Файл: Кафедра психологопедагогического и естественнонаучного образования готовимся к государственной аттестации обзорные лекции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ГОУ ВПО
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М.А ШОЛОХОВА»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОТОВИМСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Ставрополь
2014
УДК
ББК
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
СФ МГГУ им. М.А. Шолохова
Готовимся к государственной аттестации: курс обзорных лекций: Учебное пособие. Часть 1. – Ставрополь: Изд-во СФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 400 с.
В данное пособие включены учебно-методические материалы для подготовки студентов выпускников педагогических факультетов высших учебных заведений к итоговой комплексной междисциплинарной аттестации.
В учебно-методических материалах рассмотрены вопросы общей психологи и педагогики, история психологии и педагогики, возрастная и педагогическая психология, социальная психология, практическая психология.
Рекомендуется студентам-выпускникам педагогических факультетов высших учебных заведений.
.
Авторы-составители:
д.п.н. Сотникова Н.Н., к.п.н. Грехова Л.И., к.п.н. Бабёнышева Л.Ф., к.п.н. Голубева И.А., к.п.н. Филимонова Е.В., к.п.н. Ионисян А.В., к. псих. н. Соловьева М.И., к.б.н. Нарвыш Л.В., к.б.н. Поддубная Т.С.,Усачева И.А.
Рецензент:
к.псих.н. Карпенко Д.А.
Издательство СФ МГГУ
им. М.А. Шолохова
РАЗДЕЛ 1. ПЕДАГОГИКА
Примерные вопросы по педагогике для ГИА
-
Педагогика как наука: объект, предмет, категориальный аппарат. -
Образование как общественное явление и педагогический процесс. -
Коллектив как объект и субъект воспитания. -
Цели и задачи профориентационной работы. -
Сущность воспитания: понятие, закономерности, принципы и методы. -
Базовые теории воспитания и развития личности. -
Движущие силы и логика воспитательного процесса. -
Функции, основные направления деятельности классного руководителя. -
Базисный учебный план и государственный образовательный стандарт. -
Социализация: стадии, факторы, средства и механизмы. -
Методология и методы психолого-педагогических исследований. -
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. -
История педагогики и образования как область научного знания. -
Закономерности и принципы обучения. -
Педагогический процесс: понятие и основные функции. -
Понятие о методах обучения и их классификация. -
Традиционные и инновационные технологии обучения. -
Педагогическая антропология как междисциплинарная область знаний о человеке. -
Управление образовательными системами. -
Дополнительное образование детей. -
Стили и культура педагогического руководства. -
Сущность и структура педагогической деятельности. -
Развитие экологической культуры личности. -
Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. -
Общая характеристика психолого-педагогической деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ГИА ПО РАЗДЕЛУ "ПЕДАГОГИКА"
1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА: ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
Педагогика (от греч. «пайдагогос» (пайд – дитя, гогос –веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».
Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности.
В настоящее время существуют разные трактовки термина «педагогика»:
-
наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л.В. Мардахаев); -
наука о воспитании человека (Г.М. Афонина, И.П. Подласый); -
особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П.И. Пидкасистый); -
наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); -
теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И.Ф. Харламов).
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.
Объект педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Такими явлениями являются воспитание, образование, обучение.
Предмет педагогики – является педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на преобразование личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.
Постоянные задачи:
- вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах;
- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательо-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся – неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние;
- прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.;
- среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу внедрения результатов исследований в практику.
Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу
временных. Их число, масштабы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действительности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению. Поэтому возникают потребности в научных подразделениях типа «быстрого реагирования». Примерами временных задач могут быть такие, как создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, создание дидактических основ обучения хворающих школьников, разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии, анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель-ученик.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся:
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Образование – формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образования отождествлялось с формированием человека. Сейчас огромный объем знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.
2.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, вошло в оборот в конце XVIII века, а уже в XIX веке оно полностью стало соответствовать буквальному смыслу термина и означать «формирование образа (духовного и телесного)». Первым стал использовать этот термин в данном значении великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). В русскую педагогическую литературу это понятие вошло благодаря известному просветителю Николаю Ивановичу Новикову (1744-1818).
Под образованием понимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны, образцы. Например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, строитель коммунизма, гармонично развитая личность, высокопрофессиональный специалист и др.
По Международной Стандартной Классификации Образования (МСКО) ЮНЕСКО термин «образование» включает в себя все виды целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей. Подразумевается, что под образованием понимается организационный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение. Итак, образование есть, прежде всего, относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой