Файл: Предмет и метод правового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Понятие, способы и приемы правового регулирования


В последнее время наблюдается значительное расширение способа дозволения, что свидетельствует о том, что регулятивная функция права расширила свое действие.

Дозволение состоит в предоставлении возможности субъектам права выбора при совершении действий, направленных на реализацию тех или иных субъективных прав. Дозволение содержится, прежде всего, в диспозиции нормы права, в которой указана правовая возможность. Дозволение как элемент диспозитивного права, используется главным образом в тех отношениях, когда государство предоставляет право субъектам правоотношений самим решать некоторые вопросы связанные, как правило, с частными правоотношениями.

Напротив, обязывание возлагает на субъектов определенные обязанности по выполнению возложенных на них активных действий. Сущность обязывания состоит в том, что государству необходимы определенные действий, от субъекта правоотношений, для выполнения государственно значимых функций, таких, как например уплата налогов и сборов, воинская обязанность и т.д.

Обязанности граждан в большинстве своем, прописаны в Конституции РФ. Сущность запрета заключается в необходимости воздержания субъектов от совершения некоторых, как правило, активных действий.

Если проводить аналогии между запретом и обязанностью можно найти много общего между ними. Обязанность выполнить определенное действие тождественно с запрещением не выполнять его. Таким образом, дозволения, запреты и обязывания составляют внутреннюю структуру механизма правового регулирования, определяя характер деятельности его элементов.

Механизмы правового регулирования так же можно классифицировать по сложности применения на простое и сложное. Специфика каждой отрасли обуславливает применении тех или иных методов правового регулирования. Для гражданско-правовых отношений характерно равенство субъектов и предоставление им свободы выбора при определении прав и обязанностей.

Таким образом, основным методом будет дозволение. Для административного или уголовного права характерны элементы публичного права, поэтому императивный метод, заключающийся в запретах и обязываниях будет преобладать. Элементы дозволения носят исключительный характер, и как правило несут за собой карательный характер в случае их невыполнения (специальные нормы УК РФ, о добровольном прекращении бандитизма, сдачи имеющихся наркотических веществ, оружия и т.д.).


Приемы правового регулирования призваны упорядочивать идеологическую сферу общественных отношений, формируя правовые модели развития общества и государства, поскольку идеология – это система взглядов, идей, концепций устройства общества и государства. «Идеология представляет собой не хаотический набор идей, а систему идей, включающих экономическую сферу, политическую, социальную, духовную» [7, с. 2]. Вопрос о приемах правового регулирования является дискуссионным в теории государства и права, и тем самым представляет собой актуальность.

Условно, все предлагаемые варианты определения «приемов правового регулирования» можно разделить на несколько подходов.

1) Приемы правового регулирования – это способы правового регулирования. Такой точки зрения придерживается Кулапов В.Л, утверждая, что правовые приемы выражают последовательное и акцентированное использование правовых средств в процессе их воздействия на волю людей [8, с. 255]. Сторонником этой идеи также является Власов В.И, выделяя два этих термина в качестве тождественных [6, с. 206].

2) Приемы правового регулирования – это формы реализации субъективных прав и свобод. Данное мнение высказывает, в частности, Стифанько М.С: «Прием есть нечто иное, как определенная совокупность правил и действий лица, т.е. по своей природе является процедурой деятельности лица» [10, с. 51]. Иными словами, наяву, речь идет о претворении предписаний позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения субъектов правоотношений.

По нашему мнению, данный подход является недостаточно обоснованным. Дело в том, что метод правового регулирования – это определенная упорядоченная система, которая состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов: средств и способов. Именно способы закрепляются в нормах права, которые выступают в качестве первичного средства, а включение в этот ряд форм реализаций (приемов) явно неуместно, поскольку использование, исполнение, соблюдение являются практическими аспектами. К тому же, если говорить об этих формах, то необходимо учитывать базовый аспект – реализацию правовых предписаний в объективном смысле, ведь норме права присущ «общий» характер, она рассчитана на неопределенное количество ситуаций и лиц. А без реализации в объективном смысле, субъект не сможет реализовать свои субъективные права и обязанности, то есть воплотить их в жизнь.


3) Приемы правового регулирования – это определенные направления воздействия права, выраженные в императивном и диспозитивном методе. Данный подход, также встречается в отечественной теории права. То есть приемы – это диспозитивный и императивный метод. Такая точка зрения является очень спорной. Основной смысл заключается в том, что если мы не признаем существование отраслевых методов правового регулирования (гражданского, административного, уголовного, конституционного), то приемами являются первичные или общие – диспозитивный и императивный. Иными словами, можно так считать, но исключительно в рамках теории. Как указывает Пьянов Н.А: «Следует, однако, заметить, что никаких первичных, исходных методов правового регулирования в виде императивного и диспозитивного методов не существует» [9, с. 152].

Таким образом, приемы правового регулирования – это дополнительные способы правового регулирования. По своей природе способы – это пути регулирующего воздействия. Дозволение, обязывание, запрет – это основные, а дополнительными, в нашем случае будут выступать: гарантийный, рекомендательный, стимулирующий.

Примером формального закрепления гарантийного способа может послужить ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 No 131-6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая гласит, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке [2].

Примером рекомендательного способа может послужить ч. 1 ст. 75 УК 23 РФ в соответствии с которой, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный этим преступлением, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным [11, с. 53].

Стимулирующий способ закреплен в ст. 41.6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой за примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и организациях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются поощрения [8, с.86].

Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть дискуссионный характер и плюрализм доктринальных подходов в решении данного вопроса. Фактически, мы придерживаемся позиции Кулапова В.Л и Власова В.И, но акцентируя внимание на необходимости дифференциации приемов на: основные и дополнительные, связанные с идеологическим воздействием. Идеология – это ценностный подход, поэтому говоря о гарантийном способе, следует подразумевать значимость защиты базовых прав и свобод человека и институтов гражданского общества. Рекомендательный – свидетельствующий о гуманизации юрисдикционного процесса, например, с позиции объективности. Стимулирующий – принцип социальной справедливости, что также необходимо отнести к основным ценностям, стабилизирующим социально-экономические отношения в обществе.


Глава 2. Понятие предмета и метода правового регулирования


    1. Предмет правового регулирования


На сегодняшний день бытуют различные точки зрения относительно предмета теории государства и права и ее места в научной среде. Так, Поляков А.В. предлагает разделить теорию государства и права на 2 науки: на теорию права, которая вписалась бы в отраслевые науки (гражданское, уголовное и т.д.) и теорию государства, которая будет входить в конституционное и административное право. Следующая категория ученых, таких как Старшун Б.А., Козлихин И.Ю. предлагают исключить теорию государства и права и отдать предмет ее изучения в историю политических и правовых учений и энциклопедию права. В теории государства и права остро стоит проблема дуализма государства и права на теоретическом уровне [21, с. 28].

«Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования - это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях» [3, с. 42].

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;

б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;

г) социальные факты (события, обстоятельства).

Иными словами, предмет правового регулирования - это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки называют правовым (юридическим) полем. Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.

«На первый взгляд, предметом правового регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побуждающие его действовать правомерно» [9, с. 2].


Тем не менее, поведение человека не является предметом правового регулирования, поскольку значительная часть действий человека остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек реализует собственные интересы, знания, умения, способности, не вторгаясь в сферу интересов других лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов [13, с. 76].

Основным средством согласования противоречивых интересов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правового регулирования выступает не любое поведение человека, а только такое поведение, которое затрагивает интересы других лиц, порождает между ними определенную социальную связь, понимаемую как общественное отношение. И правом регулируется не столько деятельность, сколько социальная связь между лицами, порожденная этой деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.

Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Её можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.

«Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а также осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресурсами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному труду» [4, с. 343].