Файл: Доклад подготовил Кобец Е. Л., учитель истории и обществознания с. Вишневка 20222023.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Покупка онлайн билетов» Возможное применение: Урок 5 класс
Тексты по финансовой грамотности представлены в виде скриншота покупки онлайн билетов.
Задача учеников ответить на вопросы:
-
Что вы видите на экране? (покупкаонлайнбилетов) -
Куда отправляется самолет? (Скопье) -
Мы с вами видим, что нам предложено два билета с отправкой в одно и тоже время. Но цена билета разная. Почему? (разноевремяполета) -
Какова цена билетов? Как вы считаете, это дорого для бюджета вашей семьи? Почему? Можете ли вы приобрести онлайн билеты? (возможны различныеответы)
В чем же, по моему мнению, заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики?
Включать в урок решение контекстных задач. Задачи, в которых описана реальная жизненная ситуация, и называют контекстными.
Научить решать задачи, с которыми каждый учащийся может столкнуться в повседневной жизни.
-
Семья из трех человек планирует летний отдых. Для того, чтобы оценить куда поехать выгоднее, родители составили таблицу:
| Билеты (руб.) | Дорога на машине (тенге.) | Проживание в пансионате (тенге.) | |||
| самолет | поезд | ||||
Алматы | 35000 | 27000 | 25 000 | 65000 | ||
Ялта | 39000 | - | 30 000 | 67000 | ||
Сухуми | 35000 | 28000 | 30 000 | 60000 |
Задача Деньги в сумме 140000 рублей, собранные во время благотворительного концерта были распределены следующим образом: 45% отправили в детский дом, 42,5% - в дом инвалидов, а на остальные деньги купили для музыкальной школы духовые инструменты. Сколько стоят духовые инструменты?
Решение:
1. 100% - (45% + 42,5%) = 12,5% - стоимость духовых инструментов;
2. 12,5% = 0,125
140 000 ∙ 0,125 = 17500(руб.) – стоимость духовых инструментов.
Ответ: 17500 руб.
Конечно, все задачи практического содержания невозможно рассмотреть в рамках урока, и в программах нет отдельной темы по решению контекстных задач.
Типы задач, которые можно рассматривать на уроках математики, описывающие реальные проблемы:
-
повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты; -
трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения; -
общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов. -
наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но иногда их пугают длинные, а иногда сложные вычисления, а также длинный текст задания.
Контекстные задачи, как правило, я беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания).
В связи с появлением понятия «функциональная грамотность» Федеральный институт педагогических измерений с 2020 года ввел ряд изменений в КИМАх ОГЭ по математике. Структура ОГЭ по математике претерпела некоторые изменения. Во-первых, отсутствуют разделения на блоки алгебра и геометрия. Некоторые задания формулируются по-новому. Появился новый блок – контекстные задачи, объединенные одной тематикой. Это задачи с 1 по 5, которые вызывают особый интерес в данный период времени.
Целью учителя при подготовке школьников к решению таких задач большого текстового объема прежде всего нужно научить просто ее прочитать, возможно не один раз, для того, чтобы выделить существенные условия и опустить несущественные. Для этого, можно главное подчеркнуть или сделать краткие записи, схематические чертежи, а затем применять известные математические формулы, теоремы и законы. И, самое главное, что здесь дело не в математических сложностях, а в том, чтобы научить ребенка не теряться на экзамене.
Поэтому, уже начиная с 5 класса, можно на уроках вместе с вычислительными упражнениями решать и контекстные задачи. При решении многих задач не нужны специальные математические знания, а лишь внимание и здравый смысл.
Проектная деятельность
Учащиеся охотно включаются в проектную \ исследовательскую деятельность по финансовой грамотности. Тем проектов и исследовании в данной области великое множество. Я приведу лишь пару примеров.
Проект«Пластиковыекарты»
Ребятам предлагается понаблюдать в течение недели, в каких случаях их родители расплачиваются пластиковыми картами, а в каких - наличными деньгами. Результаты наблюдений представляются в виде таблицы, оформленной на листе ватмана формата А3.
Проект«Банкимоегорайона
Предлагается выяснить, какие банки находятся в районе их дома. Найдите в Интернете сайты этих банков, а на них условия, которые они предлагают вкладчикам. Вклады могут отличаться по размеру, сроку и величине процентов Попробуйте понять, от чего зависит величина процентов. Полученную информацию также учащиеся представляют в виде таблицы.
Большое внимание уделяется формированию финансовой грамотности у детей на занятиях во внеурочной деятельности. В рамках внеурочной и внешкольной деятельности по финансовой грамотности можно обратиться к игре. Не секрет, что игра - самый эффективный способ чему-то научиться, в том числе грамотно управлять деньгами. Ролевая игра в "Магазин" с продавцом-кассиром и покупателями, популярная настольная игра "Монополия", любые компьютерные стратегии с необходимостью добывать и распределять ресурсы для развития, а также симуляторы жизни, в которых нужно управлять личными финансами, например, "The Sims 3" - все они заставляют
детей думать, считать, планировать и учиться на ошибках. Этим и хороша игра: цена ошибки, даже самой большой, остается виртуальной, в то время как полученные выводы и навыки ребенок может использовать в реальной жизни. Таких игр очень много в сети Интернет.
-
"Финансовый футбол» Эта игра, разработанная компанией VISA и Российской экономической школой, составлена в виде викторины. Верные ответы на вопросы в области управления личными финансами позволяют игроку продвинуться к воротам противника, чтобы забить гол. На сайте также есть четыре обучающих модуля, которые можно бесплатно изучить: о сбережениях, бюджете, кредите и пластиковых картах. -
"Portfolio". Еще одна игра Российской экономической школы на портале о финансовой грамотности знакомит игрока с различными вариантами инвестиций: банковский депозит, ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды (так называемые ПИФы), долевой бизнес. В начале игры у вас есть 1 000 000 рублей, и каждый год необходимо продумывать свой инвестиционный портфель. Игра длится 10 лет и каждый год показывает новые возможности, раскрывая их преимущества и недостатки. -
"Путь к финансовому успеху" Игра, разработанная Волгоградским государственным университетом, позволяет развить навыки управления своими доходами и расходами. В процессе игры хорошо усваиваются психологические особенности финансового поведения, что позволяет его рационализировать. Цель игры - достичь финансового успеха, купив в магазине все ценности, обеспечивающие повышение уровня зарплаты. -
"Жизнь и кошелек" Еще один текстовый квест разработали специалисты из компании ПАКК. В отличие от предыдущих игр, "Жизнь и кошелек" не является онлайн-игрой. Архив с ней можно скачать и играть, пытаясь соблюсти баланс между жизненными расходами, доходами и счастливой жизнью.
Таких игр очень много.
Так уже третий год учащиеся нашей школы принимают участие в вебинарах «Онлайн-уроки финансовой грамотности», организатором которых выступает Центральный банк Российской Федерации. Эксперты, привлеченные Банком России к участию в вебинарах, в режиме реального времени рассказывают о личном финансовом планировании, инвестировании и страховании, о взаимодействии с налоговыми органами и пенсионной системе, об особенностях кредитования и банковских вкладах. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.
В процессе вебинара предусмотрен интерактив. Ребята с интересом отвечают на вопросы лекторов. Эти уроки являются отличным дополнением к школьной программе, стимулируют детей к дальнейшему изучению вопросов финансовой грамотности и способствуют развитию необходимых компетенций и навыков.
Иными словами, выполняя те или иные задания, учащиеся знакомятся с определёнными типичными ситуациями в сфере повседневных финансовых отношений и осваивают отдельные аспекты финансовой грамотности. А это, в свою очередь, обеспечивает их готовность к столкновению с подобными ситуациями в реальной жизни. Задания предполагают осуществление «многоходовых» мыслительных операций обучающимися, так как по каждой предлагаемой ситуации выявление финансовой информации связано с анализом информации и ее понимания. Функциональная грамотность относящихся к определённой ситуации, обеспечивает погружение учащихся в описанную историю и способствует приобретению ими как новых знаний, так и функциональных навыков.
Таким образом, и на уроках математики,обществозгагия, и вне уроков, можно организовать работу с обучающимися по формированию их финансовой грамотности.
1.Выполнение заданий на платформе РЭШ
2. Классные часы
3. Кружки
4. Онлайн уроки проводимые Центральным Банком России
5. Участие в олимпиадах, конкурсах по финансовой грамотности
Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации школьникам необходимы знания в сфере финансовой грамотности. Имея практические знания в этой области, обучающийся имеет больше шансов выбрать наиболее рациональный вариант, связанный с решением финансовых вопросов в реальной жизненной ситуации.