Файл: практическое задание по психодиагностике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»


(наименование института полностью)

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №1


  • по учебному курсу «Психодиагностика»

(наименование учебного курса)


Обучающегося

Червоная Анастасия Анатольевна







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд-2002ж













Преподаватель

  • Голубева Ирина Владимировна







(И.О. Фамилия)






Тольятти 2023

Задание 1

На основе анализа этического кодекса психолога, содержащегося в учебной литературе, заполнить таблицу.


Этический принцип

Содержание этического принципа

Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства

Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса

Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.



Задание 2

Заполнить таблицу, содержащую информацию об основных методах диагностики интеллекта и умственного развития и их особенностях.

Психодиагностический метод

Назначение, виды и особенности применения психодиагностического метода

Тест Векслера


(другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC) является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе (особенно в англоязычных странах). В нашей стране тест также широко известен, но популярность его не так велика, ввиду сложности адапатации тестов интеллекта на другие языки и довольно высокие требования к квалификации психодиагноста.

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  1. тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);

  2. тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);

  3. тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

Тест Амтхауэра

(сокр. TSI) — тест, разработанный немецким психологом Рудольфом Амтхауэром для определения коэффициента интеллекта. В своих исследованиях Амтхауэр большое внимание уделял соответствию интеллекта и профессиональной деятельности человека.

По мнению Амтхауэра, отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано. Идея единства структур способностей послужила основой многих интеллектуально-профессиональных тестов, в частности, теста структуры интеллекта Амтхауэра.

В результате теста строится профиль интеллекта по следующим критериям: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, мнестические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение.

Перечисленные выше критегии интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов.

Опыт работы с TSI свидетельствует, что, несмотря на довольно большой объём этой методики и продолжительность работы испытуемых (около 60 минут), результаты получаются весьма надёжными, поэтому данная методика широко используется при оценке персонал.

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

Школьный тест освоенности мышления

Большинство заданий этого теста базируются на материалах школьных учебников. Задания распределены по предметам (русский язык, математика, литература, история, природоведение и общая осведомленность).

Все задания, представляют задачи закрытого типа. Каждый правильный ответ учащегося оценивается одним баллом. Освоенность понятийного мышления оценивается в процентах (процент правильных ответов от общего их количества). В результатах также содержится информация о проценте правильных ответов на вопросы, относящиеся к учебным предметам.

Психологический тест ШТОМ имеет две параллельные формы — А и Б для проведения повторного тестирования и предназначен для изучения мышления школьников второго класса, третьего и четвертого (пятого) классов.

Развитие понятийного мышления дает возможность упорядочить, анализировать и систематизировать полученную информацию, относить ее к известным категориям, а также делать выводы и заключения.

Методика исследования социального интеллекта (Психологический тест социального интеллекта Гилфорда)

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей. Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

Процедура тестирования: В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.

При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не являются непреложными.

Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6 минут (1 субтест - "Истории с завершением"), 7 минут (2 субтест - "Группы экспрессии"), 5 минут (3 субтест - "Вербальная экспрессия"), 10 минут (4 субтест - "Истории с дополнениями"). Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.

Тест Айзенка

Психологический тест коэффициента интеллекта (IQ), разработанный английским психологом Гансом Айзенком. На данный момент известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект.

Эти тесты на интеллект иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач.

Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну.

Первые пять тестов Айзенка довольно похожи и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям.

Для тех людей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, Айзенком разработаны три специальных теста для оценки вербальных, математических и визуально-пространственных способностей.

Кроме того, Г. Айзенк разработал несколько тестов под шутливым названием «разминка для интеллектуалов», так как многие говорили о том, что задания в обычных тестах на IQ слишком просты.

Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей (по шкале от 0 (теоретически) до 190 баллов) для людей в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Прогрессивные матрицы Равена

Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. п. м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы.

Черно-белые Р. п. м. предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет. Цветной более простой вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет, иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет. Материал черно-белого варианта теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6—8 предложенных вариантов. При необходимости первые 5 заданий серии A обследуемый выполняет с помощью экспериментатора. При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип "прогрессивности", заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению более трудных заданий (Дж. Равен, 1963; Б. Зимин, 1962).



Задание 3

Заполнить таблицу, содержащую информацию об основных методах диагностики личности и их особенностях.

Психодиагностический метод

Назначение, виды и особенности применения психодиагностического метода

Методика Мюнстерберга «Исследование избирательности внимания»

Определение уровня избирательности внимания. Тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Необходимо отыскать и подчеркнуть в нем слова. Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов.

Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона)

Определение уровня концентрации внимания. Тест с изображенными на нем квадратами, треугольниками, кругами и ромбами. В условиях ограничения времени необходимо расставить без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат - плюс, в треугольник - минус, в кружок – ничего, в ромб – точку. Знаки расставлять подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Методика «Красно-черная таблица» (Ф. Д. Горбов)
Модификация методики «Таблицы Шульте»


Определение переключения и распределения внимания детей и взрослых. Тест со специальными бланкими, на которых 25 красных и 24 черных числа на разном фоне. Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке. Испытуемый отыскивает числа по инструкции, в определенной последовательности: (1) черные числа в порядке возрастания; (2) красные числа в убывающем порядке; (3) попеременный поиск черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Фиксируемый показатель – время выполнения каждого задания. Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Методика «Исследование концентрации аудиального внимания»

Тест на изучение концентрации внимания на основе аудиальной информации. Испытатели зачитывают три простые арифметические задачи. Их нужно решить в уме. Получаемые числа также необходимо держать в уме. Результаты вычислений записывать только тогда, когда скажут «Пишите!». Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если не расслышали или забыли примеры, то вместо ответа ставить прочерк. Стимульный материал: тексты трех задач.

Методика «Исследование опосредованного запоминания»

Определения влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий. Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым. Первый опыт на определение объема памяти испытуемого при запоминании дискретного вербального материала. Стимульный материал состоит из 20 дискретных слов (состоящих из 4-6 букв). Второй опыт на определение объема логического запоминания. Стимульный материал состоит из 20 пар слов (каждое слово состоит из 4-6 букв).

Методика «Исследование преобладающего типа запоминания»

Тест на выявление преобладающего объема памяти при разных типах предъявления вербального материала. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала. Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов. Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств. Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.

«Методика заучивания 10 слов» А. Р. Лурия

Тест на изучение динамики заучивания дискретного вербального материала. Всего шесть этапов опытов. На каждом этапе испытуемому предлагается прослушать одни и те же слова и воспроизвести их в любой очередности. Между пятым и шестым этапами перерыв 1 час. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова. В ходе выполнения теста заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится цифра, отражающая очередность называния испытуемым слов. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе кружочками. По полученному протоколу составляется (график) кривая запоминания, по форме которой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости или отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Методика А. Лачинса

Исследование на определение ригидности мыслительных процессов (исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач). Методологическое основание методики – сравнение результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи на переливание воды разными по емкости сосудами подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть - двумя: предыдущим и другим, более рациональным.

Краткий ориентировочный тест КОТ (В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика)

Направлен на определение интегрального показателя общих способностей. На выполнение теста дается 15 минут. Необходимо ответить на столько вопросов, на сколько получится не затрачивая много времени на один вопрос. Во время выполнения теста ответы на вопросы не даются.
Анализ результатов заключается в определении уровня общих умственных способностей, способности обобщения и анализа материала, гибкости мышления, инертности мышления и переключаемости, эмоциональных компонентов мышления и отвлекаемости, скорость и точности восприятия, распределения и концентрации внимания. Также исследует пространственное воображение, употребление языка и грамотность, ориентировку.




Задание 4

Заполнить таблицу, содержащую информацию об основных видах проективных методик и их особенностях.



Группа проективных методов

Механизм действия, конкретные методики и особенности их применения

Структурно-формальные техники
(конститутивные)


Их процедурное назначение с структурировании стимулов и придании им смыслов. Предъявляется беспорядочный неструктурированный материал. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, «что-то в нем надо увидеть». Методики: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.
Предполагается, что в процессе интерпретации, придании им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал.

Методики конструирования
(конструктивные)


Их процедурный смысл заключается в создании из оформленых деталей (фигурки людей и животных, модели их жилищь и проч.), структурного целого и его объяснения. По особенностям выполнения и рассказам испытуемых делаются выводы как о личности тестируемого, так и о специфике социального окружения.
Методики: MAPS, тест Мира и его разнообразные модификации, Сценотест.

Содержательно-интерпретативные методики

Направлены на интерпретацию, объяснение некоторой ситуации, истолкование какого-либо события. Методики: в тесте фрустрации Розенцвейга, тесте Рене Жиля испытуемому предлагают ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках или классифицировать приятные-неприятные картинки-фотографии, как в тесте Сонди.
Тест Тематической апперцепции таблицы-картины с относительно неопределёнными ситуациями, допускающими неоднозначную интерпретацию. Исследуется то, что привело к изображённой ситуации, что происходит в настоящее время, что чувствуют, о чём думают действующие лица, к чему может привести.
Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с героем рассказа. Это даёт возможность исследования раскрытия внутреннего мира испытуемого, его мыслей, чувств и уровня агрессии, интересов и побуждений.

Методики дополнения
(аддитивные)


В исследовании от испытуемог требуется продолжить рассказ, предложение, завершить фразы или истории. Методики: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.
Полученные ответы анализируются по трем аспектам: характеру и выраженности эмоциональной реакции, типу когнитивных проявлений, способу разрешения конфликта.
Данные методики способствуют исследованию и психологической диагностике идиоматичной внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как вербальный способ организации жизненного опыта испытуемого.

Методики катарсиса
(катарсические)


Направлены на выражение определенной идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях, а также в условиях эмоционально напряженного творчества. Методики: психодрама, проективная игра.
Наиболее ярким примером методик такого рода является психодрама (Джекоб Морено, 1946). Она осуществляется как импровизированное театрализованное представление, в котором испытуемый обычно играет роль самого себя при поддержке и сопереживании других участников. При этом, с одной стороны, проявляются его личностные и поведенческие особенности, а с другой стороны, за счет аффективной разрядки достигается и терапевтический эффект.
Существуют такие варианты катарсических методик, где испытуемые действуют опосредованно, проецируя свои черты и реакции на предметы-заместители. Напримет для детей, «тест кукол» (А. Вольтман, 1951). Детей просят разыграть с набором кукол различные сцены (например, «ссора с братом») или поставить спектакль на заданную тему.
Данными методиками также возможно выносимые вовне конфликты, проблемы и другие эмоционально переживаемые, но не осознаваемые события и чувства.

Графические методики (экспрессивные)

Данные методики основаны на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр. испытуемыми.
Среди них представляется весьма своеобразным «тест окрашивания пальцем» (Р. Шоу, 1932 и др.), где испытуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется в полном соответствии с названием методики. По завершении работы испытуемого просят рассказать о том, что получилось. Обычно при этом собирается серия изображений, сделанных одним лицом. Интерпретация основана как на формальных и символических характеристиках рисунков, так и на предпочтениях тех или иных красок, особенностях моторных реакций, высказываниях испытуемого. Считается, что предельно слабая структурированность ситуации создает благоприятные условия для самовыражения.
В современной психодиагностике значительное распространение получили методики «бумаги и карандаша». В том числе «рисунок семьи» (В. Вульф, 1947 и др.), «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук, 1948), «тест дерева» (К. Кох, 1949), «нарисуй человека» (К. Маховер, 1948), «автопортрет» (Р. Бернс, 1972) и многие другие. При анализе их выполнения исходят из положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпретации с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

 Методики импрессии
(импрессивные)


Это методики требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим. В этой группе наибольшим распространением отличается «тест цветовых предпочтений», где каждый цвет обладает определенным символическим значением, известный как «тест Люшера». Его стимульный материал представляет собой набор цветных карточек. В полном варианте представлено 73 карточки 25-ти различных оттенков. В кратком, наиболее часто применяемом варианте, 8 карточек.
Методики: тест Сонди, тест цветовых отношений Эткинда.
Процедура психологической интерпретации исходит из символического значения цвета по специальным описаниям.