Файл: Контрольная работа по дисциплине Устройство подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При регистрации крана, изготовленного за рубежом, представляется решение Ростехнадзора России о разрешении его применения.
При направлении крана для работы в другую область (округ) на срок более трех месяцев его владелец обязан сообщить об этом в орган Ростехнадзора, в котором он зарегистрирован, указав регистрационный номер крана, пункт назначения и на какой срок он направляется.
По прибытии крана на место владелец или производитель работ обязан поставить его на временный учет в территориальном органе Ростехнадзора и получить разрешение на его работу. При этом должны быть представлены документы, регламентирующие порядок проведения технических обслуживании и ремонта крана, проект производства работ и приказ о назначении ответственных специалистов и обслуживающего персонала.
Съемные грузозахватные приспособления и краны, не подлежащие регистрации в органах Ростехнадзора, снабжаются индивидуальным номером, под которым регистрируются их владельцем в соответствующем журнале учета.
Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах Ростехнадзора, требуется получать в следующих случаях: для вновь зарегистрированного крана; после реконструкции; после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций крана с применением сварки; после установки на кране нового ограничителя грузоподъемности.
Разрешение на пуск крана в работу после его регистрации выдается инспектором Ростехнадзора на основании полного технического освидетельствования, проведенного владельцем крана. При этом проверяются состояние крана, а также организация надзора за краном и его обслуживанием. О предстоящем пуске крана в работу владелец обязан уведомить органы Ростехнадзора (инспектора) не менее чем за 10 дней.
Разрешение на пуск в работу гусеничных и пневмоколесных кранов после перестановки их на новый объект выдается инженерно–техническим работником (ИТР) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов предприятия–владельца на основании результатов проверки состояния крана и условий его работы с записью в вахтенном журнале.
Разрешение на пуск в работу вновь изготовленного стрелового крана, поставленного владельцу в собранном виде, выдается органами Ростехнадзора на основании результатов его испытаний на предприятии–изготовителе и частичного технического освидетельствования, проведенного владельцем, и записи об этом в паспорте крана. Для кранов, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора, разрешение на пуск в работу выдает ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов на основании документации предприятия–изготовителя и результатов технического освидетельствования. Разрешение фиксируется в паспорте крана. Особое внимание при выдаче разрешения на пуск в работу должно быть уделено исправности и работоспособности приборов и устройств безопасности. Согласно ПБ 10–382–00 стреловые краны дополнительно к другим приборам безопасности должны иметь координатную защиту для предотвращения их столкновения с препятствиями при работе в стесненных условиях, а также регистраторы параметров работы.
До пуска в работу краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Краны, подлежащие регистрации в органах Ростехнадзора (поднадзорные), должны подвергаться техническому освидетельствованию до регистрации. Техническое освидетельствование должно проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации, а в случае отсутствия в нем соответствующих указаний согласно действующим Правилам устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов.
В течение нормативного срока службы краны должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному – не реже одного раза в 12 мес и полному – не реже одного раза в 3 года. Редко используемые краны подвергаются освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Такая категория кранов устанавливается владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.
Техническое освидетельствование производится с целью подтверждения, что кран и его установка соответствуют действующим Правилам устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов, паспортным данным и представленной для регистрации документации, а также, что кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.
При полном техническом освидетельствовании кран подвергается осмотру, статическим и динамическим испытаниям. При частичном освидетельствовании проводится только осмотр.
Осмотр включает в себя обследование и проверку работы механизмов, тормозов, гидро– и электрооборудования, приборов и устройств безопасности. Проверка исправности ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики. Кроме того, проверяют:
нет ли трещин, деформаций, утончения стенок металлоконструкций крана вследствие коррозии, ослабления соединений и других причин, а также состояние кабины и систем доступа (лестниц, площадок, ограждений);
состояние крюков и блоков;
фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановке механизма подъема;
состояние изоляции, проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивлений;
соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в паспорте;
состояние канатов и их крепления;
состояние освещения и сигнализации.
Результаты осмотра и проверок должны быть оформлены актом, подписанным ИТР, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
Статические испытания крана проводятся под нагрузкой, на 25% превышающей его транспортную грузоподъемность. При этом краны стрелового типа, имеющие одну или несколько грузовых характеристик, испытываются в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности и (или) наибольшему грузовому моменту. При испытаниях стрела устанавливается относительно ходовой опорной части в положение, соответствующее наименьшей расчетной устойчивости крана, и груз поднимается на высоту 100...200 мм. Кран считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на опорную поверхность, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.
Динамические испытания крана проводятся с грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия его механизмов и тормозов. При этом производятся многократные (не менее трех раз) подъемы и опускания груза, а также проверка действия всех механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана. У кранов, имеющих два и более механизмов подъема, должен быть испытан каждый из них.
Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт ответственным за проведение осмотра и испытаний с указанием срока следующего освидетельствования. Краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию), включающему в себя полное техническое освидетельствование, проведенное специализированными организациями, имеющими лицензию Ростехнадзора России на проведение этих работ, в соответствии со специально разработанными нормативными документами. Результаты обследования должны быть занесены в паспорт крана.
Организация эксплуатации грузоподъемных кранов начинается с разработки проекта производства работ (ППР), который определяет размещение крана на строительной площадке, схемы его передвижения в ходе строительно–монтажных работ, дислокацию приобъектного склада строительных материалов, расположение подъездных дорог и проходов. Все самоходные стреловые краны являются свободностоящими машинами, поэтому необходимо обеспечить их устойчивость. Во время работы на кран действуют внешние силы (масса поднимаемого груза, центробежные силы, ветровые нагрузки), стремящиеся изменить его рабочее положение на опорах. Устойчивость против опрокидывания обеспечивается собственной массой крана, наличием противовеса и выносных опор.
Запрещается устанавливать кран на свеженасыпанном неуплотненном грунте, а также на площадке, уклон которой превышает значение, указанное в паспорте крана. Важным условием, определяющим устойчивость крана, является обеспечение требуемого расстояния от бровки откоса, котлована или траншеи до ближайшей выносной опоры или края гусеницы. Это расстояние зависит от глубины выемки и физико–механических характеристик грунта–. При глубине выемки 2 м в песчаных грунтах это расстояние должно составлять 2 м, а в глинистых (при естественной влажности) – 1,5 м.
Различают два вида эксплуатационной устойчивости крана: грузовую, обеспечивающую защиту от возможного опрокидывания в сторону поднимаемого груза, и собственную, защищающую от возможного опрокидывания крана назад, в сторону противоположную стреле при отсутствии груза. Коэффициент грузовой устойчивости
Ку.гр =
где Му.о.г– момент сил, удерживающий кран от опрокидывания в сторону груза, кН∙м;
∑МiД – сумма всех опрокидывающих моментов сил от дополнительных нагрузок (ветровых, инерционных и т.д.), кН∙м;
Gгр – вес груза, кН;
L– вылет стрелы, м;
b– расстояние от центра масс крана до ребра опрокидывания, м.
Коэффициент собственной устойчивости
Kу.с = Му.о.п / Мв ≥ 1,15 ,
где Му.о.п– момент сил, удерживающий кран от опрокидывания в сторону противовеса, кН–м; Мв – опрокидывающий момент сил от ветровой нагрузки, кН ∙ м.
Если при расчете устойчивости влияние уклона площадки, инерционных сил и ветровой нагрузки не учитывать, т. е. если принять
∑МiД = 0, то Ку.гр ≥ 1,4.
Грузоподъемность крана зависит от возможной высоты подъема груза и вылета стрелы, связанных между собой грузовысотной характеристикой. Такая характеристика для самоходного стрелового крана КС–45719–1, смонтированного на базе автомобиля КАМАЗ–53213, с телескопической стрелой и номинальной грузоподъемностью 20 т приведена на рис. 9.1. Грузоподъемность этого крана не превышает 71% от опрокидывающей нагрузки.
Безопасную работу крана обеспечивает комплекс приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель нагрузки с цифровой индикацией параметров на дисплее в кабине машиниста–оператора. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели – владельцы кранов, а также лица, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии, т.е. проводить надлежащее освидетельствование, осмотр, ремонт, надзор и обслуживание. Для чего необходимо:
назначить ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, а также ИТР, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и человека, ответственного за безопасное производство работ;
установить порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающий содержание кранов, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;
установить требуемый правилами безопасности порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, и ответственных специалистов;
разработать должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, а также журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки и складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;
обеспечить изучение и выполнение ответственными работниками правил безопасности, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающим персоналом – производственных инструкций.
При авариях кранов (зарегистрированных в органах Ростехнадзора) и несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, организация любой формы собственности обязана незамедлительно сообщить об этом в органы Ростехнадзора и обеспечить сохранность сложившейся при этом обстановки до прибытия их представителя, если нет опасности для жизни и здоровья людей.
Рис. 9.1. Грузовысотные характеристики самоходного стрелового
Крана КС–45719–1
Расследование причин аварий, связанных с эксплуатацией кранов, должно проводиться в соответствии с действующим Положением о порядке технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Ростехнадзора России.
Расследование несчастных случаев, происшедших при работе кранов, осуществляется в порядке, установленном в действующем Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации.