ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реактология и рефлексология в СССР
Реактология — направление в отечественной психологии 20-х гг., трактовавшее ее как «науку о поведении» живых существ, в том числе человека. Центральное понятие в реактологии — реакция. Оно объединяло в себе и физиологический рефлекс, и психическое переживание. Рефлексоло́гия — естественнонаучное направление в психолгогии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека. Рефлексология ограничивается изучением внешних реакций организма. Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение. Несмотря на некоторые достижения, в рамках рефлексологии не удалось уйти от механистической трактовки психических процессов.
Генетическая психология
Основателем является Пиаже. Основой психического развития является развитие интеллекта. В процессе формирования ребёнком адекватной схемы ситуации используются два механизма построения — ассимиляция и аккомодация. Брунер основал теорию перцептивных гипотез: все окружающие предметы объединяются детьми друг с другом на основе усвоенных правил объединения категорий.
Когнитивная психология
Были выявлены такие свойства познавательной активности, как избирательность, обусловленная опытом познающего субъекта, определяемость средой, неполнота познавательных схем, их постоянная корректировка в процессе столкновения с действительностью. Центральными в когнитивной психологии становятся проблемы организации знания в памяти субъекта, соотношения вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Когнитивный подход распространяется также на исследования эмоциональной и мотивационной сфер личности.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л.С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии.основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Л.С.Выготский - Основатель культурно-исторической школы. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций Решил проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучал развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии,
С. Л. Рубинштейн
Положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности.
А. Н. Леонтьев
Отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами. Был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии. Приводил тезис о том, что психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно». В 1976 году открыл лабораторию психологии восприятия, которая действует и по сей день.