. Этот процесс не следует драматизировать, а следует рассматривать как социальный факт.
В настоящее время одна из наиболее устойчивых форм идентичности - гендерная идентичность - требует изменений. В традиционном обществе позиции мужчин и женщин четко определены. В процессе социализации общество передает индивидам набор определенных ценностных ориентаций, которые являются характеристикой представителей мужского и женского пола. Любое отклонение от ценностей, установленных для определенного пола, будет осуждено обществом, что приведет к маргинализации лиц, не соответствующих социальным нормам. На современном этапе исторического развития человечества меняется представление о социальных ролях мужчин и женщин. Движение за права женщин активно развивается во всем мире. Феминистские общественные организации имеют огромное политическое влияние во многих странах мира. Помимо женских правозащитных движений, во многих странах мира очень популярны нетрадиционные движения в защиту сексуальной ориентации.
Также можно отметить, что многие другие формы идентичности, которые когда-то были стабильными, утратили свою «стабильность» из-за глобализации и технического прогресса. В настоящее время расовая идентичность не кажется статичной и присущей. Профессиональная идентичность была довольно устойчивой ценностью в предыдущие века, а теперь потеряла этот атрибут. В ХХ веке человек, решивший работать на металлургическом заводе, скорее всего, проработает там до пенсии. Однако на мой взгляд, в настоящее время не составляет большого труда выучить больше специальностей, повысить академическую квалификацию, сменить работу и уехать за границу на заработки. Непрерывное развитие современных медицинских технологий достигло точки, когда возрастная самоидентификация человека может быть поставлена под сомнение. В целом структура идентичности теряет устойчивость, и «текучесть» идентичности может стать нормой социального взаимодействия.
Полагаю, что социальная идентичность является одним из важных инструментов, влияющих на ценности, стратегии и поведение субъектов социального образования в образовательном процессе. Это одно из условий, которое помогает более полно выполнять задачу координации социальной среды, включая адаптацию и развитие личности в педагогической деятельности студентов в современных социальных отношениях. Другими словами, осознанная идентичность не только позволяет преподавателям определять свое положение в социальном мире, но также развивает системы ценностей и убеждений, которые подходят для требований современных социальных и экономических условий.
Важная роль в трансформации социальной идентичности принадлежит социальной и культурной среде. Самосознание человека, на мой взгляд, формируется в определенной культуре и зависит от ее конкретных элементов. С точки зрения общества, наиболее важным культурным опытом и ценностно-ориентированной структурой являются различные социальные группы. Ощущение принадлежности человека к группе отражается в содержании социальной идентичности.
На трансформацию социальной идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и меняющиеся факторы социальной жизни. Глобальные изменения в социально-политической сфере способствуют укреплению определенных структур идентичности людей и отдельных лиц. Ярким примером этого является рост местной и национальной идентичности жителей России, когда чувство принадлежности к этническому сообществу и стране дополняет и усиливает друг друга.
Эмпирические исследования показывают, что у многих русских, живущих в бывших советских республиках, пробудилось чувство национальной идентичности. В то же время часто наблюдаются эффекты «синдрома навязанной расы», сопровождающиеся усилением негативных эмоций, связанных с расой, а также усилением восприятия дискриминации и увеличением культурной дистанции от «советского человека».
Социальные и культурные аспекты влияют на трансформацию идентичности взрослых и детей. У детей последовательность этапов развития национальной идентичности и ее временные рамки не универсально применимы ко всем национальностям и социальным условиям. В зависимости от социального фона они могут ускоряться или замедляться.