Файл: Предмет и метод правового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Политические отношения охватывают всю сложную и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений [19, с. 33]:

«1. Отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им полномочий;

2. Отношения государства и его органов на международной арене;

3. Отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод;

4. Отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиям;

5. Отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений» [19, с. 33] .

«Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему политических и экономических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и общеобразовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом и т.д. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками» [13, с. 433].

Предмет правового регулирования носит объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм морали, обычаев и традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают новые нормативно-правовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правового регулирования.



    1. Метод правового регулирования


Метод в переводе с греческого «методос» означает путь познания. Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, приобретаются новые знания. Метод – это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины.

Ученые, при рассмотрении вопроса о методе правового регулирования, дают различные интерпретации этому термину и как следствие выделяют различные структурные элементы [11, c. 463–473]. На протяжении многих лет, данная тема, так и методология в целом носит неоднозначный характер, ибо по справедливому замечанию Арзуманова И.А: «Если проводить логический ряд иерархии фундаментальных парадигмальных оснований методологии юридической науки, то он выстраивается следующим образом: общая философия, социальная философия, философия права и государства, теории государства и права» [4, с. 50].

В связи с этим, как в отечественной теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках сформировался плюрализм мнений. Дилемма также заключается в том, что даже при включении этой составной части в определение метода правового регулирования, дальнейшая сущность «приемов» не раскрывается.

Так, например, Власенко Н.А, давая дефиницию метода правового регулирования, упоминает «приемы», но в последующем о них ничего не говорится [5, с. 237]. Подобный подход также отражен у Пьянова Н.А. [9, с. 150]. С.А. Комаров дает определение методу правового регулирования как совокупности юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений13 [11, c. 340].

Сама по себе методология при изучении государства и права является весьма важной. Это объясняется тем, что метод является условием без которого сложные государственно-правовые явления невозможно было бы постичь. В самом общем виде наука это и есть способ и метод изучения фактов. Значение методологии непосредственно теории государства и права выражается в том, что на основе полученных закономерностях отраслевые науки изучают нормы государственной деятельности входящие в их предмет регулирования.

Добывание и толкование фактов с целью их последующего применения в процессе развития науки основное значение методологии любой науки. Нельзя не заметить, что современные науки предъявляют высокие требования к методам, чтобы в последующем обеспечить высокий уровень точности и научности полученного. Данные требования поддерживают науку на должном уровне, позволяют идти на шаг вперед от обыденной жизни, вырабатывать и подготавливать почву для практики.


Теория государства и права «лихая», постоянно развивающаяся наука, которая имеет в запасе большое количество методов познания государственно-правовых явлений. Методы познания возникновения, развития и функционирования государства и права основываются на таких основных началах, принципах как историзм, объективность, всесторонность, конкретность.

Иначе говоря, вся совокупность, вся система особых средств, приемов, принципов и методов познания входящих в предмет изучения теории государства и права56 это и есть методология.

Козлов В.А.. говорит о том, что методология состоит из научного знания, научной теории, понятий, схем, условий и критериев языка науки, методов изучение и построений теории.

Единство предмета и метода юридической науки, обобщенно говоря, состоит в следующем: специфическое понятийно-юридическое знание (т. е. юридико-теоретическое, понятийно-правовое знание о праве и государстве) – это одновременно и предмет научно-юридического познания права и государства, и метод их юридического познания (тип, форма, результат юридического метода познания данных объектов) [16, с. 221].

Все многообразие методов науки традиционно классифицируют на две группы:

− общенаучные методы (общие);

− специальные методы (частнонаучные, частные).

Общенаучные методы определяют общий подход исследователя к познавательному процессу и объекту познания. Они предполагают такие универсальные способы познания, которые не зависят от отраслевой специфики науки.

В тоже время среди них можно выделить общефилософские методы, которые используются в течении всего процесса познания (от сбора и анализа имперических фактов до выработки теоретических понятий и категорий и наоборот), и иные общенаучные методы, которые могут использоваться лишь на определенных его этапах.


Заключение
Подведем итоги исследования. На сегодняшний день теория государства и права является базой для всех юридических наук, она функционирует в системе теоретико-исторических наук, имеет содержание гуманитарной направленности, исследует проблемы всех отраслевых наук, формирует выводы и знания, которые в последствии применяются в отраслевых науках, имеет свой предмет и методологию.

Необходимо заметить, что теория государства и права взаимодействует не только с отраслевыми науками, она так же взаимосвязана с экономической теорией, философией и политологией. Теория государства и права применяет понятия как общие (общество, благо, интерес, поведение, отношения), так и специальные (гражданское общество, политическая система и т.д.).


Приемы правового регулирования призваны упорядочивать идеологическую сферу общественных отношений, формируя правовые модели развития общества и государства, поскольку идеология – это система взглядов, идей, концепций устройства общества и государства. «Идеология представляет собой не хаотический набор идей, а систему идей, включающих экономическую сферу, политическую, социальную, духовную». Вопрос о приемах правового регулирования является дискуссионным в теории государства и права, и тем самым представляет собой актуальность.

Условно, все предлагаемые варианты определения «приемов правового регулирования» можно разделить на несколько подходов.

1) Приемы правового регулирования – это способы правового регулирования. Такой точки зрения придерживается Кулапов В.Л, утверждая, что правовые приемы выражают последовательное и акцентированное использование правовых средств в процессе их воздействия на волю людей [8, с. 255]. Сторонником этой идеи также является Власов В.И, выделяя два этих термина в качестве тождественных.

2) Приемы правового регулирования – это формы реализации субъективных прав и свобод. Данное мнение высказывает, в частности, Стифанько М.С: «Прием есть нечто иное, как определенная совокупность правил и действий лица, т.е. по своей природе является процедурой деятельности лица». Иными словами, наяву, речь идет о претворении предписаний позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения субъектов правоотношений.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;

б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;

г) социальные факты (события, обстоятельства).

Иными словами, предмет правового регулирования - это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки называют правовым (юридическим) полем. Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.

Метод – это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины.

Ученые, при рассмотрении вопроса о методе правового регулирования, дают различные интерпретации этому термину и как следствие выделяют различные структурные элементы. На протяжении многих лет, данная тема, так и методология в целом носит неоднозначный характер, ибо по справедливому замечанию Арзуманова И.А: «Если проводить логический ряд иерархии фундаментальных парадигмальных оснований методологии юридической науки, то он выстраивается следующим образом: общая философия, социальная философия, философия права и государства, теории государства и права»


Список использованной литературы


  1. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / под ред. Шагиева Р. В. М: Норма, Инфра-М, 2015. 576 с.

  2. Альбов А. П., Горохова С. С., Гуков А. С. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 136 с.

  3. Арзуманов И. А. Проблемы государственного регулирования этноконфессиональных отношений: общетеоретический анализ: монография / И. А. Арзуманов. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2019. – 235 с.

  4. Власенко Н. А. Теория государства и права: учеб. пособие / Н. А. Власенко. – 3-изд., перераб. и испр. – М.: Издательство Норма, 2018. – 480 с.

  5. Власов, В. И. Теория государства и права: учеб. пособие / В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Фенкис, 2015. – 322 с.

  6. Глущенко, Я. А. Идеология и конституционный строй: опыт дефинитивного анализа / Я. А. Глущенко // Exlegis: правовые исследования. – 2019. – No 4. – С. 2–4.

  7. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.

  8. Горохова С. С., Гуков А. С., Попова О. В. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть / под ред. Альбов А. П., Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 338 с.

  9. Кулапов В. Л. Теория государства и права: учебник / В. Л. Кулапов. – М.: КНОРУС, 2014. – 384 с.

  10. Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. М: Норма, Инфра-М, 2017. 464 с.

  11. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник. М: Юрайт, 2017. 585 с.

  12. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.

  13. Пьянов Н. А. Теория государства и права: учеб. пособие. – 2-изд., перераб. и доп. / Н. А. Пьянов. – Иркутск: Изд-во ИрИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста РФ), 2015. – 528 с.

  14. Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2017. 342 с.

  15. Протасов В. Н. Теория государства и права. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2017. 496 с.

  16. Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М: Проспект, 2021. 176 с.

  17. Стифанько, М. С. Проблемы понятия метода реализации правовой демографической политики Российской Федерации / М. С. Стифанько // Общество и право. – 2015. – No 4. – С. 50–55.

  18. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для вузов / С. А. Комаров. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 506 с.

  19. Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и Ко, 2019. 104 с.

  20. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М: Омега-Л, 2019. 324 с.

  21. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.