Файл: Курсовая работа По дисциплине Организация на рынке труда.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37. Причем возникающие таким образом системы предпочтительнее, по мнению автора, чем все остальные виды порядка.

Объяснить негативный характер действий власти также возможно. По П. Бурдье, власть обладает двумя необходимыми характеристиками: она базируется на реальных общностях людей, не существует без организации; власть — гибкая сила, приспосабливающаяся к изменяющимся условиям, так как основывается на отношениях взаимозависимости (без них она, во-первых, не существует; во-вторых, нежизнеспособна). Из этого вытекает одно интересующее нас следствие — власть может выходить за рамки отношений социальной солидарности, более того, выражает зачастую специфические, частные интересы.

Любое внешнее преимущество (например, передача ресурсов, социальных благ, должностей по наследству, протекции и т. д.), делает условия борьбы между индивидами и их группами неравными, причем эти преимущества не всегда непременно соответствуют личной ценности их обладателей.

Существование и состояние среднего класса можно назвать индикатором того, насколько в обществе сильно стремление к нивелированию разного рода неравенства и сужению поля действия внешних сил, т. е. насколько близко общество находится к первому варианту развития. Причем под равенством мы понимаем здесь прежде всего равенство во внешних условиях борьбы (так как прогресс разделения труда, по Дюркгейму, подразумевает все возрастающее неравенство). Это равенство есть необходимое условие существования органической солидарности, так как в отличие от низших обществ, где человек апеллирует в основном к традициям и общности чувств, современное общество ощущается индивидом как продукт его непосредственного участия, тем болезненнее нарушение его равновесия.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие важные для нас заключения:

  • равенство во внешних условиях борьбы необходимо для поддержания и сглаживания конкуренции, причем не только через «привязывание к функциям», но и для того, чтобы «связать» функции между собой;

  • в отношении установленных правил это равенство не допускает злоупотреблений, так как для этого не находится ни сил, ни причин, ни условий;

  • касательно договорных отношений такое равенство обеспечивает регулярное и справедливое вступающих таким образом в отношения функций.

Дюркгейм подчеркивал, что задача власти состоит не просто в
контроле за исполнением заключенных договоров, необходимо, чтобы они исполнялись добровольно, что означает такое согласие, когда услуги имеют «эквивалентную социальную ценность». Если же услуги неэквивалентны, то они могут быть уравновешены только благодаря какой-то внешней силе. Условие же, необходимое для эквивалентности услуг, состоит в том, чтобы договаривающиеся стороны были в одинаковых внешних условиях, так как в этом случае стороны оценивают стоимость своего труда только той силой, которую они «черпают из своих социальных достоинств». Установление градации, параллельной иерархии социальных функций между появляющимися в этом случае внутренними видами неравенства, и устранение источников внешнего неравенства исходя из специфических локальных условий — задача, которая под силу лишь социально-экономическим советам, состоящим из представителей различных социальных слоев и объединений (потребители, работодатели, профсоюзы), а также экспертов.

Таким образом, когда солидарность и конкуренция однонаправлены и выражают существующие нравы, они действуют в указанных выше направлениях, что делает понятным практическую значимость рассматриваемой проблемы. Причем классики экономики, заслуга которых состоит в том, что они первыми заметили самопроизвольный характер общественной жизни, показали, что под воздействием принуждения она уклоняется от естественного направления и зависит таким образом не от внешне навязанного порядка, а от «свободной внутренней работы», ошиблись насчет природы этой свободы. Они относят ее к естественному состоянию человека. Социальное действие же может только регулировать ее «внешнее функционирование» так, чтобы «конкурирующие свободы не мешали друг другу». На самом же деле зависимость здесь не внешняя, а внутренняя, одно вытекает и обусловливается другим, а отражением этой зависимости являются отношения солидарности и власти. К важнейшей функции власти Э. Дюркгейм относит защиту общего сознания от внешних и внутренних врагов, добавив сюда положение о том, что она, осознанно или нет, сама не должна становиться таким врагом, т. е. должна быть легитимной. Таким образом, власть, конкуренция и солидарность являются не противоположными концептами в социологической теории, а напротив, создают предсказуемость и постепенность общественного развития.


Реальное социальное партнерство складывается при выполнении следующих важнейших требований.

  1. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти ориентируются на формирование социального рыночного хозяйства и правового социального государства. Государство не вмешивается в деятельность работодателей и работников, а контролирует их взаимодействие и взаимоотношения в рамках трудового законодательства.

  2. Необходимость защиты общих интересов заставляет субъектов рыночных отношений создавать объединения работодателей и объединяться работников, но опять-таки вступление в объединение является добровольным.

3. Реальные отношения социального партнерства требуют осознания представителями федеральной и региональной власти, работодателями и работниками необходимости достижения консенсуса по спорным вопросам условий и оплаты труда путем взаимных уступок, а не навязывания своей воли одной стороной другим. Победителями в этой борьбе могут быть либо все стороны, либо ни одна, поскольку целью социального партнерства является формирование достойного образа жизни всех граждан.

Структурную перестройку экономической системы тормозят «факторы трения», среди которых Этциони выделяет:

  • социально-психологические факторы. Под влиянием институтов, в рамках которых происходило становление двух поколений, приоритет на максимизацию собственной выгоды не стал ведущим, первое место заняли другие ориентации: удовлетворение насущных потребностей, «чувство взаимной привязанности, самоутверждение и самовыражение». В труде индивиды не проявляют инициативы, работают медленно, предпочитают количество качеству. «Уличные капиталисты» ориентируются лишь на мгновенную прибыль, а не на вложение в производство;

  • экономические факторы. Вопреки прогнозам приватизация не привела к быстрому высвобождению капитала. Приватизация многих предприятий оказывается невозможной, так как их эффективность не просчитывается даже в отдаленной перспективе. Падение валового национального дохода, массовая безработица приводят к падению уровня жизни и, следовательно, к росту социальных трений;

  • отсутствие современной инфраструктуры. Слабое развитие транспортной сети, телекоммуникаций, банковской системы;

  • специфика региональной рабочей силы. Отсутствует традиция внутренней миграции рабочей силы, а эмиграция лишь усиливает ее неподвижность. В западных странах мобильность проявляется в готовности к перемещению при сокращении рабочих мест в одних регионах и появлению их в других, переквалификации между отраслями. У нас закрытие многих государственных предприятий не приводит к использованию высвободившейся рабочей силы в других отраслях. Географической мобильности мешают привязанность к семье, общине, месту рождения;

  • внешние факторы. Внешняя экономическая помощь не может заменить распавшихся связей между регионами.


В этих условиях более эффективной является стратегия поступательного развития, для реализации которой следует ориентироваться на те ожидания, результаты которых будут удовлетворяющими, а не фрустрирующими; оценивать приобретения в переходный период выше, чем потери, вопреки стратегии скачка; обеспечить определенность моральных обязательств нового режима, что придаст переходному периоду большую гуманность.

В современных условиях для создания сильной мотивации и высокой дисциплины труда, а следовательно, достижения высокой эффективности производства, необходимо проведение политики социального партнерства. Применительно к кадровой политике государства и отдельных фирм это означает, что ее социально-экономическая направленность несовместима с созданием «общего собеса» или, наоборот, дикой несправедливой конкуренции, а должна соответствовать политике социального партнерства.


Заключение


Подводя итог проведенного нами исследования, стоит отметить, что в сложившейся ситуации существует острая необходимость возобновить на научной основе перспективное планирование рынка труда по отраслевому и территориальному принципам. Внешняя миграция должна служить лишь дополнением для внутренней. Для решения проблем неконтролируемой международной миграции необходимо, с одной стороны, совершенствовать систему профессиональной переподготовки кадров, а с другой стороны, ужесточить миграционную политику государства, т.е. создать такие условия, при которых предпринимателю будет выгоднее нанимать на работу граждан РФ. Одной из таких мер может послужить введение такого налога на оплату труда иностранных рабочих, который превосходил бы все налоги и отчисления в страховые и пенсионные фонды для граждан РФ. Помимо сказанного, на наш взгляд, для преодоления кризисной ситуации необходимы к исполнению следующие меры: въезд по зарубежным паспортам для иностранных рабочих; взимание на пункте пропуска денежного залога, эквивалентного сумме затрат на депортацию; возможность работать строго по месту, указанному в трудовом договоре; введение сроков отъезда мигранта на родину в случае окончания или досрочного расторжения трудового договора. Еще одним эффективным способом оптимизации сложившейся ситуации является государственный контроль распределения миграционного потока по территории РФ в целях предотвращения переизбытка мигрантов в определенных регионах. Также необходимо предусмотреть ответственность предпринимателя за необеспечение иностранных работников необходимыми условиями существования.

Все эти экономические и административные меры должны склонить предпринимателя к предпочтению местной рабочей силы, а также послужить стимулом к развитию внутренних миграционных потоков. В качестве результата реформирования мы получим повышение уровня заработной платы, перевооружение производства, увеличение емкости рынка и повышение уровня спроса как стимул для роста ВВП.

С учетом принятия вышеперечисленных программ к исполнению