Файл: Отчет предоставлен сервисом Антиплагиат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

0%
0%
0%
0%
0%
0%
0%
[178]
Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в р…
http://adilet.zan.kz
04 Окт 2017
ИПС Адилет
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[179]
Стимулирование товарного экспорта в условиях экономической …
http://dep.nlb.by
16 Янв 2020
Диссертации НББ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[180]
Влияние региональной экономической интеграции на привлечен…
http://dep.nlb.by
20 Дек 2016
Диссертации НББ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[181]
Формирование и развитие парламентаризма в политической сист…
http://dep.nlb.by
11 Ноя 2016
Диссертации НББ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[182]
Телеграм за неделю: геополитика и парадоксы – локдаун все ближ…
https://federalcity.ru
19 Окт 2021
СМИ России и СНГ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[183]
Теоретические и методологические основы формирования эффек…
http://dep.nlb.by
16 Янв 2020
Диссертации НББ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[184]
Инициатива «Восточное партнерство» во внешней политике Евро…
http://dep.nlb.by
16 Янв 2020
Диссертации НББ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра Государственного и муниципального управления
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
по направлению 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
(уровень магистратуры)
студентки 3 курса
Гаджимагомедовой Амины Мурадовны
Отношения федерального центра с субъектами федерации на современном этапе
Научный руководитель д.э.н. проф. Айгумов А.Д.
Рецензент
______________________________
______________________________
______________________________
Допущена к защите
Зав. кафедрой «ГиМУ»
д.э.н., проф. Айгумов А.Д.
______________________
«___»_________2022г.
МАХАЧКАЛА, 2022
93
30
9
12
10
10

3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ В
ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ
7 1.1 Образование дотационности: причины и последствия
7 1.2 Специфика территориального устройства Российской Федерации
12 1.3 Социально-экономическое развитие регионов в условиях дотационности
16
ГЛАВА 2.
ВЛИЯНИЕ ДОТАЦИОННОСТИ НА СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
22 2.1 Причины образования территориальных диспропорций и пути их преодоления
22 2.2
Характеристика социально-экономического положения
Республики Дагестан
27 2.3 Проблемы межбюджетного взаимодействия Республики Дагестан с федеральным центром
35
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ РЕГИОНОВ
В РФ
41 3.1 Перспективы социально-экономического развития Российской
Федерации
41 3.2 Совершенствование межбюджетного взаимодействия в РФ
51 3.3 Пути снижения дотационности субъектов РФ
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
72
ПРИЛОЖЕНИЯ
80
10
12


4
ВВЕДЕНИЕ
Отношение федерального центра с
субъектами федерации,
основывающие на договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, в основном находятся в сфере межбюджетных отношений.
Рассматривая в целом динамику межбюджетных отношений за период с 2010
по 2020 гг можно проследить определенную тенденцию. В целом в указанное десятилетие в каждом из 10 субъектов Федерации 9 являлись дотационными.
При этом три субъекта Москва, ХМАО и Татарстан вносили в федеральный бюджет более половины всех поступлений. В то же в ряде исследований подчеркивалось, неравномерность налоговых поступлений в центр между отдельными регионами. Так ХМАО отдавал центру 82% своих доходов, а
Еврейский автономный округ – 4%. В ряде работ указывалось на отсутствие четких обоснованных положений отношения в ведение центра тех или иных объектов хозяйственной деятельности и отдельных предприятий. Так,
например, Кизлярский коньячный доход, находилось в ведении РД, а потом оказался в федеральном подчинении.
Неравномерное развитие отдельных республик и регионов являются препятствием в развитии федеральных отношений, а также иждивенческих настроений.
В России на начало 2021 года только 13 регионов не являются дотационными. Крайне остро проявляется дисбаланс в уровне жизни населения в зависимости от места проживания. Это вызывает острое социальное недовольство населения.
Однако регионы не могут самостоятельно справиться с этой проблемой - особенности социально- экономического развития регионов во многом определяются федеративным устройством Российской Федерации, распределением полномочий между
12
64
12

5
разными уровнями власти, а также особенностями межбюджетного перераспределения налоговых и неналоговых сборов.
Выявление закономерностей развития и трансформации федеративных отношений позволяет выявить те проблемы, которые тормозят ее дальнейшее развитие. В условиях Российской Федерации особенно актуально повышение эффективности межбюджетных отношений, что непосредственно влияет на ее социально-экономическое развитие в целом. Вместе с тем это способствует поиску наиболее совершенных моделей бюджетного выравнивания,
оптимизации устройства государственной власти в целях обеспечения интересов граждан, демократического развития общества и государства.
Неравномерность социально-экономического развития регионов РФ –
наиболее острая проблема власти, а поэтому исследования в этом направлении имеют особую значимость. Таким образом, в современных условиях требуется дальнейшее развитие межбюджетных отношений между центром и его субъектами с целью повышения эффективности государства как социально-экономического пространства для комфортного проживания населения на его территории.
Актуальность изучения выбранной темы исследования обусловлена тем, что преодоление дотационности регионов России в настоящее время является наиболее острой проблемой государственного развития, напрямую связано повышением эффективности государственного управления в
Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы – предложить пути преодоления дотационности субъектов в РФ.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить теоретические основы межбюджетных отношений в федеративном государстве;
- рассмотреть механизм взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти;
12
22
12
1
45


6
- определить особенности межбюджетного взаимодействия Республики
Дагестан с федеральным центром;
- определить пути совершенствования межбюджетного взаимодействия федерального центра и субъектов РФ.
Объект исследования – причины и источники дотационности регионов РФ.
Предмет
исследования

предложить пути преодоления дотационности регионов РФ.
Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день правительство страны разработало внедряет ряд государственных программ по преодолению дотационности большинства регионов РФ.
В научной сфере также накоплен большой объем научно-правовой литературы и социально-экономического анализа по исследуемой проблеме.
В исследованиях современных ученых использованы самые разнообразные подходы к
исследованию проблем федерализма,
межбюджетного перераспределения, инвестиционной поддержки дотационных регионов, и др.
Проанализированы структурные компоненты бюджетного механизма,
предложены пути его совершенствования и перспективы развития.
В научной литературе выявлены и отражены наиболее существенные проблемы регионов «доноров» и регионов «дотационных», вопросы социально-экономического развития регионов в составе РФ, выявлены перспективные направления и сделаны прогнозы развития российского федерализма. Имеют большое научное значение исследования, посвященные оценке уровня жизни отдельных граждан, в том числе в зависимости от региона проживания, уровня развития муниципального самоуправления,
гражданской активности населения. Достаточно подробно показано влияние федерализма, как принципа государственного устройства России, на социально-экономическое развитие каждого из регионов страны.
45

7
Однако, в связи с изменениями, происходящими в государственном устройстве, возникают новые проблемы, требующие своего осмысления и анализа: необходимо исследование теоретических и практических аспектов проблемы экономического развития всей страны в целом, поиска путей дальнейшего гармоничного развития всей федеративной структуры в целом.
В процессе проведения исследования были использованы следующие методы исследования: группа экономических методов, в т.ч. анализа,
обобщения и
синтеза,
ряд методов общенаучных,
в том числе диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический метод, и др.
Представленное исследование состоит из введения, трех глав,
заключения и приложений.
12
12


8

ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ В
ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Образование дотационности: причины и последствия
Дотация - в соответствии с российским законодательством – один из инструментов экономического управления, «межбюджетный трансферт,
предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе»
1
Предназначение дотации - компенсировать повышенные издержки,
превышающие доходы. Однако объектами дотаций бывают не только бюджеты разных уровней, например, объектами получения дотаций могут быть:
- регионы РФ, в том числе признанные дотационными;
- предприятия и организации. Дотации, как правило, выделяются отдельным предприятиям,
имеющим социальную значимость и
нуждающимся в финансовой поддержке, так как выполняют государственный заказ и работают себе в убыток;
- отдельные категории служащих и
рабочих,
получающие дополнительные выплаты, как правило из местного бюджета, отраженные в трудовом договоре или законодательном акте. Пример таких дотаций:
возмещение расходов на питание по месту службы, на проезд к месту работы,
разнообразные выплаты тем, кого несовершеннолетние дети, и др.
Предоставление дотаций предприятиям и организациям выполняет значимую социальную и экономическую роль, так как позволяют государству,
с одной стороны, предотвратить их закрытие, сокращение работников,
квалифицированного персонала, банкротство и потерю хозяйственных связей, с другой стороны, осуществлять контроль розничных цен на
ᱸˌˎˑ˓
1
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Словари.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Akademik
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ ru
ᱹˌˎˑ˓
12
4
92
135

9
отдельные потребительские товары и услуги, социально значимые для населения или страны.
Однако выделение дотаций имеет и отрицательные стороны: дотации государства являются тяжелым грузом для государственного бюджета, ведут к его дефицитности, что ведет к инфляции в государственном масштабе.
Следует отметить, что дотации, как финансовая поддержка бюджетов разных уровней, государственных организаций и предприятий, широко распространены в
тех странах,
где преобладает бюрократическое,
государственно-административное управление экономикой, т.е. значимой является роль государственного вмешательства в экономику. Менее характерны дотационные вливания для рыночных экономик, в которой главным принципом развития экономики является развитие и
конкурентности.
В
отношении региональных перераспределительных операций выделяют два типа регионов в РФ:
-дотационные;
- доноры.
Регионы РФ крайне разнообразны: одни регионы имеют ряд преимуществ, связанных с наличием разнообразных ресурсов, другие –
развиваются за счет имеющихся производств. Все регионы РФ отличаются друг от друга уровнем бюджетной обеспеченности. В одних регионах –
высокий уровень собираемости налогов, в других – крайне невысокая налогооблагаемая база, что приводит к необходимости перераспределения средств из федерального бюджета. Это позволяет государству проводить политику социально-экономического выравнивания уровня жизни населения во всех ее регионах.
Однако такая государственная политика
«межбюджетного выравнивания» на протяжении не одного десятка лет является предметом жестких споров и недовольства регионов-доноров.
135