Файл: Вопросы по теории государства и права 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип рыночной экономики, согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В ч. 2 этой же статьи установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Принцип социального государства, Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из важнейших целей деятельности социального государства является сглаживание в обществе социальных противоречий, обеспечение общественного прогресса, основанного на принципе социальной справедливости.

Принцип светского государства, в соответствии со ст. 14 Конституции РФ является светским государством - государством, в котором не существует официально признанной религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным

Принципы политического и идеологического многообразия (плюрализма). Предполагает возможность свободного выбора для гражданина: состоять в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии либо не состоять ни в какой партии. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности. В соответствии с ч. 2 ст.13 Конституции РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

25. Конституционные права и свободы: понятие и классификация. Ответ:

Конституционные права и свободы – это наиболее значимые меры возможного поведения, получившие отражение в Конституции.

Классификация прав и свобод:

1. По субъектному составу того или иного права:

  1. Права человека – являются исходными и присущи всем от рождения независимо от гражданства (личные, экономические, социальные, культурные, экологические);

  2. Права гражданина – принадлежат только гражданам РФ (политические).

2. По способу осуществления прав и свобод:

  1. Коллективные – могут быть реализованы только группой людей (право на забастовку);

  2. Индивидуальные – могут быть реализованы как совместно, так и в индивидуальном порядке (большинство конституционных прав и свобод).


3. По степени ограничения государством:

  1. Не подлежащие ограничению (личные права и свободы, экологические права, культурные права только в рамках свободы слова);

  2. Ограничиваются со стороны государства (экономические, социальные, максимально ограничены политические права и свободы).

4. По сферам общественных отношений:

1) Личные права и свободы – дают человеку относительную независимость от общества:

  • право на жизнь (ст.20)

  • право на достоинство личности (ст. 21)

  • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

  • право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23-24)

  • право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

  • право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст.

26)

  • свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 27) - свобода совести и вероисповедания (ст. 28) - свобода мысли и слова (ст. 29).

2) Политические права граждан – дают возможность гражданам РФ участвовать в управлении делами общества и государства:

  • свобода слова (ст. 29)

  • свобода печати и информации (чч.4-5 ст. 29)

  • право на объединение (свобода союзов) (ст. 30)

  • право на мирные собрания и публичные манифестации (ст. 31) - право участвовать в управлении делами государства (ст. 32) - право обращений (ст. 33).

3) Экономические права – связаны с производством, перераспределением, обменом и потреблением материальных благ:

  • свобода экономической деятельности (ст. 34)

  • право на частную собственность (ст. 35)

  • право наследования (ч. 4 ст. 35)

  • трудовые права (ст. 37)

4) Социальные права – связаны с материальным вложением из государственного бюджета в пользу социально незащищенных лиц:

  • право на защиту материнства, отцовства, детства и семьи (ст. 38)

  • право на социальное обеспечение (ст. 39)

  • право на жилище (ст. 40)

  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

5) Культурные права – человек может обращаться к культурным ценностям, созданным самим человеком, а также способ самовыражения:

  • право на образование (ст. 43)

  • свобода творчества и преподавания (ст. 44) - право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44) 6) Экологические права:

  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)

  • право на достоверную информацию об окружающей среде (ст. 42)

  • право на возмещение вреда, причиненного в ходе экологических правонарушений (ст. 42).

Закрепленный в Конституции РФ перечень прав и свобод является основным и составляет основу (базу) конституционно-правового статуса личности в России, но не является исчерпывающим.


26. Понятие и принципы федеративного устройства России.

Конституционный статус субъектов Российской Федерации.


Ответ:

Федеративное устройство Российского государстваэто его политикотерриториальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

Федерализм является одной из основ конституционного строя России. В ст. 5 Конституции РФ закреплены принципы федерализма, т.е. исходные начала, лежащие в основе территориального устройства нашего государства. Это следующие принципы.

Принцип государственной целостности. Несмотря на то, что территориально федеративное государство состоит из относительно самостоятельных единиц (субъектов Федерации), это единое государство. Субъекты Федерации не имеют права в одностороннем порядке выйти из состава Российской Федерации. Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается единством территории и экономического пространства. Границы между субъектами федерации не являются государственными. Принцип государственной целостности проявляется также в наличии единого гражданства, в верховенстве федеральной Конституции и единстве правового пространства, в наличии единой денежной единицы.

Принцип единства системы государственной власти. Все органы государственной власти, как федеральные, так и субъектов федерации взаимосвязаны между собой и являются звеньями единой системы.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий составляет сущность федеративного государства. В Российской Федерации предметы ведения разграничены в Конституции РФ (ст. 71—73) на три группы: предметы ведения Российской Федерации; предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации; предметы ведения субъектов Федерации. Что же касается полномочий (т.е. прав и обязанностей) по данным предметам ведения, то они разграничиваются в текущем законодательстве. Также в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 11) возможно договорное разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. Равноправие народов Российской Федерации следует понимать в формальном смысле, именно как равенство прав, свобод и обязанностей. Фактически народы, населяющие Российскую Федерацию, различаются по численности, уровню экономического и культурного развития. Народы, населяющие Российскую Федерацию, на равных основаниях могут избирать и быть избранными в органы власти, в других формах участвовать в осуществлении государственной власти. Кроме того, Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, языка. Запрещается дискриминация по национальному признаку.


Принцип равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти проявляется в том, что все субъекты РФ на равных началах представлены в федеральных органах государственной власти и иных государственных органах. На федеральном уровне установлены общие, одинаковые для всех основы организации системы органов государственной власти субъектов РФ. Установлены равные для всех субъектов Федерации принципы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы. Основные вопросы статуса урегулированы ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов. Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

27. Президент Российской Федерации: функции, гарантии, полномочия.

Ответ:

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Правовой статус Президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации. В 80 статье. Конституции определены функции Президента:

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.