ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Москва
2022
ВНЕДРЕНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Сборник научных трудов
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
ВНЕДРЕНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Сборник научных трудов
Москва
2022
Сборник научных трудов
УДК 37.0
ББК 74.26
В60
Рецензенты:
И. М. Осмоловская, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»;
А. А. Сорокин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Научный редактор:
Г. С. Ковалева, кандидат педагогических наук, заведующий центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
В60
Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт: сборник научных трудов / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 319 с.
ISBN 978-5-6049068-3-5
Сборник научных трудов содержит материалы, посвященные внедрению функциональной грамотности в разных регионах Российской Федерации.
Исследования, представленные в издании, показывают успешный опыт реализиции проектов, ориентированных на формирование функциональной грамотности в образовательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании; на развитие основных направлений функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления.
Сборник адресован региональным командам, курирующим вопросы формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в субъектах
Российской Федерации, представителям научного педагогического сообщества, аспирантам, докторантам, педагогам, руководителям образовательных организаций, а также всем, кто интересуется проблемами формирования функциональной грамотности школьников.
УДК 37.0
ББК 74.26
ISBN 978-5-6049068-3-5
© ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ................................................................................ 7
РАЗДЕЛ 1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ… ......................................................................................... 10
Малинникова Т. В.
Модель формирования функциональной грамотности в школе: с чего начать и что не забыть ......................................................................................................... 10
Самсонова Т. В., Бокунова Т. Г.
Функциональная грамотность: от новых заданий до эффективного образовательного пространства (опыт работы Республики Мордовия по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций) ................................................................... 21
Кускова М. В., Медведева Е. Г.
Подготовка педагогов Тюменской области к работе по формированию у обучающихся функциональной грамотности ..................................................... 29
Оброскова Е. Н., Кудрова Л. Г., Бурдакова А. А.
Единство подходов к реализации программы формирования функциональной грамотности на региональном, муниципальном и школьном уровне ............. 36
Евдокимова Л. А., Зеленцова В. А., Колчина Т. А.
Анализ результатов исследования сформированности функциональной грамотности у обучающихся 7 классов Калининградской области ................ 44
Курасов С. А.
Педагог vs функциональная грамотность: проблемы готовности педагогов к изменениям образовательного процесса и стратегии их преодоления ............ 60
Романова О. В.
Модель методического сопровождения профессионального развития педагогов в области формирования и оценивания функциональной грамотности ....... 67
Сосновская О. О.
Опыт работы с обучающимися по формированию и оценке функциональной грамотности в Пензенской области ..................................................................... 74
Тяглова Е. Г.
Система работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в феврале-марте 2022 года: Красноярский край ................................................ 80
Демакова Л. Н., Сидорова Н. А.
Формирование функциональной грамотности: из опыта работы педагогического коллектива муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей № 21» города Первоуральска Свердловской области .... 89
Шаяхметова Р. И., Шайхелисламов Р. Ф., Волкова О. В.
Опыт работы Республики Татарстан с педагогами и образовательными организациями по развитию функциональной грамотности школьников ...... 98
Куликова И. Ю.
Акцент на метапредметность: от курса внеурочной деятельности к повышению качества образования ............................................................................................ 106
Сборник научных трудов
4
Петрова М. В.
Дискуссионный клуб как форма внеурочной деятельности, способствующей формированию глобальных компетенций ........................................................ 114
Беловицкая С. И., Леонидова К. И., Эпова Н. П.
Функциональная грамотность педагога в системе дополнительного профессионального образования с использованием цифровизации обучения ………………………………………………………..…….……………119
Колядинцева О. А., Орлова С. Л., Таслицкая Е. М., Четвертных Т. В.
Технологические решения формирования функциональной грамотности обучающихся в деятельности БОУ ДПО «Институт развития образования
Омской области» .................................................................................................. 130
Список публикаций сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования» по общим подходам к
формированию функциональной грамотности ................................................ 140
РАЗДЕЛ 2. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ............................................... 141
Долинина Т. А.
Система работы по формированию читательской грамотности ...................... 141
Езовских О. В.
Обновленный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности. Особенности использования в учебном процессе, для внутришкольного мониторинга и в системе повышения квалификации педагогических кадров ......................................................................................... 151
Мамышева И. Ю.
Использование приёмов смыслового чтения на уроках в начальной школе .. 158
Список публикаций сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования» по читательской
грамотности ......................................................................................................... 168
РАЗДЕЛ 3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ....................................... 170
Горбатовская И. Л., Тяглова Е. Г., Васильева Р. Л.
Как научить детей видеть математику вокруг себя? ........................................ 170
Тяглова Е. Г., Васильева Р. Л.
Формирование математической грамотности в учебном процессе: методика работы с задачей, представленной в контексте, приближенном к реальной жизненной ситуации (опыт Красноярского края) ............................................. 183
Список публикаций сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования» по читательской
грамотности ......................................................................................................... 192
РАЗДЕЛ 4. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ......................... 194
Клинова М. Н.
Опыт деятельности проблемной группы педагогов Пермского края по вопросам формирования и оценки естественно-научной грамотности школьников в 2020–
2022 годах: достижения, проблемы, перспективы ............................................. 194
Никифоров Г. Г., Андреева Н. В., Пчелкина М. А.
Формирование естественно-научной грамотности на учебных занятиях ....... 203
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
5
Попова Г. М.
Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в Раменском городском округе ..................................................... 214
Алексашина И. Ю., Киселев Ю. П.
Формирование функциональной естественно-научной грамотности во внеурочной деятельности школьников ............................................................... 223
Список публикаций сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования» по математической
грамотности ......................................................................................................... 232
РАЗДЕЛ 5. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ .................................................. 234
Блок М. Е., Ленкина И. А.
Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания в соответствии с требованиями ФГОС .................................................................. 234
Красноусов С. Д.
К вопросу о региональной модели формирования функциональной финансовой грамотности на примере Красноярского края .................................................... 241
Мамонтова Л. П.
Повышение квалификации педагогов, реализующих программы финансовой грамотности (опыт деятельности Красноярского регионального центра финансовой грамотности на базе КК ИПК и ПП РО) ...................................... 249
Беляева Е. А.
Пример работы с комплексным заданием из банка заданий по финансовой грамотности ........................................................................................................... 259
Список публикаций сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования» по финансовой
грамотности ......................................................................................................... 266
РАЗДЕЛ 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ .................................................. 270
Борлукова Н. В.
Некоторые аспекты изучения межкультурного взаимодействия ..................... 270
Ведехина Т. Г., Климова Е. А., Мясоедова Л. Л.
Формирование глобальных компетенций обучающихся на уровне начального общего образования .............................................................................................. 276
Дмитриева Е. Ю.
Формирование глобальных компетенций у обучающихся через кейс-технологии в рамках проекта инициативного бюджетирования «Атмосфера» ................. 281
Максимова Н. Д.
Первый опыт деятельности образовательных организаций по направлению функциональной грамотности «Глобальные компетенции» ........................... 288
Львов Д. Е.
Эффективные практики формирования и оценки глобальных компетенций обучающихся ......................................................................................................... 293
Агапова Н. В., Свалова М. В.
Формирование глобальных компетенций учащихся через программу «Экотех» в системе дополнительного образования ............................................................... 297
Сборник научных трудов
6
Список публикаций сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования» по глобальным
компетенциям ....................................................................................................... 301
РАЗДЕЛ 7. КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ......................................................... 303
Абдулаева О. А.
Формирование креативного мышления: опыт, проблемы, перспективы ........ 303
Список публикаций сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования» по креативному
мышлению ................................................................................................................ 312
НАШИ АВТОРЫ ................................................................................................... 313
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
7
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Стремительные изменения в обществе требуют от нас постоянного развития и повышения профессиональной квалификации, мобильности и гибкости, готовности к сотрудничеству с другими людьми, компетентностного взаимодействия с системами искусственного интеллекта. На новые реалии реагирует и образование, приоритетными задачами которого являются приобщение ученика к культуре, формирование у него представления о себе, о мире вокруг, о своем месте и роли в нем; воспитание нравственного, образованного, трудолюбивого, обладающего творческим потенциалом, стремящегося к саморазвитию, любящего свою Родину гражданина, способного успешно взаимодействовать с окружающими его людьми в современном мире.
В образовании происходят различные изменения, некоторые из них были вызваны пандемией COVID-19. К ним относятся, например, масштабное внедрение дистанционного формата образования и активизация применения информационно-коммуникационных технологий.
Другого рода изменения связаны с развитием общества и науки и затрагивают системное обновление содержания образования, создание и практическую реализацию обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, совершенствование методов и форм обучения, системы оценки образовательных результатов учащихся.
В настоящее время по заданию Министерства просвещения РФ
Института стратегии развития образования РАО готовится серия изданий о том, как вводятся ФГОС начального общего и основного общего образования, что нового появляется в примерных основных и рабочих программах, на что учителю следует обратить внимание при проведении урока, какие технологии, формы и методы обучения используются для достижения положительных образовательных результатов.
Многие из полученных результатов исследований уже отражены на портале «Единое содержание общего образования» (edsoo.ru). На этом сайте можно ознакомиться с нормативно-правовыми документами в сфере образования, изучить примерные рабочие программы по различным учебным предметам, узнать о научных исследованиях в различных областях педагогики и их результатах. На информационном ресурсе представлены методические пособия для учителей и видеоуроки для педагогов, размещен типовой комплект методических материалов для образовательных организаций. Вам в помощь также предлагаются информационные и графические материалы о деятельности управляющих советов образовательных организаций.
С 2019 года в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования» реализуется масштабный проект по формированию и оценке функциональной грамотности, целью которого является разработка национального инструментария для формирования и оценки функциональной грамотности по методологии международных