Файл: Основная часть Глава 1 Понятие сми функции сми виды сми глава 2 Положительное и отрицательное влияние сми.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление:
-
Титульный лист -
Оглавление -
Введение -
Основная часть
Глава 1: Понятие СМИ
-
Функции СМИ -
Виды СМИ
Глава 2: Положительное и отрицательное влияние СМИ
2.1 Реклама и политика в СМИ
-
Практическая часть
5.1 Социальный опрос
5.2 Личный опыт
5.3 Создание школьного медиацентра
-
Заключение -
Список использованной литературы
Тип проекта:
Исследовательский
Методы исследования:
Анкетирование, анализ, описание, сопоставление
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:
обществознание, психология
Цель: изучение особенностей влияния СМИ на формирование общественного мнения
Задача: показать важность СМИ в современном информационном мире и рассмотреть возможность контроля влияния СМИ на формирование общественного мнения
Гипотеза: средства массовой информации сегодня влияют на среднего потребителя настолько глубоко, что могут сформировать общественное мнение в необходимом направлении
Введение:
Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной, исполнительной и судебной.
Наш век – век технологий. Глобализация, развитие Интернета расширяет технические и технологические возможности массового распространения информации, что необыкновенно повысило роль средств массовой информации (СМИ). В свою очередь, это вызывает необходимость в изменении требований к журналистике и журналистам. Сейчас существует огромное количество способов получить любую нужную информацию. При этом каждый человек может выразить своё мнение на любую тему. Для этого ему достаточно посетить любую социальную сеть. Он может записать видео, написать статью, выложить “продукт своего творчества” в Интернет, и тысячи людей смогут не только узнать его точку зрения, но и высказать свою. Появятся как люди, поддерживающие его, так и несогласные с его позицией. В том случае, когда в роли блогера выступает достаточно профессиональный человек, знающий состав аудитории, психологию групп её составляющих (возрастную, социальную), умеющий аргументировать свою позицию, затрагивать наиболее волнующие темы, то его обращение найдет широкий резонанс и привлечет ещё больше число подписчиков. Последние в свою очередь, пользуясь так называемой обратной связью, так же могут усилить позицию блогера и поддержать её. Таким образом, мы схематично рассмотрели, как может формироваться общественное мнение на какую-либо тему. Но, как правило, общественное мнение все-таки не происходит из ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло.
На сегодняшний день можно точно сказать, что информационное общество - это отдельный мир, отдельная вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе подконтрольную аудитории.
Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли СМИ в общественной жизни следует считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена.
В работе планируется рассмотреть понятие СМИ. Также будет приведена краткая классификация имеющихся СМИ.
В процессе работы определяются как положительные, так и отрицательные стороны влияния СМИ на общество.
Основная часть
1 Понятие СМИ
Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.
Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.
С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.
1.1 Функции СМИ
Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.
Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.
Например, Е.П. Прохоров [1], считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:
1.коммуникативную (функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики);
2.непосредственно-организаторскую (в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе);
3.идеологическую (связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов);
4.культурно-образовательную (заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека);
5.рекламно-справочную (связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.п.)");
6.рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации. Согласно статье 29 Конституцией РФ:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Абраам Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества»[3].
Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ (под культурой Абраам Моль понимает все стороны организации общественной жизни, которые не даны природой в первозданном виде). Воздействие СМИ на общественное мнение получило название «манипуляция сознанием». Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии.
В обществе почему-то принято негативное отношение к этому явлению, но существует и положительное влияние на общество в процессе манипуляции его сознанием, которое направлено исключительно на достижение результатов и на прогресс. Об этом тоже следует помнить. Пример, внедрение здорового образа жизни.
1.2 Виды СМИ
К видам средств массовой информации относятся:
-
телевидение, -
радиовещание, -
пресса (газеты, журналы), -
информационные агентства, -
издательства, -
Интернет-сети
2 Положительное и отрицательное влияние СМИ
Итак, разберем достоинства и недостатки основных видов СМИ
Достоинства и недостатки прессы (газеты, журналы)
Достоинства | Недостатки |
большая аналитичность (в несколько полос можно написать хорошую аналитическую статью или описать процесс расследования) | меньшая в сравнении с радио и ТВ оперативность (есть периодичность выхода и медиа-план, поэтому по большей части в прессе больше хороших аналитических статей, но меньше информации, типа «срочно в номер») |
возможность выбора информации и ориентации в ней (просматриваете заголовки, не нравится, идете дальше; также газету можно начинать читать и с последней страницы, гороскопа и анекдотов) | невозможность ознакомиться с информацией для людей с определенными физическими недостатками (не встречала прессы со шрифтом Брайля) |
обращение к тексту в удобное время (читать можно в поезде, общественном транспорте, за завтраком и т.д.) | нельзя увидеть и узнать события в их развитии |
возможность вернуться к прочитанному и использовать информацию по своему усмотрению (Понравилась статья? Просто вырежьте ее и сохраните.) | |
Достоинства и недостатки радиовещания
Достоинства | Недостатки |
самое оперативное СМИ | технические неполадки в эфире |
доступность (по сравнению с ТВ), (теперь в каждом телефоне есть fm-радио) | невозможность возврата к информации в удобное время |
отсутствие видеоряда не отвлекает на себя внимание, позволяя сосредоточиться на содержании | отсутствие видеоряда (отсутствие зрительного образа) |
возможность получать информацию независимо от занятости | недоступность для людей с определенными физическими недостатками |
Достоинства и недостатки телевидения
Достоинства | Недостатки |
оперативность | невозможность возврата к информации в удобное время (если вы, конечно, не сделали запись) |
наличие видеоряда (эффект присутствия для зрителя) | невозможность выбора информации (придется смотреть все материалы подряд) |
возможность мгновенной обратной связи с аудиторией в ряде случаев (справедливо и для радио) | необходимость в техническом обеспечении (т.е. нужно покупать телевизор или ТВ-тюнер и пр.) |
| технические неполадки в эфире |
| финансовые затраты (если у Вас кабельное или спутниковое ТВ) |
Достоинства и недостатки Интернет СМИ
Достоинства | Недостатки |
Можно изучить аналитические материалы – это замечательный прототип газет | Кража личной информации |
Прослушать радио онлайн | Спам, вредоносные программы |
Прочесть интересные развлекательные статьи – это пример печатного СМИ, такого как журнал | Неприемлемый контент |
Посмотреть свежую новостную ленту, что является уникальной моделью телевидения | Социальная изоляция, депрессия |
Коммуникационная сеть – эта особенность дает уникальную возможность общения | |
Поиск ответов на любые вопросы на просторах «всемирной паутины», обильные информационные ресурсы | |
«Свобода слова» | |
Интернет – это уникальное, усовершенствованное СМИ, которое вызывает огромный интерес аудитории и дарит новые возможности общения, получения и хранения информации, возможность учиться и работать, познавать нечто новое и всегда шагать в ногу со всем миром.
Как показывают статические исследования, все СМИ сейчас стараются интегрироваться с Интернетом, т.к. количество пользователей там постоянно растет, а преимущества этого источника информации очевидны. Они включают достоинства всех вышеперечисленных видов СМИ и даже превосходят их.
2.1 Реклама и политика в СМИ
Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.
Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы: