Файл: Отчет предоставлен сервисом Антиплагиат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
Государство оказывает помощь дотационным регионам не только в форме дотаций, которые выделяются бюджетам иных уровней без указания конкретных направлений использования. Следует отличать различные формы государственной помощи, такие как дотации, субсидии, субвенции, и др.
Рис.1 Виды государственной бюджетной помощи
Если дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, то субсидия предоставляется только на условиях долевого софинансирования, т.е. при участии бюджетов других уровней.
Субвенции предоставляются из бюджета на определенные цели.
Законодательством РФ предусмотрены и иные формы поддержки региональных расходов из бюджета, например, гранты, поощрения, и др.
Распределение субсидий из федерального бюджета субъектам России осуществляется ежегодно на основе приказа Министерства финансов РФ
№1030. Представляет интерес распределение регионов по их участию в распределительных отношениях. Особое значение имеет изучение регионов,
не являющихся дотационными.
Всего к регионам, не являющимся получателями дотаций в целях межбюджетного выравнивания
2
, в 2021 году отнесены 13 субъектов РФ:
Рис.2 Регионы РФ, не являющиеся дотационными
Вышеперечисленные субъекты РФ не получат дотации из бюджета РФ
в 2021 году. Другие 72 субъекта РФ – субъекты-доноры, соответственно, их получат в 2021 году.
ᱸˌˎˑ˓
2
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Выравнивания бюджетной обеспеченности
ᱹˌˎˑ˓
104

11
В Федеральном бюджете РФ на 2021-2023 гг. представлены плановые объемы дотаций для регионов. В 2021 году рейтинг регионов – получателей дотаций возглавят следующие регионы:
- Республика Дагестан - 72,89 млрд. руб.;
- Республика Саха (Якутия) - 51,59 млрд. руб.;
- Камчатский край - 41,12 млрд. руб.
Надо отметить, что список дотационных регионов меняется, а сами регионы – из года в год перемещаются в этом списке. Правительство РФ
прогнозирует, что часть из них уже в ближайшие годы станет самоокупаемыми – это те регионы, которые имеют достаточно высокий уровень бюджетной обеспеченности, и эффективные государственные меры по поддержке экономического развития способны вывести их из дотационности. К таким регионам правительством были отнесены следующие.
Рис.3 Регионы РФ, имеющие экономический потенциал для выхода из состояния дотационности
Однако остальные регионы еще сохраняют крайне низкий уровень бюджетной обеспеченности.
Правительство РФ предпринимает попытки по выходу из сложившейся ситуации. Так, в 2019 году Правительством РФ было выделено 10 регионов с наихудшими социально-экономическими результатами. Такая группировка важна для выяснения причин дотационности и отставания регионов в развитии.
В группу с наихудшими показателями социально-экономического развития попали:
1. Адыгея


12 2. Алтайский край
3. Калмыкия
4. Карелия
5. Курганская область
6. Марий Эл
7. Псковская область
8. Республика Алтай
9. Тува
10.Чувашия
В соответствии с проектами Правительства РФ эти регионы получили
«индивидуальные планы развития». Если опыт их реализации в регионах окажется успешным, его распространят и на другие дотационные регионы.
Таким образом, к проблеме дотационности в РФ правительство подходит крайне ответственно, пытается найти наиболее эффективные пути преодоления дисбаланса в уровне жизни населения в разных регионах,
преодолеть «старую» проблему межбюджетного перераспределения.
1.2 Специфика территориального устройства Российской Федерации
В России исторически сформировалась федерация обеспечено на смешанной –
территориально-национальной основе. принятия В любой стране существует своя специфика распределения полномочий между органами государственной власти разного уровня. Большое значение имеет эффективность такого распределения полномочий в вопросах распоряжения финансовыми ресурсами, которая зависит от самых разных факторов:
государственного и
политического устройства,
административно- территориального деления, декларируемых приоритетов в отношении социально-экономического развития.
27
12
26

13
Федеративную структуру Российской Федерации составляют разные субъекты федерации: республики, края, области, автономные области,
города федерального подчинения (например, Москва и Санкт-Петербург),
автономные округа.
Все эти государственные образования, согласно
Конституции РФ, являются равноправными субъектами федерации.
В таблице ниже показаны особенности конституционно- правового статуса субъектов Российской Федерации.
Особенности конституционно- правового статуса субъектов РФ
Таблица 1
Особый статус имеет Город Байконур, который размещен на территории Казахстана. Так как он, вместе с имущественным комплексом космодрома арендован Россией на период до 2050
года,
то наделен статусом города федерального значения РФ, на территории которого действует российское законодательство.
95
79
12

14
Вся территория РФ подразделена на 8 федеральных округов, каждый которых представлен полномочным представителем президента РФ.
Субъекты федерации имеют свое административно-территориальное деление. В составе субъекта федерации, в свою очередь, выделены административно-территориальные единицы - районы и города областного
(республиканского, краевого, окружного) значения
3
Так, большое значение имело выделение федеральных округов РФ со в
2000-м году
4
Первоначально их было восемь. Однако,
в 2010 году Северо-
Кавказский федеральный округ был выделен из Южного федерального округа
5
Также в 2014 году имели место изменения административно- территориальном делении: был образован Крымский федеральный округ, на присоединённых к России в 2014 году территориях. В свою очередь, в 2016
году также имело место изменение - объединение Крымского федерального округа и Южного федерального округа.
Кроме того, в 2018 году был осуществлен перевод Республики Бурятия и
Забайкальского края из
Сибирского федерального округа в
Дальневосточный.
Также имело место в изменение названии округов. Таким образом,
после всех вышеперечисленных преобразований, сегодня в структуре РФ
вновь образовалось восемь федеральных округов.
Федеральные округа РФ
Таблица 2.
ᱸˌˎˑ˓
3
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Касаткина Н.А. Формы государственного устройства современности: теоретико-правовое исследование:
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ дисс. к.ю.н. – СПб
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
., 2015. – 223 с.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
4
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Указ Президента РФ В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской
Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
5
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Указ Президента РФ Медведева Д.А. от 19.01.2010
ᱹˌˎˑ˓


15
Организация эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, в процессе реализации полномочий по предметам совместного ведения - один из важнейших факторов успеха региональной политики.
Сложившиеся на современном этапе развития проблемы бюджетного федерализма, целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с федеративной формой государственного устройства, которая характерна для
РФ.
Сегодня Российская Федерация состоит из 85 равноправных субъектов
6
:
 22 республики,
 9 краев,
 46 областей,
 3 города федерального значения,
 1 автономная область,
 4 автономных округа,
ᱸˌˎˑ˓
6
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Словари. Академик.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://dic.academic.ru/
ᱹˌˎˑ˓
44
12
25
29
36
58

16
 1 федеральная территория.
РФ построена по национально-территориальному принципу и является асимметричной федерацией.
Большое количество субъектов, их разнообразие, множество названий,
вхождение одного субъекта в другой не имеющий аналогов в зарубежных федерациях, создают определенные сложности для функционирования российского федерализма. Конституция РФ провозглашает равноправие всех субъектов. Однако республики обладают определенными правовыми преимуществами. Они имеют конституции и считаются государствами, в то время как другие - государственными образованиями, имеют уставы вместо конституций. Итак, сама Конституция закладывает определенные элементы асимметрии разнообразием субъектов.
1.3 Социально-экономическое развитие регионов в условиях
дотационности
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый ее регион является финансово самостоятельным. Однако через бюджетную систему происходит перераспределение бюджетных средств. Такое перераспределение обусловлено следующими факторами:
- необходимостью реализации государственных целевых программ;
- необходимостью выравнивания социально-экономического уровня жизни населения;
- необходимостью структурного развития экономики, и др.
В качестве доноров в бюджетной системе выступают регионы, в которых поступления превышают планируемые расходы.
Следует отметить, что согласно статистическим данным
7
на 2020 год сохраняется существующая ситуация, когда количество субъектов-доноров не
ᱸˌˎˑ˓
7
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Статистика и показатели.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://rosinfostat.ru/dotatsionnye-regiony/
ᱹˌˎˑ˓
108
12


17
превышает 20%: из 85 субъектов РФ – 13 регионов вошли в группу доноров,
остальные 72 региона планируют получить дополнительные средства из бюджета по тем или иным направлениям.
Межбюджетные отношения – как форма взаимодействия органов власти РФ всех уровней - оказывают существенное воздействие на темпы роста социально-экономических и
демографических процессов,
на рентабельность деятельности предприятий, на уровень жизни населения, и др.
Мировая практика государственного управления неравномерно развитыми регионами позволила выделить экономические инструменты государственного регулирования межбюджетных отношений, в каждой стране они имеют свою специфику, но наиболее популярными из них стали следующие.
Рис.4 Экономические инструменты государственного регулирования межбюджетных отношений в России
Большую роль в экономике страны играют перераспределения доходных поступлений бюджета между его различными уровнями. Наиболее значимыми таким источниками дохода бюджета являются налоги и акцизы.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, статья 131. «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета»:
«дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством
Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего
Кодекса»
8
ᱸˌˎˑ˓
8
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Бюджетный кодекс Российской Федерации
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
№145
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ от 31.07.1998
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
, Ст. 131
ᱹˌˎˑ˓
26
12
25

18
Межбюджетные трансферты стали наиболее общим инструментом управления региональным развитием. В Бюджетном кодексе РФ этому инструменту управления уделено особое внимание. Регламентация таких перераспределительных отношений имеет хорошо разработанную методическую базу. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ используются три наиболее важные формы межбюджетных трансфертов
9
Рис.5 Формы межбюджетных трансфертов
Все три формы межбюджетного регулирования имеют общие и отличительные характеристики.
В бюджетном кодексе РФ дано определение дотации в сфере взаимоотношение федерального центра и регионов: «межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования»
10
Дотации предприятиям, как из федерального бюджета, так и из местных бюджетов, позволяют компаниям компенсировать повышенные издержки, сдерживает розничные цены на товары для населения, а также позволяют предотвратить банкротство компаний, производящих социально- значимые услуги или товары, и др.
Помимо поддержки социально-значимого уровня жизни населения,
межбюджетные отношения органов власти позволяют выполнять важные организационно-политические задачи, способствуя развитию отношений между федеральным центром и регионом, уравнивая условия жизни в разных регионах, и др. Рациональное развитие межбюджетных отношений имеет
ᱸˌˎˑ˓
9
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Бюджетный кодекс Российской Федерации
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
№ 145 от 31.07.1998
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
,
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Ст. 78, Ст. 131, Ст.133, Ст. 138.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
10
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
БК РФ. Ст.6
ᱹˌˎˑ˓
51
12
30
33


19
важнейшее значение для развития единого государственного пространства в современных условиях
11
Следует отметить, что дотации в бизнесе-среде и в производственной сфере наиболее распространены в странах, в которых преобладает государственное вмешательство в экономику, административные методы воздействия на рыночные процессы. В гораздо меньшей степени дотации, как инструмент государственного регулирования социально-значимых сфер жизни общества применяются в экономиках с сильными рыночными традициями, в которых требования самофинансированию и самоокупаемости распространяются на более широкие сферы бизнеса.
Большое значение имеет расчет показателя «уровень дотационности»
или
«коэффициент дотационности»
субъекта.
Показатель
«уровень дотационности» показывает «долю дотаций из федерального бюджета в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта
Российской Федерации»
12
В соответствии с требованием Бюджетного кодекса Министерство финансов РФ «не позднее 15 ноября текущего финансового года утверждает перечни субъектов РФ по уровню дотационности и перечень субъектов РФ,
не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности»
13
Особенностью субсидий, как формы межбюджетных трансфертов,
является то, что они могут предоставляться не только из бюджета, но также из специально созданных фондов для юридических и физических лиц,
местными органами власти, а также другими государствами.
Необходимость в межбюджетных трансфертах регионам обусловлена последствиями существующей неравномерности социально-экономического
ᱸˌˎˑ˓
11
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: URSS, 2016. – 368 с.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
12
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Бюджетная система РФ.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ http://budget.gov.ru/
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
13
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
БК РФ, ст. 130,
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ п.5
ᱹˌˎˑ˓
4
25
4
59
12
82
1

20
развития субъектов РФ, которые существенно различаются между собой по ряду важных характеристик, в том числе составу и качеству природных и трудовых ресурсов, развитостью финансовой инфраструктуры, специфики отраслевой специализации, привлекательности для проживания с точки зрения населения. Сегодня существует большая дифференциация уровня социально-экономического развития субъектов РФ
14
Неравномерность уровня социально-экономического развития территорий является «объективным фактором выделения финансовых средств для обеспечения единых минимальных стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг населению»
15
. Однако сегодня требуется развитие методологии выявления оснований для предоставления дотаций из бюджета страны, с пересмотром требований и критериев.
За последние годы можно наблюдать отрицательную динамику количества регионов-доноров в России. Это обусловлено рядом факторов,
которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:
 введенные санкции в сфере экономики с 2014 года,
 снижением количества предприятий в разных отраслях экономики,
 неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке, связанной с влиянием последствий глобальных экономических кризисов,
 низким уровнем конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке, и др.
К вышеперечисленным факторам следует добавить еще несколько,
проявившихся уже в текущее время:

падение цен на нефть на международных рынках,

влияние пандемии COVID-19,
ᱸˌˎˑ˓
14
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Региональная экономика и управление развитием территорий. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / авт. коллектив Лопатников Д., Ирина Ильина И., Кэрол Леонард К., Хорева О./ М.: Юрайт,
2020. – 351 с.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
15
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий // Региональная экономика и развитие территорий. Под ред. Л.П.Совершаевой // СПб
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
.: ГУАП, 2018. №1 (12). – 250 с.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/225245828.pdf
ᱹˌˎˑ˓
1
1
4
57
1
1