Файл: Кафедра психологопедагогического и естественнонаучного образования готовимся к государственной аттестации обзорные лекции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 278
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
у обучающихся системе знаний, умений и навыков, а также процесс воспитания, самовоспитания, развития и саморазвития, влияния, т.е. процесс формирования облика человека; при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личностными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями.
Ценностная характеристикаобразования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков:
- образование как ценность государственная;
- образование как ценность общественная;
- образование как ценность личностная.
Образование в его высоком гуманистическом смысле не должно отчуждаться от человека и основных общечеловеческих ценностей. Гуманизация образования – философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности.
К основным свойствам образования относят:
- целенаправленность. Основными целевыми компонентами понятия образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка творческой личности на созидание и создание условий для этого.
- историчность. Во все времена в разных странах содержание и характер образования определялись требованиями общественного производства, развития экономики, состоянием и потребностями научно-технического прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики.
- функциональность. Образование с социальной точки зрения решает ряд таких важных задач, как передача знаний от поколения к поколению; генерирование, распространение и хранение культуры общества; социализация личности, формирование ее статусности и интеграция в общество (особенно это актуально для молодежи); социальный отбор, дифференциация членов общества; обеспечение профессиональной ориентации и профес
сионального отбора молодежи; создание основы знаний для последующего непрерывного образования; осуществление социокультурных инноваций, разработка и создание новых идей, теорий, открытий и изобретений; осуществление социального контроля.
- непрерывность. Тот факт, что процесс становления личности сознательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учебных заведениях различных ступеней, в самообразовании.
- динамичность. Образование как социокультурный феномен находится в постоянном развитии и преобразовании.
- относительная процессуальная автономность. Образование как процесс, его механизмы и закономерности представляют относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой происходит по специфическим законам педагогической науки. Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование.
В качестве общественного явления образование становится объектом изучения науки об обществе – социологии. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование – это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает, естественно, психология.
Понятие «педагогический процесс» было введено в русскую педагогику Петром Федоровичем Каптеревым (1849-1922). Он рассматривал педагогический процесс как целостное явление, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Наряду с понятием «педагогической процесс» в педагогике используют также понятия «учебно-воспитательный процесс», «образовательный процесс», которые являются синонимами по отношению к понятию «педагогический процесс». При этом в понятиях «педагогический процесс», «образовательный процесс» подчеркивается, прежде всего, единство обучения и воспитания.
Основными характеристиками педагогического процесса являются его целенаправленность, двусторонность и целостность.
Рассмотрим педагогический процесс как систему. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный.
3.КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
Вопрос о воспитании в коллективе и через коллектив был и остается спорным. В советское время, благодаря работам А.С. Макаренко, который раскрыл образцы коллективного воспитания, принцип воспитания в коллективе и через коллектив, роль коллектива в формировании личности не подвергалась сомнениям, а нормой жизни в стране были ответственность перед коллективом и подчинение интересов личности интересам коллектива.
В современной России, со сменой идеологии, направленности и ценностей общества с коллективистских на индивидуалистические, изменилось понимание коллективистского воспитания, и некоторые педагоги стали придерживаются мнения о том, что коллектив подавляет личность. Между тем исследования показывают, что большинство коллективов как в прошлом, так и сейчас находятся на низких или в лучшем случае средних стадиях развития и не являются высокоразвитыми воспитывающими сообществами.
В настоящее время проблема влияния коллектива на личность исследуется многими науками, но в самом общем философском смысле коллектив(от лат. «объединяю») – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.Тогда, как в педагогической науке коллектив – это группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения (по А.С. Макаренко); группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой (по Н.К. Крупской).
Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистических отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности. Исходя из этого, детский воспитательный коллектив – это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. В этом определении выделены четыре главных признака школьного воспитывающего коллектива, но можно выделить и такие, как:
1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;
2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности;
3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;
4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.
Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу внешними обстоятельствами, таковы класс, кружок и т.п. Однако для того чтобы сформировать коллектив, надо знать социально-психологические аспекты развития малых групп, а также педагогическую сторону вопроса. Итак, в своем развитии группа проходит следующие этапы:
Группа-конгломерат - объединение ранее незнакомых людей, оказавшихся вместе по разным причинам в одно время. Их отношения носят внешний, ситуативный характер, а уровень формирования коллектива низкий.
Группа-ассоциация - если группа приняла цели деятельности, требования педагогов, то началось формирование коллектива, происходят изменения в межличностных отношениях в сторону взаимодействия и взаимовлияния.
Группа-кооперация - ее характеризует успешная деятельность, образование организационных структур, внутригрупповое общение, постепенно обусловливается отношение к делу.
Группа-автономия - достигается внутреннее единство в деятельности, в отношениях. Группа начинает осознавать себя как общность («мы»), активно развиваются межличностные отношения. На данной стадии есть, однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ведет к асоциальному пути развития, сосредоточению только на своих интересах.
Группа-коллектив - наряду с высоким уровнем внугригрупповой сплоченности есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, появляются и все названные выше особенности.
Среди основных условий развития детского коллектива необходимо выделить следующие:
- наличие совместной деятельности. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.
- педагогическое требование, которое, по мнению В.М. Коротова, помогает быстро навести порядок и дисциплину, вносит дух организованности в деятельность, выступает как инструмент руководства и управления учащимися, стимулирует развитие учащихся и т.п. Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива – совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни.
- организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С. Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду, поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких.
- организация самоуправления, которое не может создаваться «сверху», т.е. начиная с создания органов, – оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности.
Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.
- накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение.
Исходя из вышесказанного, методика формирования детского коллектива должна опираться, прежде всего, на условия его развития, а воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями,которые можно условно отнести к трем основным группам:
• организационная (включение детей в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);
Ценностная характеристикаобразования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков:
- образование как ценность государственная;
- образование как ценность общественная;
- образование как ценность личностная.
Образование в его высоком гуманистическом смысле не должно отчуждаться от человека и основных общечеловеческих ценностей. Гуманизация образования – философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности.
К основным свойствам образования относят:
- целенаправленность. Основными целевыми компонентами понятия образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка творческой личности на созидание и создание условий для этого.
- историчность. Во все времена в разных странах содержание и характер образования определялись требованиями общественного производства, развития экономики, состоянием и потребностями научно-технического прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики.
- функциональность. Образование с социальной точки зрения решает ряд таких важных задач, как передача знаний от поколения к поколению; генерирование, распространение и хранение культуры общества; социализация личности, формирование ее статусности и интеграция в общество (особенно это актуально для молодежи); социальный отбор, дифференциация членов общества; обеспечение профессиональной ориентации и профес
сионального отбора молодежи; создание основы знаний для последующего непрерывного образования; осуществление социокультурных инноваций, разработка и создание новых идей, теорий, открытий и изобретений; осуществление социального контроля.
- непрерывность. Тот факт, что процесс становления личности сознательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учебных заведениях различных ступеней, в самообразовании.
- динамичность. Образование как социокультурный феномен находится в постоянном развитии и преобразовании.
- относительная процессуальная автономность. Образование как процесс, его механизмы и закономерности представляют относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой происходит по специфическим законам педагогической науки. Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование.
В качестве общественного явления образование становится объектом изучения науки об обществе – социологии. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование – это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает, естественно, психология.
Понятие «педагогический процесс» было введено в русскую педагогику Петром Федоровичем Каптеревым (1849-1922). Он рассматривал педагогический процесс как целостное явление, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Наряду с понятием «педагогической процесс» в педагогике используют также понятия «учебно-воспитательный процесс», «образовательный процесс», которые являются синонимами по отношению к понятию «педагогический процесс». При этом в понятиях «педагогический процесс», «образовательный процесс» подчеркивается, прежде всего, единство обучения и воспитания.
Основными характеристиками педагогического процесса являются его целенаправленность, двусторонность и целостность.
Рассмотрим педагогический процесс как систему. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный.
3.КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
Вопрос о воспитании в коллективе и через коллектив был и остается спорным. В советское время, благодаря работам А.С. Макаренко, который раскрыл образцы коллективного воспитания, принцип воспитания в коллективе и через коллектив, роль коллектива в формировании личности не подвергалась сомнениям, а нормой жизни в стране были ответственность перед коллективом и подчинение интересов личности интересам коллектива.
В современной России, со сменой идеологии, направленности и ценностей общества с коллективистских на индивидуалистические, изменилось понимание коллективистского воспитания, и некоторые педагоги стали придерживаются мнения о том, что коллектив подавляет личность. Между тем исследования показывают, что большинство коллективов как в прошлом, так и сейчас находятся на низких или в лучшем случае средних стадиях развития и не являются высокоразвитыми воспитывающими сообществами.
В настоящее время проблема влияния коллектива на личность исследуется многими науками, но в самом общем философском смысле коллектив(от лат. «объединяю») – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.Тогда, как в педагогической науке коллектив – это группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения (по А.С. Макаренко); группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой (по Н.К. Крупской).
Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистических отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности. Исходя из этого, детский воспитательный коллектив – это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. В этом определении выделены четыре главных признака школьного воспитывающего коллектива, но можно выделить и такие, как:
1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;
2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности;
3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;
4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.
Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу внешними обстоятельствами, таковы класс, кружок и т.п. Однако для того чтобы сформировать коллектив, надо знать социально-психологические аспекты развития малых групп, а также педагогическую сторону вопроса. Итак, в своем развитии группа проходит следующие этапы:
Группа-конгломерат - объединение ранее незнакомых людей, оказавшихся вместе по разным причинам в одно время. Их отношения носят внешний, ситуативный характер, а уровень формирования коллектива низкий.
Группа-ассоциация - если группа приняла цели деятельности, требования педагогов, то началось формирование коллектива, происходят изменения в межличностных отношениях в сторону взаимодействия и взаимовлияния.
Группа-кооперация - ее характеризует успешная деятельность, образование организационных структур, внутригрупповое общение, постепенно обусловливается отношение к делу.
Группа-автономия - достигается внутреннее единство в деятельности, в отношениях. Группа начинает осознавать себя как общность («мы»), активно развиваются межличностные отношения. На данной стадии есть, однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ведет к асоциальному пути развития, сосредоточению только на своих интересах.
Группа-коллектив - наряду с высоким уровнем внугригрупповой сплоченности есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, появляются и все названные выше особенности.
Среди основных условий развития детского коллектива необходимо выделить следующие:
- наличие совместной деятельности. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.
- педагогическое требование, которое, по мнению В.М. Коротова, помогает быстро навести порядок и дисциплину, вносит дух организованности в деятельность, выступает как инструмент руководства и управления учащимися, стимулирует развитие учащихся и т.п. Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива – совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни.
- организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С. Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду, поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких.
- организация самоуправления, которое не может создаваться «сверху», т.е. начиная с создания органов, – оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности.
Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.
- накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение.
Исходя из вышесказанного, методика формирования детского коллектива должна опираться, прежде всего, на условия его развития, а воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями,которые можно условно отнести к трем основным группам:
• организационная (включение детей в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);