Файл: Отчет предоставлен сервисом Антиплагиат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58
Благодаря тому, что многие регионы продолжительное время имеют тесные социально-экономические связи между собой, выработано множество методов и
подходов,
направленных на разрешение социальных,
межэтнических, межрелигиозных конфликтов
76
. Однако экономический дисбаланс в уровне экономического развития регионов усложняет процессы интеграции регионов в единое гармоничное пространство.
В последнее время получила распространения идея «партнерской модели федерализма», направленной на создание тесных социально- экономических и культурных связей между регионами, особенно соседними территориями. В данном аспекте важно отметить значимость институтов гражданского общества, выстраивающего коммуникации на неформальной основе. В их результате должны решаться политические, экономические,
социокультурные, социально-демографические проблемы.
Таким образом, следует отметить, что «партнерская» модель коммуникации регионов имеет «свои особенности:
 наличие коллегиальности при участии субъектов,
 наличие представительства организаций разного типа,
 наличие общественного контроля при принятии важных инвестиционных и финансовых решений»
77
Развитие партнерских хозяйственных связей между регионами уже доказало свою эффективность, когда имело место в период советской экономики. Такие связи позволяют выявлять потенциал каждого региона,
эффективную форму разделения труда, перераспределения избыточных ресурсов.
ᱸˌˎˑ˓
76
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России: сборник научных трудов по материалам V Всероссийской научно-практической конференции
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
/ Под науч. редакцией проф.
А.А. Тамова – Майкоп: ЭлИТ, 2018 – 231 с. Электрон. дан. (1 файл pdf). – Сист. требования: Adobe Reader;
экран 10'. – Режим доступа http://201824.selcdn.ru/elit-089/index.html.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
77
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Камышев Е.И. Договорная природа федерализма // Система ценностей современного общества. – 2015. –
№ 39. – С. 8-11.
ᱹˌˎˑ˓
38
38
38
12
4

59
Основными принципами применения данной модели являются следующие.
Рис.16 Основные принципы «партнерской» модели федерализма
Модель социального партнерства может быть успешно реализована в межэтнических отношениях Республики Дагестан в связи с назревшей в ней потребностью, готовностью этнических сообществ. Однако требуются государственные меры в сфере социально-политических, экономических,
культурных отношений данной республики, направленные на улучшения образа и уровня жизни. Речь идет, в первую очередь, об институциональных изменениях,
направленных возрастание уровня этнокультурной просвещенности, улучшение сложившихся практик коммуникации между разными этносами и конфессиями.
В настоящее временя остро существует необходимость в том, чтобы расширить полномочия федеральных органов власти, восстановить, как было раньше, вертикальную подчиненность управленческой системы, повысить эффективность работы законодательных и исполнительных властей,
федерального и регионального властных компонентов, муниципальных органов власти, институтов государства и гражданского общества.
Очевидно, что поддержка села - наиболее действенный механизм сохранения естественной языковой среды: экономическая программа развития горных территорий с созданием современной социальной инфраструктуры, рабочих мест, возможности содержать семью, дать хорошее образование детям – наиболее эффективный путь сохранения местных языков.
На основании проведённого анализа сложившейся этнополитической ситуации и системы межнациональных отношений на Северном Кавказе, а
1   2   3   4   5   6   7

38
66
66
12
66
66

60
также выбранной федеральными властями стратегии национально- государственного строительства, можно сделать вывод о том, что проблемы и неудачи, возникшие в ходе реализации государственной политики в регионе,
связаны в первую очередь с непоследовательностью и несогласованностью преобразований, проводимых Федеральным центром.
В сложившихся условиях, возможно, будет рационально пересмотреть
Проект Федерального закона №91010-3 от 15.05.2001 «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий РФ», неоднократно обсуждался в Государственной Думе начиная с 2001 года по 2019 год, и который так и не был принят. Представленный Проект определяет основные принципы, формы, методы и порядок государственной региональной политики в части федеральной поддержки депрессивных территорий РФ.
Преодоление дотационности многих регионов видится в эффективном использовании имеющихся средств, повышении ответственности за их использование, совершенствование форм контроля расходования бюджетных средств на ранних этапах их освоения. Именно неэффективное использование бюджетных средств ведет к диспропорциям в развитии регионов.
Преодоление спада производства и вывод их экономики в режим устойчивого саморазвития предусматривает решение следующих основных задач.
Рис.17 Задачи преодоления дотационности территорий
Как видно из вышеперечисленных задач наиболее важным моментом преодоления дотационности: выявление потенциала этих территорий и работу местных органов власти по его реализации. Следует выявлять неэффективные формы перераспределения бюджетных средств, когда под видом разнообразных форм методической помощи, происходит создание неэффективных и затратных структур. Так показали свою низкую
66
12

61
эффективность разнообразные формы повышения квалификации, созданные при муниципальных органах и ведомствах.
Основными принципами федеральной выделения дотаций должны стать следующие
78
Рис.18 Принципы федеральной поддержки дотационных субъектов
Выделенные принципы обеспечивают целевое и
эффективное использование бюджетных средств, а также высокую ответственность на региональной власти за преодоление неблагоприятной ситуации.
Государство должно оказывать поддержку тех или иных территорий на всех уровнях власти, в том числе и на уровне муниципальных образований.
Такая государственная поддержка выражается в различных формах, в т.ч.:
нормативно-правовой,
финансовой,
информационной,
организационно- образовательной, и др.
Однако применяемые сегодня формы и методы государственной поддержки территорий требуют гибкого подхода и постоянного пересмотра с учетом влияния меняющихся объективных факторов.
Таким образом, решение проблем дотационности регионов РФ во многом определяется возможностями реализации их потенциала в процессе разделения труда и выявления эффективных межрегиональных связей, а также повышения ответственности за использование бюджетных средств на ранних стадиях их освоения.
ᱸˌˎˑ˓
78
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Проект ФЗ
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
№91010-3 от 15.05.2001 «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий РФ»,
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Статья 5. Основные принципы федеральной поддержки депрессивных территорий
ᱹˌˎˑ˓


62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России крайне остро проявляется дисбаланс в уровне жизни населения в зависимости от места проживания, так на начало 2021 года только 13 регионов не являются дотационными. Это вызывает острое социальное недовольство населения.
Актуальность изучения выбранной темы исследования обусловлена тем, что преодоление дотационности регионов России в настоящее время является наиболее острой проблемой государственного развития, напрямую связано повышением эффективности государственного управления в
Российской Федерации.
Однако регионы не могут самостоятельно справиться с этой проблемой
- особенности социально-экономического развития регионов во многом определяются федеративным устройством
Российской
Федерации,
распределением полномочий между разными уровнями власти, а также особенностями межбюджетного перераспределения налоговых и
неналоговых сборов.
Выявление закономерностей развития и трансформации федеративных отношений позволяет выявить те проблемы, которые тормозят ее дальнейшее развитие. В условиях Российской Федерации особенно актуально повышение эффективности межбюджетных отношений, что непосредственно влияет на ее социально-экономическое развитие в целом. Вместе с тем это способствует поиску наиболее совершенных моделей бюджетного выравнивания,
оптимизации устройства государственной власти в целях обеспечения интересов граждан, демократического развития общества и государства.
Неравномерность социально-экономического развития регионов РФ –
наиболее острая проблема власти, а поэтому исследования в этом направлении имеют особую значимость. Таким образом, в современных
12
22
12

63
условиях требуется дальнейшее развитие межбюджетных отношений между центром и его субъектами с целью повышения эффективности государства как социально-экономического пространства для комфортного проживания населения на его территории.
Процесс формирования межбюджетных отношений в России имеет длительную историю. Особенность российской системы бюджетного федерализма в том, что она основана на долевом распределении бюджетных доходов и трансфертов регионам из федеральных фондов. Российские специалисты называют, по крайней мере, четыре ее недостатка:
 сложность системы формирования бюджета и
последующего межбюджетного распределения;
 отсутствие четкого разграничения расходных полномочий между разными уровнями государственной власти;
 применение недостаточно обоснованных критериев выделения трансфертов;
 выделение межбюджетных трансфертов при отсутствии персональной ответственности и контроля эффективности их расходования, и др.
В
России присутствует необходимость совершенствования действующей системы межбюджетного регулирования. Так, в числе приоритетных задач государственной экономической политики сохраняется необходимость стимулирования субъектов
РФ,
их муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала.
Необходимость в межбюджетных трансфертах регионам обусловлена последствиями существенной неравномерности социально-экономического развития субъектов РФ, сильно различающихся по объему, составу и качеству природных и трудовых ресурсов, развитостью финансовой инфраструктуры,
специфики отраслевой специализации, привлекательности для проживания с точки зрения населения.
12
1
30


64
Высокая степень неравномерности социально-экономического развития территорий является «объективным фактором выделения финансовых средств для обеспечения единых минимальных стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг населению»
79
. Однако ряд межбюджетных трансфертов предоставляется в условиях отсутствия прозрачных правил и обоснованных критериев.
Последние годы показывают отрицательную динамику количества регионов-доноров в России. Это обусловлено рядом факторов, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:
 введенные санкции в сфере экономики с 2014 года,
 снижением количества предприятий в разных отраслях экономики,
 неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке, связанной с влиянием последствий глобальных экономических кризисов,
 низким уровнем конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке, и др.
К вышеперечисленным факторам следует добавить еще несколько,
проявившихся уже в текущее время:

падение цен на нефть на международных рынках,

влияние пандемии COVID-19,
Однако следует отметить, что неблагоприятные факторы затрагивают большинство стран в мире, и преодоление спада предстоит многим странам.
Тем не менее, государственной власти необходимо принять меры по совершенствованию принципов и системы формирования бюджетов всех уровней и связанной с системой последующего перераспределения бюджетных средств.
Пандемия 2020 года также, как и в целом по России, неблагоприятно сказалась на социально-экономическом уровне республики.
ᱸˌˎˑ˓
79
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий // Региональная экономика и развитие территорий. Под ред. Л.П.Совершаевой // СПб
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
.: ГУАП, 2018. №1 (12). – 250 с.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/225245828.pdf
ᱹˌˎˑ˓
1
4
1

65
Следует выделить и организационно-финансовые проблемы развития
РД, которые требуют своего решения в рамках развития межбюджетных отношений:
 низкий уровень экономической обеспеченности населения;
 низкий уровень социальной обеспеченности населения;
 отказ властей решать актуальные земельные проблемы;
 проблема сохранения культурно-национальной идентичности (в т.ч.
проблема сохранения национальных языков);
 отсутствие социальных лифтов для населения.
Республика Дагестан на протяжении ряда лет остается на одном из самых последних мест в
России по рейтингу
«социальной ориентированности бюджета». В ситуации, когда уровень социально- экономической обеспеченности населения республики является одним из самых низких показателей в РФ, профицит бюджета демонстрирует формальный подход к решению социальных проблем населения.
Очевидно, что простое формирование профицитного бюджета не отражает социального благополучия населения. Поэтому, с одной стороны,
важно принятие регулирующих решений на уровне страны, с другой стороны,
необходимо повышение ответственности регионального руководства за достигнутый уровень социального благополучия населения.
Для сохранения национальных языков Дагестана необходимо принятие отдельных программ поддержки национальных языков со стабильным финансированием и создание специального органа власти, ответственного за их сохранение.
Тем не менее, в республике предпринимаются меры по гармонизации развития всего общества, чтобы дагестанское общество стало составным элементом всего российского общества. Так, Министерство культуры РД
проводит работу по созданию «Центров традиционной культуры народов
Дагестана» – с 2013 года в культурно-досуговых учреждениях в рамках
1


66
всероссийского проекта «Человеческий капитал», реализуется проект
«Культура и традиции народов Дагестана». Предполагается, что работа
«Центров традиционной культуры» будет направлена на изучение и возрождение национальных традиций, культурное сотрудничество.
Преодоление дотационности регионов России требует большой работы по выявлению потенциала каждого региона, его специфики и преимуществ по сравнению с другими регионами. Региональная специализация может стать большим вкладом в выявление и использование преимуществ каждого региона.
Таким образом, преодоление дотационности российских регионов требует совершенствования существующего механизма межбюджетного перераспределения между регионами
«донорам»
и регионами
«дотационными»,
стимулирования экономической,
инвестиционной активности в регионах методами налоговой политики, финансовой самостоятельности регионов. Системный подход к решению проблемы дотационности регионов РФ позволит создать необходимые условия для использования потенциала каждого субъекта РФ, выравнивания уровня жизни населения в отдельных территориях в составе федерации, улучшения социальных показателей,
характеризующих благосостояние граждан,
формирования единого социально-экономического пространства в РФ.
1
12
12

67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изменениями и дополнениями)
2. Конституция
Республики
Дагестан
(принята
Конституционным
Собранием 10 июля 2003 г., с изменениями и дополнениями)
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации№ 145 от 31.07.1998 4. Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 5. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от
17.06.1996 №74-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный конституционный закон № 6 «О порядке принятия в
Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта
Российской Федерации» от 17.12.2001 7. Указ Президента РФ В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.
8. Указ
Президента
РФ
№ 601
«Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая
2012 г.
9. Закон
Республики
Дагестан
№ 16
«Об административно- территориальном устройстве Республики Дагестан» от 10.04.2002 10.Указ Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28.04. 2008 11.Постановление Правительства РФ (ПП РФ) № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации на долгосрочный период» от 11 ноября 2015 г.
50
3