Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
0%
0%
0%
0%
0%
0%
0%
[178]
Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в р…
http://adilet.zan.kz
04 Окт 2017
ИПС Адилет
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[179]
Стимулирование товарного экспорта в условиях экономической …
http://dep.nlb.by
16 Янв 2020
Диссертации НББ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[180]
Влияние региональной экономической интеграции на привлечен…
http://dep.nlb.by
20 Дек 2016
Диссертации НББ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[181]
Формирование и развитие парламентаризма в политической сист…
http://dep.nlb.by
11 Ноя 2016
Диссертации НББ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[182]
Телеграм за неделю: геополитика и парадоксы – локдаун все ближ…
https://federalcity.ru
19 Окт 2021
СМИ России и СНГ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[183]
Теоретические и методологические основы формирования эффек…
http://dep.nlb.by
16 Янв 2020
Диссертации НББ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
[184]
Инициатива «Восточное партнерство» во внешней политике Евро…
http://dep.nlb.by
16 Янв 2020
Диссертации НББ
Источник исключен. Причина: Маленький процент пересечения.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра Государственного и муниципального управления
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
по направлению 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
(уровень магистратуры)
студентки 3 курса
Гаджимагомедовой Амины Мурадовны
Отношения федерального центра с субъектами федерации на современном этапе
Научный руководитель д.э.н. проф. Айгумов А.Д.
Рецензент
______________________________
______________________________
______________________________
Допущена к защите
Зав. кафедрой «ГиМУ»
д.э.н., проф. Айгумов А.Д.
______________________
«___»_________2022г.
МАХАЧКАЛА, 2022
93
30
9
12
10
10
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ В
ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ
7 1.1 Образование дотационности: причины и последствия
7 1.2 Специфика территориального устройства Российской Федерации
12 1.3 Социально-экономическое развитие регионов в условиях дотационности
16
ГЛАВА 2.
ВЛИЯНИЕ ДОТАЦИОННОСТИ НА СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
22 2.1 Причины образования территориальных диспропорций и пути их преодоления
22 2.2
Характеристика социально-экономического положения
Республики Дагестан
27 2.3 Проблемы межбюджетного взаимодействия Республики Дагестан с федеральным центром
35
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ РЕГИОНОВ
В РФ
41 3.1 Перспективы социально-экономического развития Российской
Федерации
41 3.2 Совершенствование межбюджетного взаимодействия в РФ
51 3.3 Пути снижения дотационности субъектов РФ
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
72
ПРИЛОЖЕНИЯ
80
10
12
4
ВВЕДЕНИЕ
Отношение федерального центра с
субъектами федерации,
основывающие на договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, в основном находятся в сфере межбюджетных отношений.
Рассматривая в целом динамику межбюджетных отношений за период с 2010
по 2020 гг можно проследить определенную тенденцию. В целом в указанное десятилетие в каждом из 10 субъектов Федерации 9 являлись дотационными.
При этом три субъекта Москва, ХМАО и Татарстан вносили в федеральный бюджет более половины всех поступлений. В то же в ряде исследований подчеркивалось, неравномерность налоговых поступлений в центр между отдельными регионами. Так ХМАО отдавал центру 82% своих доходов, а
Еврейский автономный округ – 4%. В ряде работ указывалось на отсутствие четких обоснованных положений отношения в ведение центра тех или иных объектов хозяйственной деятельности и отдельных предприятий. Так,
например, Кизлярский коньячный доход, находилось в ведении РД, а потом оказался в федеральном подчинении.
Неравномерное развитие отдельных республик и регионов являются препятствием в развитии федеральных отношений, а также иждивенческих настроений.
В России на начало 2021 года только 13 регионов не являются дотационными. Крайне остро проявляется дисбаланс в уровне жизни населения в зависимости от места проживания. Это вызывает острое социальное недовольство населения.
Однако регионы не могут самостоятельно справиться с этой проблемой - особенности социально- экономического развития регионов во многом определяются федеративным устройством Российской Федерации, распределением полномочий между
12
64
12
5
разными уровнями власти, а также особенностями межбюджетного перераспределения налоговых и неналоговых сборов.
Выявление закономерностей развития и трансформации федеративных отношений позволяет выявить те проблемы, которые тормозят ее дальнейшее развитие. В условиях Российской Федерации особенно актуально повышение эффективности межбюджетных отношений, что непосредственно влияет на ее социально-экономическое развитие в целом. Вместе с тем это способствует поиску наиболее совершенных моделей бюджетного выравнивания,
оптимизации устройства государственной власти в целях обеспечения интересов граждан, демократического развития общества и государства.
Неравномерность социально-экономического развития регионов РФ –
наиболее острая проблема власти, а поэтому исследования в этом направлении имеют особую значимость. Таким образом, в современных условиях требуется дальнейшее развитие межбюджетных отношений между центром и его субъектами с целью повышения эффективности государства как социально-экономического пространства для комфортного проживания населения на его территории.
Актуальность изучения выбранной темы исследования обусловлена тем, что преодоление дотационности регионов России в настоящее время является наиболее острой проблемой государственного развития, напрямую связано повышением эффективности государственного управления в
Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы – предложить пути преодоления дотационности субъектов в РФ.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить теоретические основы межбюджетных отношений в федеративном государстве;
- рассмотреть механизм взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти;
12
22
12
1
45
6
- определить особенности межбюджетного взаимодействия Республики
Дагестан с федеральным центром;
- определить пути совершенствования межбюджетного взаимодействия федерального центра и субъектов РФ.
Объект исследования – причины и источники дотационности регионов РФ.
Предмет
исследования
–
предложить пути преодоления дотационности регионов РФ.
Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день правительство страны разработало внедряет ряд государственных программ по преодолению дотационности большинства регионов РФ.
В научной сфере также накоплен большой объем научно-правовой литературы и социально-экономического анализа по исследуемой проблеме.
В исследованиях современных ученых использованы самые разнообразные подходы к
исследованию проблем федерализма,
межбюджетного перераспределения, инвестиционной поддержки дотационных регионов, и др.
Проанализированы структурные компоненты бюджетного механизма,
предложены пути его совершенствования и перспективы развития.
В научной литературе выявлены и отражены наиболее существенные проблемы регионов «доноров» и регионов «дотационных», вопросы социально-экономического развития регионов в составе РФ, выявлены перспективные направления и сделаны прогнозы развития российского федерализма. Имеют большое научное значение исследования, посвященные оценке уровня жизни отдельных граждан, в том числе в зависимости от региона проживания, уровня развития муниципального самоуправления,
гражданской активности населения. Достаточно подробно показано влияние федерализма, как принципа государственного устройства России, на социально-экономическое развитие каждого из регионов страны.
45
7
Однако, в связи с изменениями, происходящими в государственном устройстве, возникают новые проблемы, требующие своего осмысления и анализа: необходимо исследование теоретических и практических аспектов проблемы экономического развития всей страны в целом, поиска путей дальнейшего гармоничного развития всей федеративной структуры в целом.
В процессе проведения исследования были использованы следующие методы исследования: группа экономических методов, в т.ч. анализа,
обобщения и
синтеза,
ряд методов общенаучных,
в том числе диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический метод, и др.
Представленное исследование состоит из введения, трех глав,
заключения и приложений.
12
12
8
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ В
ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Образование дотационности: причины и последствия
Дотация - в соответствии с российским законодательством – один из инструментов экономического управления, «межбюджетный трансферт,
предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе»
1
Предназначение дотации - компенсировать повышенные издержки,
превышающие доходы. Однако объектами дотаций бывают не только бюджеты разных уровней, например, объектами получения дотаций могут быть:
- регионы РФ, в том числе признанные дотационными;
- предприятия и организации. Дотации, как правило, выделяются отдельным предприятиям,
имеющим социальную значимость и
нуждающимся в финансовой поддержке, так как выполняют государственный заказ и работают себе в убыток;
- отдельные категории служащих и
рабочих,
получающие дополнительные выплаты, как правило из местного бюджета, отраженные в трудовом договоре или законодательном акте. Пример таких дотаций:
возмещение расходов на питание по месту службы, на проезд к месту работы,
разнообразные выплаты тем, кого несовершеннолетние дети, и др.
Предоставление дотаций предприятиям и организациям выполняет значимую социальную и экономическую роль, так как позволяют государству,
с одной стороны, предотвратить их закрытие, сокращение работников,
квалифицированного персонала, банкротство и потерю хозяйственных связей, с другой стороны, осуществлять контроль розничных цен на
ᱸˌˎˑ˓
1
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Словари.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Akademik
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ ru
ᱹˌˎˑ˓
12
4
92
135
9
отдельные потребительские товары и услуги, социально значимые для населения или страны.
Однако выделение дотаций имеет и отрицательные стороны: дотации государства являются тяжелым грузом для государственного бюджета, ведут к его дефицитности, что ведет к инфляции в государственном масштабе.
Следует отметить, что дотации, как финансовая поддержка бюджетов разных уровней, государственных организаций и предприятий, широко распространены в
тех странах,
где преобладает бюрократическое,
государственно-административное управление экономикой, т.е. значимой является роль государственного вмешательства в экономику. Менее характерны дотационные вливания для рыночных экономик, в которой главным принципом развития экономики является развитие и
конкурентности.
В
отношении региональных перераспределительных операций выделяют два типа регионов в РФ:
-дотационные;
- доноры.
Регионы РФ крайне разнообразны: одни регионы имеют ряд преимуществ, связанных с наличием разнообразных ресурсов, другие –
развиваются за счет имеющихся производств. Все регионы РФ отличаются друг от друга уровнем бюджетной обеспеченности. В одних регионах –
высокий уровень собираемости налогов, в других – крайне невысокая налогооблагаемая база, что приводит к необходимости перераспределения средств из федерального бюджета. Это позволяет государству проводить политику социально-экономического выравнивания уровня жизни населения во всех ее регионах.
Однако такая государственная политика
«межбюджетного выравнивания» на протяжении не одного десятка лет является предметом жестких споров и недовольства регионов-доноров.
135