Файл: Курсовая работа По дисциплине Организация на рынке труда.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
трудовые услуги имеет тенденцию к падению, и наоборот. Так, согласно А. Пигу, «если нарушается «справедливый предел» заработной платы, увязываемый с созданием чистого продукта, создаваемого трудом (иначе говоря, если заработная плата повышается), то уменьшается вознаграждение других факторов производства, и для восстановления справедливости капиталист вынужден сократить предложение товаров (сократив заодно и часть рабочих), чтобы вызвать впоследствии повышение спроса»8.

Важность этого фактора отмечают и другие ученые, если в силу каких-либо причин внешних или внутренних условий, произошел ощутимый рост заработной платы, то в результате этого будет отмечен рост издержек, рост цены выпускаемой продукции и в дальнейшем, упадок спроса на нее, а, в итоге и сокращение спроса на труд. Сегодня в теории выделяют три группы трудоспособного населения, создающего предложение на рынке труда, это - высвобождаемое, незанятое и та часть занятых, которая потенциально желает изменить вид уже осуществляемой деятельности.

Следует отметить, что предложение трудовых услуг находится во взаимозависимости с изменениями заработной платы, на что сегодня указывают многие экономисты. Увеличение заработной платы на рынке труда привлекает и активизирует потенциальных работников, занятых в других областях экономики, и работников, которые ранее не были задействованы на рынке труда; предложение труда находится в прямой зависимости от величины заработной платы; предложение зависит от величины заработной платы, как правило продавцы на рынке труда стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы9. Эренберг, Смит указывают на такие факторы, как нестабильность заработной платы, воздействие профсоюзов, занятость в государственной экономике, законы о минимальной заработной плате. На взгляд П. Самуэльсона предложение труда определяется такими показателями, как: 10

  • численность населения;

  • наличие самодеятельное населения;

  • среднее число часов, отработанных работниками за конкретный период;

  • квалификацией и, в конечном счете, качеством выполняемого труда.

Многие экономисты, в дополнение к вышеперечисленным, добавляют производительность труда, ситуацию в кредитной финансовой и налоговой системе, задачи профсоюзов,
религиозные и культурные традиции; выбор людей в отношении способов использования доходов, не денежные аспекты труда; «демографические, а также связанные с образованием, профессиональной подготовкой факторы»11.

Как отмечает В.В. Лобанова в своем исследовании12: научное осмысление кадрового менеджмента как части менеджмента организации, разработка и внедрение технологий кадрового менеджмента будут способствовать созданию в российских организациях и на предприятиях эффективной системы кадрового менеджмента, что, несомненно, приведет к повышению эффективности их деятельности и росту конкурентоспособности. Стоит согласиться с данным утверждением, а также стоит согласиться и с тем ее утверждением, что обретение управлением человеческими ресурсами стратегического измерения делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом. Ответственность за реализацию более активной мировой политики возлагается также и на линейных менеджеров, руководителей структурных подразделений.

Исследуя вектор развития трудовых отношений следует констатировать факт ускорения процессов развития на рынке. Ужесточаются требования к потенциальным работникам, совершенствуется уровень подготовки специалистов, все большее количество профессионалов занимаются саморазвитием, вкладывают финансовые, временные, трудовые ресурсы в «себя», формируя и совершенствуя свои компетенции. На практике российские бизнес-структуры все чаще сегодня перенимают методы оценки персонала у западных компаний, которые отличаются более высоким уровнем требований к принимаемым на работу сотрудникам.

В итоге анализа мы можем сделать вывод о том, что в результате эффективного функционирования и уровня развития рынка труда реализуется процесс воспроизводства, объединяются все разнообразные интересы субъектов отношений. А возникающие проблемы и их преодоление субъектами, формирует новый уровень развития рыночных отношений отечественного рынка труда.

1.2 Движущие силы конкуренции на рынке труда


На современном этапе развития экономической философии особое значение приобретает осмысление первоисточника конкуренции как необходимого атрибута рынка. В этой связи проблема выявления движущих сил конкуренции на данный момент является весьма актуальной задачей.

Как констатирует Дж. Стиглер, термин «конкуренция» изначально использовался в экономической науке, куда проник из обыденного дискурса и очень долго обозначал не более чем самостоятельное соперничество двух и более лиц13. На данный момент термин «конкуренция» трактуется с различных точек зрений. Попытаемся рассмотреть конкуренцию с позиции социально-философского анализа, опираясь на выводы экономической науки.

Основоположник экономической теории А. Смит предложил целостный и интегральный взгляд на конкуренцию14. Впоследствии понятие конкуренции подверглось аналитическому расщеплению на множество относительно самостоятельных аспектов, каждому из которых различные ученые придавали решающее значение.

Следует различать понятие «конкуренция» в широком и узком смысле. В широком значении конкуренция рассматривается во всех науках одинаково с позиции осмысления ее источника. Анализ идей А. Смита, изложенных в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», позволяет считать первоосновой конкуренции наличие экономического интереса у участников рыночных отношений15. При этом конкуренция является результатом экономических отношений, в которых участники (конкуренты) хотят одного и того же в одно и то же время. Очевидно, что «экономический интерес» напрямую связан с потребностью в каком-либо ограниченном ресурсе, за обладание которым и осуществляется конкурентная борьба.

Итак, для образования конкуренции необходимо наличие ограниченного ресурса и интереса к нему кого-либо. Такой подход к выявлению первоисточника данного феномена позволяет считать внутренней движущей силой (источником) конкуренции как экономического процесса, противоречия между интересами конкурентов, которые выступают мотивами конкурентной борьбы за обладания каким-либо ограниченным ресурсом. С.Л. Рубинштейш констатирует: «Интерес - мотив, действующий в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности»
16. А.Н. Леонтьев пишет: «Для того чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели»17. Таким образом, желание достичь конкурентной цели образует интерес к данному виду деятельности и мотив к участию в конкурентной борьбе, в том числе на рынке труда.

«Система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения», характеризует мотивацию18. Следует учесть, что первоисточником мотивации являются потребности, под которыми понимаются нужда в том, что необходимо для существования личности (коллектива, общества), их нормального функционирования.

Такой подход к определению первоисточника мотивации позволяет считать в качестве внешней движущей силы конкуренции стремление к востребованности. Данное утверждение обосновывается нижеследующим. Под востребованностью понимается необходимость, потребность в ком-, чём-либо19. Этимологически являясь свойством по значению «востребованный», данное понятие происходит от слова «востребовать» и, значит, «потребовать», что означает попросить чего-либо в жесткой форме; вызвать или обусловить необходимость в чём-либо20.

Таким образом, этимологически понятие «востребованность» может трактоваться в двух значениях, связанных друг с другом причинно-следственной связью. Такой подход к определению востребованности позволяет его связать с потребностью, являющейся причиной, а также с требованием, как ее следствием. По отношению к рыночной конкуренции данная позиция объясняется сущностью рынка как сферы формирования спроса и предложения, где спрос обусловлен наличием потребности в чём-либо или ком-либо. Это означает, что востребованность является характеристикой спроса как констатации наличия потребности на соответствующем рынке.

Опираясь на указанное выше определение востребованности, обратим внимание на ее взаимосвязь с потребностью. Потребность (нужда или недостаток) является внутренним состоянием организма, выражающим зависимость живого организма от конкретных условий существования; внутренний побудитель активности. Проявление потребности во внешнем состоянии организма характеризует востребованность (нужность) как внешний побудитель активности. Таким образом, востребованным является то, что может удовлетворить чью-либо потребность в чем-либо или ком-либо.


Изучая специфику поведения потребителей, Н.Г. Любимова констатирует: «Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию. Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития»21. Как биопсихосоциальный феномен, потребности человека не всегда осознаваемы им. Осознанная потребность становится интересом, который является активной волевой установкой на реализацию жизненно важных целей

  1. Действия, направленные на удовлетворение осознанной потребности, характеризуют наличие заинтересованности и, значит, востребованности того, что может удовлетворить данный интерес.

Итак, внешней движущей силой конкуренции является стремление конкурента к востребованности (например, на рынке труда).

Следуя логике анализа сущности востребованности, рассмотрим данное понятие с позиции социально-профессионального аспекта, то есть по отношению к личности, участвующей на рынке труда.

Определяя многозначность термина «востребованность», Е.В. Харитонова обращает внимание на наличие нескольких подходов к изучению данного феномена. Во-первых, профессиональная востребованность трактуется специалистами как необходимое условие эффективности экономической политики. Во-вторых, востребованность специалистов осуществляется в аспекте функционирования рынка труда. В-третьих, исследование востребованности личности происходит в аспекте реализации профессионального потенциала в трудовой организации. И, наконец, в-четвертых, анализ профессиональной востребованности рассматривается как неотъемлемая составляющая личности профессионала22.

Е.В. Харитонова пишет: «Социально-профессиональную востребованность личности можно определить как метасистему отношений трех глобальных составляющих: социума, личности и профессии, являющуюся одновременно и процессом, и результатом вхождения человека в социокультурную и профессиональную реальность». Рассматривая востребованность с позиции социальных отношений, автор связывает востребованность с самореализацией человека в деятельности, значимой и полезной для других.