Файл: Отчет предоставлен сервисом Антиплагиат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
Однако следует отметить, что неблагоприятные факторы затрагивают большинство стран в мире, и преодоление спада предстоит многим странам.
Таким образом, несмотря на общемировые процессы экономического спада, государственной власти России необходимо принять меры по совершенствованию принципов и правил формирования бюджетов всех уровней, системы последующего перераспределения бюджетных средств, а также принципов поддержки дотационных регионов.
1   2   3   4   5   6   7

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ДОТАЦИОННОСТИ НА СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
2.1 Причины образования территориальных диспропорций и пути
их преодоления
В Российской Федерации, в соответствии с ее конституционным устройством, каждый регион является финансово самостоятельным. Однако в силу большого числа факторов, обусловливающих разную степень реализации потенциала каждого из регионов, уровень жизни в
них существенно различается.
Одним из инструментов преодоления территориальных диспропорций является система межбюджетного выравнивания. Через бюджетную систему происходит перераспределение бюджетных средств.
Такое перераспределение обусловлено следующими факторами:
- необходимостью реализации государственных целевых программ;
- необходимостью выравнивания социально- экономического уровня жизни населения;
1
12

22
- необходимостью структурного развития экономики, и др.
В качестве доноров в бюджетной системе выступают регионы, в которых поступления превышают планируемые расходы.
Следует отметить, что согласно статистическим данным
16
на 2020 год сохраняется существующая ситуация, когда количество субъектов-доноров не превышает 20%: из 85 субъектов РФ – 13 регионов вошли в группу доноров,
остальные 72
региона планируют получить дополнительные средства из бюджета по тем или иным направлениям.
К
основным инструментам государственного межбюджетного выравнивания в России, как и в других странах, можно отнести следующие.
Рис.6 Основные инструменты государственного межбюджетного выравнивания в России
Межбюджетные отношения, как форма взаимодействия органов власти
РФ всех уровней, оказывают существенное воздействие на темпы роста социально-экономических и
демографических процессов,
на рентабельность деятельности предприятий, на уровень жизни населения, и др.
Большую роль в экономике страны играют перераспределения доходных поступлений бюджета между его различными уровнями. Наиболее значимыми таким источниками дохода бюджета являются налоги и акцизы.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ используются три наиболее важные формы межбюджетных трансфертов
17
ᱸˌˎˑ˓
16
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Статистика и показатели.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://rosinfostat.ru/dotatsionnye-regiony/
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
17
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Бюджетный кодекс Российской Федерации№ 145 от 31.07.1998. Ст. 78, Ст. 131, Ст.133, Ст. 138.
ᱹˌˎˑ˓
57
12
26
12


23
Рис.7 Формы межбюджетных трансфертов
Все три формы межбюджетного выравнивания имеют общие и
отличительные характеристики.
В бюджетном кодексе РФ дано определение дотации в сфере взаимоотношение федерального центра и регионов: «межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования»
18
Еще два важных, социально-значимых направления деятельности государства, связаны с распределением дотаций между регионами:
- выделение денежных средств из «государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами»
19
- дополнительное финансирование социально-значимых проектов в регионах.
Дотации бизнесу и промышленности, как из федерального бюджета,
так и из местных бюджетов, позволяют компаниям компенсировать повышенные издержки, сдерживает розничные цены на товары для населения, а также позволяют предотвратить банкротство компаний,
производящих социально-значимые услуги или товары, и др.
Помимо поддержки социально-значимого уровня жизни населения,
межбюджетные отношения органов власти позволяют выполнять важные организационно-политические задачи, способствуя развитию отношений между федеральным центром и регионом, уравнивая условия жизни в
разных регионах, и др. Рациональное развитие межбюджетных отношений
ᱸˌˎˑ˓
18
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
БК РФ. Ст.6
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
19
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Современный экономический словарь.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Академик.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://dic.academic.ru/
ᱹˌˎˑ˓
30
92
4

24
имеет важнейшее значение для развития единого государственного пространства в современных условиях
20
Однако из за недостатков системы предоставления и распределения дотаций, они стали тяжелым грузом для государственного бюджета,
порождают его дефицитность. Правительству приходится прибегать к дополнительной денежной эмиссии, подталкивающей к очередному витку инфляции.
Следует отметить, что дотации в бизнесе среде и в производственной сфере наиболее распространены в странах, в которых преобладает государственное вмешательство в экономику, административные методы воздействия на рыночные процессы. В гораздо меньшей степени дотации,
как инструмент государственного регулирования социально-значимых сфер жизни общества применяются в экономиках с сильными рыночными традициями,
в которых требования самофинансированию и
самоокупаемости распространяются на более широкие сферы бизнеса.
Большое значение имеет расчет показателя «уровень дотационности»
или «коэффициент дотационности» субъекта. Уровень дотационности показывает «долю дотаций из федерального бюджета в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации»
21
В соответствии с п.5, ст.130 БК РФ Министерство финансов РФ «не позднее 15 ноября текущего финансового года утверждает перечни субъектов
РФ по уровню дотационности и перечень субъектов РФ, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности».
Особенностью субсидий, как формы межбюджетных трансфертов,
является то, что они могут предоставляться не только из бюджета, но также из специально созданных фондов, в том числе для юридических и
физических лиц, местных органов власти, других государств.
ᱸˌˎˑ˓
20
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: URSS, 2016. – 368 с.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
21
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Бюджетная система РФ.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ http://budget.gov.ru/
ᱹˌˎˑ˓
92
4
12
41
25
33
25
59
12
82


25
Необходимость в межбюджетных трансфертах регионам обусловлена существенным неравенством социально-экономического развития субъектов
РФ, отличающихся по составу и качеству природных и трудовых ресурсов,
состоянием финансовой инфраструктуры,
специфики отраслевой специализации, привлекательности для проживания с точки зрения населения.
Высокий уровень дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ, существенные диспропорции в финансово- бюджетной сфере, являются источником крайне негативных социальных факторов в целом в стране
22
. Такое положение является « объективным фактором выделения финансовых средств для обеспечения единых минимальных стандартов предоставления государственных и
муниципальных услуг населению»
23
. Однако, практика межбюджетных трансфертов не подтверждает эффективность используемых критериев их осуществления.
Последние годы показывают отрицательную динамику количества регионов-доноров в России. Это обусловлено рядом факторов, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:
 введенные санкции в сфере экономики с 2014 года,
 снижением количества предприятий в разных отраслях экономики,
 неблагоприятной конъюнктурой образом международном рынке,
связанной с влиянием последствий глобальных экономических кризисов,
 низким уровнем конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке, и др.
ᱸˌˎˑ˓
22
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Региональная экономика и управление развитием территорий. Учебник и практикум для
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ бакалавриата и магистратуры / авт. коллектив Лопатников Д., Ирина Ильина И., Кэрол Леонард К., Хорева О./ М.: Юрайт,
2020. – 351 с.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
23
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий // Региональная экономика и развитие территорий. Под ред. Л.П.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Совершаевой // СПб
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
.: ГУАП, 2018. №1 (12). – 250 с.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/225245828.pdf
ᱹˌˎˑ˓
1
67
57
4
1
1

26
К вышеперечисленным факторам следует добавить еще несколько,
проявившихся уже в текущее время:

падение цен на нефть на международных рынках,

влияние пандемии COVID-19,
Однако следует отметить, что неблагоприятные факторы затрагивают большинство стран в мире, и преодоление спада предстоит многим странам.
Тем не менее, государственной власти необходимо принять меры по совершенствованию принципов формирования бюджетов всех уровней, а также последующего перераспределения бюджетных средств.
2.2. Основные параметры социально-экономического положения
Республики Дагестан
Республика Дагестан – один из самых интересных и сложных регионов
РФ. Являясь одной из республик Северного Кавказа, именно Дагестан обладает уникальными характеристиками: природными, демографическими,
культурными. Эти особенности повлияли и на формирование менталитета населения,
его предпринимательской активности,
мобильности,
толерантности и социальной гибкости.
В наибольшей степени на политику государственного регионального управления в Дагестане повлияло его сложное территориальное устройство
24
Этот же фактор влияет и на качество трудовых ресурсов в регионе,
возможность социальной самореализации, характеристики социальной стратификации.
Несмотря на богатые природные ресурсы и качество трудовых ресурсов, их высокий образовательный и профессиональный потенциал,
регион в целом продолжает сохранять имидж бюджетно-зависимого,
ᱸˌˎˑ˓
24
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
ФСГС РД.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://dagstat.gks.ru/
ᱹˌˎˑ˓
1
9
2


27
инвестиционного непривлекательного, со слабой экономической базой,
низкой социальной обеспеченностью населения.
Социально-экономическое развитие Республики Дагестан имеет свои положительные и
отрицательные характеристики.
За последнее двадцатилетие так и не удалось добиться уровня жизни, соответствующего средним стандартам в стране
25
Исполнительным органом государственной власти в Республике
Дагестан,
реализующим его региональную политику,
является
Правительство, которое, формируется Президентом Республики Дагестан
26
Функции исполнительных региональных органов власти реализуются его административными структурами

соответствующими функциональными министерствами,
ведомствами и
департаментами.
Наиболее важные их этих функций
27
:
 реализация государственной политики по экономическому развитию
Республики Дагестан;
 развитие науки, образования, культуры, медицины;
 обеспечение рационального использования и охраны природных ресурсов;
 охрана общественного порядка и борьба с преступностью;
 защита прав и свобод граждан;
Порядок деятельности
Правительства
Республики
Дагестан определяется основным законом Республики Дагестан, ее Конституцией, и другими нормативно-правовыми актами.
Столица Республики Дагестан - один из быстрорастущих, крупнейших российских городов, играющий большую социально-экономическую роль на
Северном Кавказе и в СКФО.
ᱸˌˎˑ˓
25
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
ФСГС РД. https://dagstat.gks.ru/
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
26
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Власть. Исполнительная. http://president.e-dag.ru/home/respublika/2013-03-24-22-54-30/ispolnitelnaya
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
27
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Власть. Исполнительная.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ http://president.e-dag.ru/home/respublika/2013-03-24-22-54-30/ispolnitelnaya
ᱹˌˎˑ˓
2
70
70
70

28
Большое значение в
Республике
Дагестан имеет развитие муниципального самоуправления,
что обусловлено высокодифференцированной структурой национально-демографического и природно-географического обустройства республики
28
. В соответствии с
Конституцией РД, местное самоуправление в Республике Дагестан обеспечивает «самостоятельное решение населением вопросов местного значения,
владение,
пользование и
распоряжение муниципальной собственностью». Местное самоуправление осуществляется «в городских,
сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно»
29
. В перспективе ожидается приведение органов местного самоуправления в соответствие стандартам формирования и функционирования органов государственной власти.
Республика Дагестан — самая большая из семи субъектов Северного
Кавказа как по территории - 50,3 тыс. кв. км, так и по численности населения
– 3,113млн. человек. Дагестан является единственной национальной республикой в составе России, которая не имеет так называемой титульной этнической группы, но, тем не менее, выступает в качестве национальной республики, объединившей в политическую автономию дагестанские народы.
В ноябре 2019 г. был принят Законопроект Республики Дагестан "О
республиканском бюджете Республики Дагестан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
30
. Однако, очевидно, в нем не могли найти отражение кризисные прогнозы в связи с пандемией ковид 2020 года. Однако
ᱸˌˎˑ˓
28
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Указ Президента РФ от 28.04. 2008 № 607 «Об оценке
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
29
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Конституция РД. Раздел 8.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
30
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2020 года. Глава Республики Дагестан В. Васильев.
Законопроект Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»,
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
8 ноября 2019 г.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓ https://rg.ru/2019/11/08/dagestan-byudget2020-2022-reg- dok.html
ᱹˌˎˑ˓
2
9
58
58
2
5
12