Файл: Доклад подготовил Кобец Е. Л., учитель истории и обществознания с. Вишневка 20222023.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Покупка онлайн билетов» Возможное применение: Урок 5 класс

Тексты по финансовой грамотности представлены в виде скриншота покупки онлайн билетов.


Задача учеников ответить на вопросы:

  1. Что вы видите на экране? (покупкаонлайнбилетов)

  2. Куда отправляется самолет? (Скопье)

  3. Мы с вами видим, что нам предложено два билета с отправкой в одно и тоже время. Но цена билета разная. Почему? (разноевремяполета)

  4. Какова цена билетов? Как вы считаете, это дорого для бюджета вашей семьи? Почему? Можете ли вы приобрести онлайн билеты? (возможны различныеответы)

В чем же, по моему мнению, заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики?

Включать в урок решение контекстных задач. Задачи, в которых описана реальная жизненная ситуация, и называют контекстными.
Научить решать задачи, с которыми каждый учащийся может столкнуться в повседневной жизни.

  1. Семья из трех человек планирует летний отдых. Для того, чтобы оценить куда поехать выгоднее, родители составили таблицу:







Билеты (руб.)

Дорога на машине (тенге.)

Проживание в пансионате (тенге.)




самолет

поезд

Алматы

35000

27000

25 000

65000

Ялта

39000

-

30 000

67000

Сухуми

35000

28000

30 000

60000









Задача Деньги в сумме 140000 рублей, собранные во время благотворительного концерта были распределены следующим образом: 45% отправили в детский дом, 42,5% - в дом инвалидов, а на остальные деньги купили для музыкальной школы духовые инструменты. Сколько стоят духовые инструменты?

Решение:

1. 100% - (45% + 42,5%) = 12,5% - стоимость духовых инструментов;

2. 12,5% = 0,125

140 000 ∙ 0,125 = 17500(руб.) – стоимость духовых инструментов.

Ответ: 17500 руб.
Конечно, все задачи практического содержания невозможно рассмотреть в рамках урока, и в программах нет отдельной темы по решению контекстных задач.
Типы задач, которые можно рассматривать на уроках математики, описывающие реальные проблемы:

  • повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;

  • трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;

  • общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.

  • наука – работа с формулами из различных областей знаний.


Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но иногда их пугают длинные, а иногда сложные вычисления, а также длинный текст задания.
Контекстные задачи, как правило, я беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания).

В связи с появлением понятия «функциональная грамотность» Федеральный институт педагогических измерений с 2020 года ввел ряд изменений в КИМАх ОГЭ по математике. Структура ОГЭ по математике претерпела некоторые изменения. Во-первых, отсутствуют разделения на блоки алгебра и геометрия. Некоторые задания формулируются по-новому. Появился новый блок – контекстные задачи, объединенные одной тематикой. Это задачи с 1 по 5, которые вызывают особый интерес в данный период времени.

Целью учителя при подготовке школьников к решению таких задач большого текстового объема прежде всего нужно научить просто ее прочитать, возможно не один раз, для того, чтобы выделить существенные условия и опустить несущественные. Для этого, можно главное подчеркнуть или сделать краткие записи, схематические чертежи, а затем применять известные математические формулы, теоремы и законы. И, самое главное, что здесь дело не в математических сложностях, а в том, чтобы научить ребенка не теряться на экзамене.


Поэтому, уже начиная с 5 класса, можно на уроках вместе с вычислительными упражнениями решать и контекстные задачи. При решении многих задач не нужны специальные математические знания, а лишь внимание и здравый смысл.

Проектная деятельность

Учащиеся охотно включаются в проектную \ исследовательскую деятельность по финансовой грамотности. Тем проектов и исследовании в данной области великое множество. Я приведу лишь пару примеров.

Проект«Пластиковыекарты»

Ребятам предлагается понаблюдать в течение недели, в каких случаях их родители расплачиваются пластиковыми картами, а в каких - наличными деньгами. Результаты наблюдений представляются в виде таблицы, оформленной на листе ватмана формата А3.

Проект«Банкимоегорайона

Предлагается выяснить, какие банки находятся в районе их дома. Найдите в Интернете сайты этих банков, а на них условия, которые они предлагают вкладчикам. Вклады могут отличаться по размеру, сроку и величине процентов Попробуйте понять, от чего зависит величина процентов. Полученную информацию также учащиеся представляют в виде таблицы.
Большое внимание уделяется формированию финансовой грамотности у детей на занятиях во внеурочной деятельности. В рамках внеурочной и внешкольной деятельности по финансовой грамотности можно обратиться к игре. Не секрет, что игра - самый эффективный способ чему-то научиться, в том числе грамотно управлять деньгами. Ролевая игра в "Магазин" с продавцом-кассиром и покупателями, популярная настольная игра "Монополия", любые компьютерные стратегии с необходимостью добывать и распределять ресурсы для развития, а также симуляторы жизни, в которых нужно управлять личными финансами, например, "The Sims 3" - все они заставляют
детей думать, считать, планировать и учиться на ошибках. Этим и хороша игра: цена ошибки, даже самой большой, остается виртуальной, в то время как полученные выводы и навыки ребенок может использовать в реальной жизни. Таких игр очень много в сети Интернет.


    1. "Финансовый футбол» Эта игра, разработанная компанией VISA и Российской экономической школой, составлена в виде викторины. Верные ответы на вопросы в области управления личными финансами позволяют игроку продвинуться к воротам противника, чтобы забить гол. На сайте также есть четыре обучающих модуля, которые можно бесплатно изучить: о сбережениях, бюджете, кредите и пластиковых картах.

    2. "Portfolio". Еще одна игра Российской экономической школы на портале о финансовой грамотности знакомит игрока с различными вариантами инвестиций: банковский депозит, ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды (так называемые ПИФы), долевой бизнес. В начале игры у вас есть 1 000 000 рублей, и каждый год необходимо продумывать свой инвестиционный портфель. Игра длится 10 лет и каждый год показывает новые возможности, раскрывая их преимущества и недостатки.

    3. "Путь к финансовому успеху" Игра, разработанная Волгоградским государственным университетом, позволяет развить навыки управления своими доходами и расходами. В процессе игры хорошо усваиваются психологические особенности финансового поведения, что позволяет его рационализировать. Цель игры - достичь финансового успеха, купив в магазине все ценности, обеспечивающие повышение уровня зарплаты.

    4. "Жизнь и кошелек" Еще один текстовый квест разработали специалисты из компании ПАКК. В отличие от предыдущих игр, "Жизнь и кошелек" не является онлайн-игрой. Архив с ней можно скачать и играть, пытаясь соблюсти баланс между жизненными расходами, доходами и счастливой жизнью.


Таких игр очень много.
 Так уже третий год учащиеся нашей школы принимают участие в вебинарах «Онлайн-уроки финансовой грамотности», организатором которых выступает Центральный банк Российской Федерации. Эксперты, привлеченные Банком России к участию в вебинарах, в режиме реального времени рассказывают о личном финансовом планировании, инвестировании и страховании, о взаимодействии с налоговыми органами и пенсионной системе, об особенностях кредитования и банковских вкладах. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг. 

В процессе вебинара предусмотрен интерактив. Ребята с интересом отвечают на вопросы лекторов. Эти уроки являются отличным дополнением к школьной программе, стимулируют детей к дальнейшему изучению вопросов финансовой грамотности и способствуют развитию необходимых компетенций и навыков.
Иными словами, выполняя те или иные задания, учащиеся знакомятся с определёнными типичными ситуациями в сфере повседневных финансовых отношений и осваивают отдельные аспекты финансовой грамотности. А это, в свою очередь, обеспечивает их готовность к столкновению с подобными ситуациями в реальной жизни. Задания предполагают осуществление «многоходовых» мыслительных операций обучающимися, так как по каждой предлагаемой ситуации выявление финансовой информации связано с анализом информации и ее понимания. Функциональная грамотность относящихся к определённой ситуации, обеспечивает погружение учащихся в описанную историю и способствует приобретению ими как новых знаний, так и функциональных навыков.

Таким образом, и на уроках математики,обществозгагия, и вне уроков, можно организовать работу с обучающимися по формированию их финансовой грамотности.

1.Выполнение заданий на платформе РЭШ

2. Классные часы

3. Кружки

4. Онлайн уроки проводимые Центральным Банком России

5. Участие в олимпиадах, конкурсах по финансовой грамотности
Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации школьникам необходимы знания в сфере финансовой грамотности. Имея практические знания в этой области, обучающийся имеет больше шансов выбрать наиболее рациональный вариант, связанный с решением финансовых вопросов в реальной жизненной ситуации.