Файл: Вопрос 1 Онтогенез.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 6:




Дифференциация и интеграция в эволюции органов



Основным принципом эволюции органических структур является принцип дифференциации. Дифференциация представляет собой разделение однородной структуры на обособленные части, которые в силу различного положения, связей с другими органами и различных функций приобретают специфическое строение. Таким образом, усложнение структуры всегда связано с усложнением функций и специализацией отдельных частей. Дифференцированная структура выполняет несколько функций, и строение ее сложно.

Примером филогенетической дифференциации может являться эволюция кровеносной системы в типе хордовых. Так, у представителей подтипа бесчерепных она построена очень просто: один круг кровообращения, отсутствие сердца и капилляров в системе жаберных артерий.

В надклассе рыб имеются двухкамерное сердце и жаберные капилляры. У земноводных впервые появляется разделение кровеносной системы на два круга кровообращения, а сердце становится трехкамерным. Максимальная дифференциация характерна для кровеносной системы млекопитающих, сердце которых четырехкамерное, а в сосудах достигается полное разобщение венозного и артериального кровотоков.

Отдельные части дифференцирующейся, ранее однородной структуры, специализируясь на выполнении одной функции, становятся функционально все более зависимыми от других частей данной структуры и от организма в целом. Такое функциональное соподчинение отдельных компонентов системы в целостном организме называют интеграцией.

Четырехкамерное сердце млекопитающих представляет собой пример высокоинтегрированной структуры: каждый отдел выполняет лишь свою специальную функцию, не имеющую никакого смысла в отрыве от функций других отделов. Поэтому сердце снабжено автономной системой функциональной регуляции в виде парасимпатического атриовентрикулярного нервного узла и при этом строго подчинено нейрогуморальной системе регуляции организма в целом.

Таким образом, одновременно с дифференциацией наблюдается и подчинение частей целостной системе организма, т.е. процесс интергации.
Вопрос 8
Двусеменная теория согласно которой плод образуется через смешение женского и мужского семени. Согласно Гиппократу все части зародыша образуются в одно и тоже время, но те, которые по природе своей толще появляются прежде тонких. Это идея легла в основу течения преформизма. Преформизм- зародыш является вполне сформированным, имеющим все части организмом, которому остается только расти. Основоположник Шарль Боне в 1720г. 2 линии преформистов: а)овисты- зародыш находится в жен половой клетке(яйце), а семя, входящее в яйцо- питательный материал. Мальпиги б)анимакультисты(сперматики) –зародыш это семязачатки. Галер и Боне. Эпигенез. Сформулировал Аристотель. Зародыш развивается из менструальной крови. Семенная жидкость придает форму. Мужской динамичный элемент придает форму женскому пластичному.Карл Вольф в 1759
году доказывает, что для развития зародыша нужны женские и мужские половые клетки. Эксперементально обосновывают концепцию эпигенеза. Новые разнородные части организма появляются из исходного однородного материала яйца, под влиянием факторов , стоящими над зародышем.Карл Бэр установил, что в процессе эмбрионального развития раньше всего обнаруживаются общие типовые признаки, затем появляются частные признаки класса, отряда, семейства и в последнюю очередь признаки рода и вида. Это правило Бэра, согласно которому развитие организма происходит от общего к частному. Указывал на образование двух зародышевых листков.Геккель формулирует биогенетический закон-онтогенез есть краткое повторение филогенеза. В индивидуальном развитии можно наблюдать предковые признаки или палингенезы (образование хорды, жаберных щелей), однако в ходе эволюции появляются новые признаки- ценогенезы. Явление повторности в ходе эмбрионального развития высших организмов тех или иных признаков более низкоорганизованных животных получило название рекапитуляции.
Вопрос 9
Постнатальный онтогенез.


  1. Дорепродуктивный онтогенез.

  2. Репродуктивный онтогенез

  3. Пострепродуктивный онтогенез.


Рост организма может быть определенным и неопределенным.

Определенный рост - рост прекращается к определенному времени: птицы, насекомые, млекопитающие, человек.

Неопределенный рост – постоянный рост: растения, рыбы, земноводные.
Возрастная периодизация жизни человека (1965).


пол

возраст

название периода

М, Ж

1-10 дней

Новорожденный, неонатальный

М, Ж

10 дней – 1 год

Грудной

М, Ж

1 – 3 года

Раннее детство

М, Ж

4 – 7 лет

Первое детство

Ж

8 – 11 лет


Второе детство

М

8 – 12 лет

Ж

12 – 15 лет


Подростковый возраст

М

13 – 16 лет

Ж

16 – 20 лет


Юношеский возраст

М

17 – 21 год

Ж

21 – 35 лет

Зрелый возраст

( 1 период)

М

22 – 35 лет

Ж

36 – 55 лет

Зрелый возраст

( 2 период)

М

36 – 60 лет

Ж

56 – 74 года


Пожилой возраст

М

61 – 74 года

М, Ж

75 – 90 лет

Старческий

М, Ж

Более 90лет

Долгожители



Период новорожденности. Приспособление ребенка к новым для него условиям внешней среды. Начинают функционировать система внешнего дыхания, желудочно-кишечный тракт, меняется характер кровоснабжения, со стороны центральной нервной системы преобладают процессы торможения. Температура тела неустойчива в первые дни (+/-2,5 градуса). К концу недели катаболическая фаза сменяется анаболической. Начинается рост тела, улучшаются показатели ферментативных и других систем.

Грудной возраст. Значительное усиление обменной активности при выраженной незрелости систем. Увеличение числа клеток. Размеров органов. Формирование и специализация органов, увеличение массы тела, изменение состава крови: замена фетального гемоглобина на более зрелый гемоглобин. Органы пищеварения, дыхания имеют очень ограниченные возможности. Быстро происходит созревание центральной нервной системы и периферической нервной системы. Приобретение и накопление условно-рефлекторных связей. К концу года повышается психомоторное развитие ребенка.

Изменение длины тела.

возраст

длина

Новорожденный

46 – 56

За 1 год

+ 25 см

За 2 год

+ 12 – 13 см

За 3 год

+ 12 – 13 см

4-7 лет (ежегодно)

+ 5 – 7 см

Второе детство (ежегодно)

+ 4 – 5 см

Период полового созревания (ежегодно)

+ 7 – 8 см


Масса тела новорожденного. У детей до года увеличение длины тела на 1 см сопровождается увеличением массы на 280 – 320 г. У детей более старшего возраста определяется по формулам.

Поверхность тела на 1 кг его массы у новорожденного в 3 раза больше, чем у взрослого.

Масса мозга новорожденного 330 – 430 г. К концу первого года жизни увеличивается в 2 – 2,5 раза, к концу второго года в 3 раза. После 7 лет увеличение мозга замедляется, а к 20 – 29 годам достигает максимума.(1355г у мужчин и 1220 г у женщин). Количество борозд и извилин у новорожденного такое же, как и у взрослого, но их дифференцировка и развитие выражены слабо. Дифференцировка нервных клеток идет в первые 5 – 6 месяцев и заканчивается в основном к 8 годам. Кора больших полушарий по строению похожа на кору больших полушарий взрослого человека. Совершенствуется двигательная область коры и появляется способность к тонким коордиционным движениям. Активное развитие спинного мозга, к 2 годам как у взрослого.


К 4 годам формируется нижний носовой ход, способствующий согреванию и очищению воздуха.

Жизненная емкость легких, количество альвеол к концу дошкольного периода, как у взрослого. Жизненная емкость легких в 4 года – 1100 мл, в 6 лет -1200 мл.

Масса сердца к 5 годам увеличивается в 4 раза, к 6 годам в 11 раз по сравнению с исходной. Происходит окончательная дифференцировка.

К5-7 лет прорезаются постоянные большие коренные зубы (первые – слева).

Органы чувств. К 5 – 7 годам хорошо развиты все виды чувствительности кожи. Продолжается совершенствование иммунной системы. Процесс иммунизации заканчивается до половой зрелости.

Сроки полового созревания для девочек -12-16 лет, для мальчиков – 13 – 18 лет. В этот период наблюдается быстрое скачкообразное увеличение размеров тела, жизненной емкости легких, мышечной силы и работоспособности. Это пубертатный период. В это время максимальная скорость роста у мальчиков – до 10 см в год. У девочек немного меньше. Пубертатный период у девочек на 2 года меньше. У многих детей наблюдается регулярное сезонное увеличение длины тела (весной быстрее, осенью – медленнее). С изменением роста совладает изменение скелетных размеров, мышечной массы, рост печени, почек.

Не все ткани и системы органов растут одинаково. Выделяют 4 типа.

  1. Общий тип в целом тело. Мышцы, скелет, органы дыхания, печень. Повторяют ход кривой роста длины тела. Имеются 2 пика – в первый год жизни и в пубертатный период

  2. Мозговой и головной тип. Головной, спинной мозг, глаза, размеры головы. Развиваются раньше. Интенсивный рост: к 10-12 годам достигают размеров взрослого человека.

  3. Лимфоидный тип. Тимус, лимфатические узлы, лимфатическая ткань кишечника, селезенки, миндалин. Интенсивного развития достигают к 11 – 12 годам (большего размера, чем у взрослых). У людей старшее 35 – 40 лет происходит редукция лимфатических сосудов. Некоторые лимфатические сосуды запустевают.

  4. Репродуктивный тип. Предстательная железа, семенные пузырьки, яичники, фаллопиевы трубы. Почти не растут до периода полового созревания, а затем быстро достигают размеров взрослого человека.


На 34 неделе эмбрионального развития у плода закладывается подкожная жировая клетчатка. Продолжается до 6 -7 месяца после рождения. До 6 – 7 лет отсутствует, потом начинается вновь. У мальчиков на конечностях падает, у девочек на конечностях приостанавливается, но не уменьшается. Продолжается на теле до 16 лет.


Дорепродуктивный период направлен на подготовку к размножению. Те организмы, что дожили до половой зрелости, участвуют в эволюционном процессе.

Репродуктивный период у женщин до 45 – 55 лет характерная особенность – преобладание скорости воспроизведения в начале периода, которая падает к концу периода. Позвоночный столб растет до 30 – 33 лет, в 30 – 50 лет длина позвоночника постоянна. В 20 – 60 лет происходит увеличение большей части головы и лица на 2 – 4%.

На рост и развитие детей сильное влияние оказывает социально – экономическое развитие. Деи из более обеспеченных семей быстрее растут. Последние 100 – 120 лет произошло увеличение роста детей (характерно для стран Европы, Японии) – акселерация. Грудные дети чаще увеличивают вес. На 1 год раньше прорезываются зубы. Половое созревание раньше на 2 года. Юноши стали выше на 12 – 14 см. Темп акселерации замедляется. Есть отрицательные моменты акселерации: у таких детей часты неврозы, нарушения высшей нервной деятельности. Не очень благоприятные отношения между ростом. Весом и размерами сердца.

Четких границ между репродуктивным и пострепродуктивным периодами нет. Переход постепенен. Он характеризуется постепенным угасанием функций организма и отдельных органов.

Старение – многоэтапный процесс, включающий влияние факторов внешней и внутренней среды. Старение общебиологическая закономерность «увядания» организма, свойственная всем живым существам.

Старость - естественный этап онтогенеза, заканчивающийся смертью. Старость – следствие старения.

Карл Маркс: « Мы должны рассматривать старение и смерть как естественный завершающий этап индивидуального развития. Жить – значит умирать».

У разных биологических видов продолжительность жизни различна (даже у видов, занимающих сходные экологические ниши). Поэтому продолжительность жизни является видовой биологической индивидуальностью, сложившейся в ходе эволюционного процесса, контролируемой генетически. В пределах вида возможны отклонения до 50% средней продолжительности жизни в обе стороны.
Вопрос 10
Старение – многоэтапный процесс, включающий влияние факторов внешней и внутренней среды. Старение общебиологическая закономерность «увядания» организма, свойственная всем живым существам.

Старость - естественный этап онтогенеза, заканчивающийся смертью. Старость – следствие старения.