Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49
3.2 Совершенствование межбюджетного взаимодействия в РФ
На 2020 год: «общая площадь территории России составляет 17 125 191
км², или 11,41% всей суши (1/8), численность населения – 146 748 590
человек, или 9-е место в мире, плотность населения: 8,57 чел./км²»
60
Статистический анализ и научные исследования показывают, что степень дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития превышает показатель умеренной неравномерности
61
Важной инструментом управления субъектами федерации является федеральный бюджет. Процесс централизации денежных средств в едином государственном бюджете сложился исторически и осуществляется во всех странах, так как имеет важное социально-экономическое и политическое значение для государственного управления.
Централизованные в
государственном бюджете средства позволяют проводить социально- экономическую и финансовую политику на территории всей страны,
направлять денежные средства на важные цели государственной деятельности и регионального развития.
Учитывая тот факт, что Российская Федерация является самой большой страной в мире, со сложной территориально-административной структурой,
следует отметить сложности прогнозирования финансового состояния регионов, разработки и реализации мероприятий в сфере межбюджетных отношений.
В Бюджетном кодексе РФ дано определение межбюджетных отношений,
под которыми понимаются
«взаимоотношения между существующими публично-правовыми образованиями, возникающие по различным вопросам правоотношений бюджетного характера, организации, а
ᱸˌˎˑ˓
60
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
ФСГС РФ.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://rosstat.gov.ru/
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
61
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: URSS, 2016. – 368 с.
ᱹˌˎˑ˓
1 2 3 4 5 6 7
1
4
1
102
1
29
4
50
также осуществления российского бюджетного процесса»
62
. Это позволяет рассматривать межбюджетные отношения, как наиболее важные и связывающие все уровни бюджетов в РФ, в едином процессе формирования бюджета страны и использования бюджетных средств.
Централизация бюджетных средств дает возможность государству решать социальные задачи, смягчать воздействие рыночных процессов, а также оптимизировать уровни развития регионов, преодолевать дисбаланс их бюджетов
63
. Государство планирует и организует перераспределение средств федерального бюджета между субъектами РФ, между разными уровнями бюджетов в целях выравнивания социально-экономической обеспеченности населения страны.
Существование системы бюджетного федерализма предполагает определенную автономию бюджетов субъектов РФ, их выделение в определенную бюджетную структуру страны, но это не означает полной самостоятельности в бюджетных процессах.
Механизм межбюджетных отношений является основой такого государственного устройства РФ, когда взаимосвязаны не только бюджеты всех ее субъектов, но и все уровни бюджетной системы. Законодательство РФ
полностью регулирует все этапы межбюджетных перераспределительных процессов. В соответствии с законодательными рамками развиваются и отношения между участниками межбюджетных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали.
В соответствии с указанным определением межбюджетных отношений сложилось и содержание бюджетных правоотношений, к которым можно отнести следующие.
Рис.14 Содержание межбюджетных правоотношений
ᱸˌˎˑ˓
62
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
БК РФ
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
№145 от 31.071998, Статья 6. «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
63
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Плисецкий Е.Л. Региональная экономика. Учебник. М.: Юрайт, 2020. – 459с.
ᱹˌˎˑ˓
4
1
1
1
12
51
Как видно из рисунка выше, межбюджетные правоотношения затрагивают процессы формирования доходов у субъектов, формирования внебюджетных фондов,
особенности муниципального заимствования,
регулирования государственного и муниципального долга, а также контроль всех межбюджетных процессов.
Большой теоретический интерес представляет анализ отношений,
возникающих в процессе взаимодействия вышеуказанных элементов межбюджетных отношений и возможность их совершенствования. Наиболее важными являются отношения между налоговыми плательщиками и бюджетами соответствующих уровней.
Следует выделить основные субъекты межбюджетных отношений,
которые непосредственно влияют на состояние и качество межбюджетного перераспределения.
Рис.15 Основные звенья межбюджетных отношений
Как видно из рисунка выше, налогоплательщики являются основным формирующим бюджет страны элементом межбюджетных отношений.
Большую роль в функционировании этого механизма играют контрольные органы.
Механизм межбюджетных отношений включает в
себя взаимоотношениями между всеми уровнями власти, направлениями формирования доходов, распределения бюджетной поддержки.
Очевидно, что в системе межбюджетных отношений можно выделить две основные формы взаимоотношений:
21
52
- отношения между налогоплательщиками в бюджеты всех уровней и государственными органами всех уровней, возникающие в процессе формирования доходной части бюджета страны,
- межбюджетные отношения субъектов страны по поводу расходов из бюджетов всех уровней.
Именно налогоплательщики играют ведущую роль в формировании бюджетов всех уровней.
Большую роль для развития бюджетного механизма играет выявление взаимосвязи между этими двумя формами бюджетных взаимоотношений, их гармонизация и создание условий для взаимовыгодного развития.
Рис.16 Система взаимосвязи всех уровней власти в механизме межбюджетного распределения
Как видно из рисунка выше, механизм межбюджетного распределения затрагивает такие сферы государственной деятельности, как распределение государственных доходов,
налоговых компетенций,
бюджетного выравнивания, и др.
В преодолении дотационности регионов РФ большая роль принадлежит государственной налоговой политике. Она охватывает всех участников межбюджетных отношений
64
и должна в равной мере представлять интересы всех субъектов страны.
Еще один инструмент управления регионами - территориальное развитие, которое в России преследует несколько основных целей:
социально-экономическое и политическое равноправие территорий и граждан.
ᱸˌˎˑ˓
64
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов. Теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: URSS, 2020. – 304с.
ᱹˌˎˑ˓
53
В настоящее время федерализм как государственное устройство является одним из наиболее эффективных способов государственного управления,
обеспечивающий интеграцию административно- территориальных единиц в единую систему, сохраняющей разделение властей по вертикали. При этом территориальные единицы в этой системе сохраняют политическую и социально-культурную автономию
65
На протяжении всех стадий развития федерализма в России первостепенной была двоякая задача обеспечения равноправия субъектов РФ,
с одной стороны, с другой стороны - сохранение территориальной целостности страны. На определенных этапах развития страны те или иные регионы добивались преимущественного положения ввиду наличия ресурсов,
особого территориального положения, и др. Государство более или менее успешно решало проблемы асимметрии федерации, пытаясь сохранить равноправие субъектов
66
Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. было установлено,
что
Конституция
РФ
предусматривает один уровень суверенитета Российской Федерации, исключает другой уровень суверенной власти в единой системе государственной власти, не допускает возможности суверенитета территориальных субъектов.
Сложной системы федерализма в России связана с тем, что управление субъектами Федерации сочетается с управлением территориальными образованиями более крупными, которые могут включать в себя часть территории субъекта или, напротив, несколько субъектов РФ. Таким образом,
в России наблюдается процесс территориального развития. Государственная власть осуществляет управление территориальными субъектами посредством
«прямого или косвенного изменения ресурсного потенциала
ᱸˌˎˑ˓
65
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление. СПб
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
.: Издательский Дом ПИТЕР, 2018. – 224с.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
66
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Грудинин Н.С. История развития федерализма в России / Н.С. Грудинин, М.С. Майорова // Научный вестник. – 2015. – № 1 (3). – С. 41-44.
ᱹˌˎˑ˓
12
12
31
13
12
12
18
12
12
4
54
территориального развития»
67
в рамках программно-целевой поддержки регионов.
Очевидно, что чем больше территория, тем, как правило, выше уровень дифференциации административных субъектов, входящих в ее состав. Таким образом, само по себе укрупнение региональных единиц не всегда способствует построению эффективной системы межбюджетных отношений и перераспределения, оптимальному использованию финансовых ресурсов,
сбалансированности взаимосвязей центра и регионов, снижению уровня асимметрии социально-экономического развития отдельных территорий.
Россия имеет уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки территориальной и национальной федерации в соответствии с Конституцией. Российская Федерация «состоит из республик,
краев, областей, городов федерального значения, автономных областей,
автономных округов – равноправных субъектов РФ», а «федеральное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Единство системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
РФ,
равноправие и
самоопределение народов в Российской Федерации».
Таким образом, бюджетный федерализм обеспечивает сочетание интересов на всех уровнях бюджетной системы. Бюджетный федерализм представляет собой «составную часть механизма государственной власти, то есть часть отношений между центральными, региональными и местными органами власти федеративного государства по поводу формирования и распределения бюджетных средств и направленную на целостности РФ и сочетание интересов ее уровней»
68
ᱸˌˎˑ˓
67
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Грудинин Н.С. История развития федерализма в России / Н.С. Грудинин, М.С. Майорова // Научный вестник. – 2015. – № 1 (3). – С. 41-44.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
68
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Словари. Академик.
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ https://dic.academic.ru/
ᱹˌˎˑ˓
4
1
12
58
102
4
55
Межбюджетные отношения представляют собой
«отношения бюджетного федерализма, возникающие между уровнями власти в ходе организации и дальнейшего осуществления бюджетного процесса»
69
Эффективность межбюджетных отношений обеспечивает соблюдение следующих «принципов построения многоуровневой бюджетной системы в
РФ:
распределение, а также закрепление расходов бюджетом по различным уровням российской бюджетной системы;
разграничение регулирующих доходов по существующим уровням бюджетной системы;
равенство бюджетных прав субъектов
Федерации,
равенство бюджетных прав муниципальных образований;
равенство бюджетов во взаимоотношениях с федеральным уровнем,
равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации;
выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации и муниципальных образований»
70
В соответствии с данными принципами отдельные виды бюджетов доходов и расходов могут быть переданы из бюджета федерального уровня в бюджеты субъектов Федерации, а их бюджетов субъектов в местные
71
. Это позволяет гармонизировать экономическое развитие всех образований РФ,
обеспечить единый уровень социального развития населения страны.
Очевидно, что главной проблемой межбюджетного распределения остается прозрачность и обоснованность этих процессов.
ᱸˌˎˑ˓
69
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. М.: Инфра-М, 2018. – 383 с.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
70
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Право и экономическое развитие. Проблемы государственного регулирования экономики / Коллективная монография. Материалы интерактивного круглого стола «Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики», Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
01.12.2016г. / М.: МГУ, 2017. - 432 с.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
71
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Останков Д.Б. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в
РФ. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=22200 (дата обращения: 08.04.2020).
ᱹˌˎˑ˓
29
4
4
1
56
Анализ современного законодательства показал, что российское государство принимает меры региональной поддержки экономической и социальной сферы субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2016 г. № 445 была утверждена государственная программа «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», направленная на снижение долговой нагрузки бюджетов регионов. В настоящее время субъекты РФ
имеют высокий уровень государственных долговых обязательств
72
Сложившаяся ситуация требует пересмотра долговой политики субъектов РФ,
установления высоких требований к персонифицированной ответственности власти по выплате государственного долга, который существенно сокращает государственный бюджет и значительно снижает качество жизни населения
73
В рамках «Стратегии пространственного развития Российской
Федерации на период до 2025 г.»
74
и федерального закона №116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 утвержден перечень из 20 субъектов РФ, которым рекомендуется создание особых зон территориального развития, в т.ч.: республики Адыгея, Алтай, Бурятия,
Дагестан, Ингушетия, а также Ивановская, Кировская, Магаданская и
Мурманскую области, Еврейскую автономную область, и др.
Выбор регионов был сделан на основе экономического анализа показателей бюджетного обеспечения, качества жизни граждан, проживающих на территории субъектов за длительный период.
Тем самым Россия отходит от программно-целевой поддержки
«конкретных субъектов, выбор которых основан либо на высоком уровне
ᱸˌˎˑ˓
72
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий // Региональная экономика и развитие территорий. Под ред. Л.П.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Совершаевой // СПб
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
.: ГУАП, 2018. №1 (12). – 250 с.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/225245828.pdf
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
73
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление. СПб
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
.: Издательский Дом ПИТЕР, 2018. – 224с.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
74
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», «Стратегия пространственного развития до 2025 года». Министерство экономического развития РФ.
ᱹˌˎˑ˓
1
30
4
22
12
4
57
развития их инфраструктуры, инвестиционных возможностей, выгодного географического положения, либо, наоборот, обусловлен отставанием этих субъектов от общероссийских показателей социально-экономического развития»
75
Таким образом, перспективы оптимального развития территорий,
преодоления пагубного деления регионов на «доноров» и «дотационных»,
лежат в направлении совершенствования механизма межбюджетного распределения, государственной налоговой политики, развития российского федерализма,
соблюдении прав человека,
оптимизации финансовых отношений между субъектами РФ, укреплении экономических основ государства.
3.3 Пути снижения дотационности субъектов РФ
Российская Федерация является сложной территориальной структурой,
многонациональной страной, в которой оказались связанными самые разные по своим характеристикам регионы, переплетенными множество самых разных народов и этнических групп. Исторический путь территориального развития переплетения имеет как положительный опыт, так и отрицательные последствия. Опыт исторического взаимодействия на межрегиональном уровне привел к существенному обогащению современной российской экономики, но одновременно выявил и множество противоречий между регионами,
имеющими совершенно противоположные природно- климатические и ресурсные характеристики.
ᱸˌˎˑ˓
75
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
Сбалансированное развитие регионов: методология и практика: сборник научных трудов по материалам I
Международной научно-практической конференции «Сбалансированное развитие регионов: методология и практика» / под ред. Н.А. Красновой; НОО «Профессиональная наука». – Нижний Новгород: Изд-во ИП
Краснова Н.А., 2016. - 123 с.
ᱹˌˎˑ˓
4
13
66
66