Файл: Ведение стр. 25 Глава i. Особенности речи учителя стр. 615.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коломна 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВЕДЕНИЕ………….…………………………………………….......стр.2-5

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ……………………стр. 6-15

1.1 ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ……………………………стр.6-9

1.2 ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ…………………….. стр. 10-15
ГЛАВА II. УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ…………………………………………..стр. 16-23
2.1 РЕЧЬ И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ…стр.16-19
2.2 ФОРМЫ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ………………………………………..стр. 20-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...стр. 24-25
список литературы…………………………………………..стр. 26


Введение
С каждым днём увеличивается роль языкового образования людей, избравших педагогическую профессию: возрастает вес слова в формировании сознания и поведения растущего человека, повышается его значение и в других сферах деятельности учителя – психолого-педагогической, социальной, экономической, когнитивной, политической и духовной. В практике школьного обучения и познания, в сохранении и развитии мировой и национальной культур чётче обозначается многосторонняя роль повседневного языкового общения - свободной языковой коммуникации.

Речь учителя как форма общения посредством языка играет главную роль в межличностном взаимодействии с учащимися, установление контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в повседневных актах речевой деятельности и речевого поведения.

Педагогу приходится считаться с тем, что взаимодействие сознания и языка лежит не только в политической области, а глубже, прежде всего в сфере его профессиональной деятельности, где слово выполняет специфическую функцию, является связующим звеном не только между преподавателем и учеником, учеником и другими учениками, средствами обучения и социальной средой, но и между поколениями. Именно поэтому на современном этапе развития педагогической науки и практики оживился интерес к устному и письменному слову. В деятельности учителя оно рассматривается не только как способ общения, восприятия и отражения окружающего мира, но и средство убеждения, познания, обучения и воспитания. Педагог, кроме слова, не имеет других средств трансформировать мир и иных способов воздействия на учащихся. Слово - это его работа, его царство.

Культура речи педагога - понятие ёмкое и многогранное. Использование в конкретном акте общения специально отобранных элементов языка и является по сути дела речью. Точность и правильность отбора зависят от эрудиции говорящего, его умения осознанно выбирать и применять языковые средства, необходимые для оформления той или иной мысли.


Культура речи педагога неотделима от отработанной техники речи, под которой мы подразумеваем систему технологических приёмов дыхания, голосообразования, дикции, навыков произношения, доведенных до степени автоматизма. Все эти факторы обеспечивают профессиональное педагогическое взаимодействие учителя с обучаемыми.
Глава I. Особенности речи учителя
1.1 ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ
Наш разговор о педагогической речи будет неполным, если не остановиться на вопросе — каковы особенности речи учителя как частного проявления речи публичной? Ведь учитель чаще всего общается, обращаясь ко всему классу, управляя с помощью слова, взгляда вниманием и восприятием целого коллектива, группы учеников.

Особенностью речи учителя как речи публичной является ее направленность, обращенность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес — оно отбирается в расчёте на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.

Умелое использование этого свойства устной речи помогает учителю вызвать у учеников ответный интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сопереживания, соразмышления, заражающую всех общим настроением, переживанием. А это сближает учителя и учеников, располагает их к сотрудничеству. Что сообщает речи учителя направленность? Прежде всего наличие собственного отношения к тому, о чем он говорит. Искренность его слов. Для мудрого учителя его речь, общение с детьми — это и способ самовыражения, «самораскрытия духовного богатства перед учениками» (В. А. Сухомлинский).[1]

Направленность речи учителю сообщает и его умение строить свой монолог как внутренний диалог с учениками, как обращение к их разуму, чувству, совести. В его речи будут и прямые побуждения, призывающие к совместной работе («представим себе», «давайте пофантазируем», «думаю, у вас это вызовет интерес», «вы, конечно, вспомнили» и т. п.), и выражение собственных оценок, впечатлений, и эмоционально-экспрессивные слова, выразительные интонации.


Особенностью устной речи учителя является также то, что ее содержание воспринимается учениками по двум каналам — звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Мимика, поза, движения тела говорящего учителя усиливают смысловую емкость, выразительность, эмоциональную содержательность его речи, в какой-то мере являются наглядным выявлением отношения учителя к предмету своей речи.

Визуальный канал предоставляет также ученикам информацию о рабочем самочувствии учителя, его желании (или нежелании) общаться с учениками, уважении (или неуважении) к ним. Поэтому учителю важно развивать в себе умения контролировать внешний вид при общении, интерпретировать реакцию слушателей на особенности своей мимики, движений тела, жестов.

Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики, слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов, выражений. Создается ощущение, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину. Для речи учителя при этом могут быть характерны произвольные остановки, связанные с поиском нужных слов, перестановка слов; темп его речи может то ускоряться, то замедляться; учитель может ставить перед собой вопросы, демонстрируя ход рассуждений при ответе на них.

Импровизированная речь — понятие неоднозначное. В одних случаях это речь, заранее подготовленная, продуманная, но умело преподнесенная учителем как «сиюминутная». Это не дословный пересказ написанного конспекта, не припоминание его, не воспроизведение заранее выученного (это всегда чувствуется, когда мы пытаемся так «импровизировать»), а действительно свободное изложение, создаваемое в момент говорения, но с учетом предварительной подготовки — отбора содержания, объема повествования, продумывания его логики, тона, стиля речи, ее интонационно-ритмической структуры! Здесь есть существенный для учителя психологический момент. Способность импровизировать — это умение сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого на уроках учебного материала. Проверьте себя в этом: можете ли вы сегодня рассказать ученикам (своим товарищам) известный вам еще по школе программный материал, обогащенный институтским знанием, изложив его увлеченно, живо, эмоционально? Появились ли у вас новые акценты в восприятии этого материала? В ином случае вам грозит опасность заученных штампов, формулировок учебника, интонационного однообразия.


В других случаях речь учителя — импровизация в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная, рождающаяся непосредственно в момент общения с учениками, когда условия требуют немедленной реакции учителя. И он реагирует — развернутым ответом, рассказом, наставлением. В таких ситуациях повышается порог ответственности учителя за отбор слов, речевых моделей, избранный тон речи. Именно здесь в речевом поведении проявится общая и педагогическая культура учителя (в том числе и культура речи), его нравственный опыт поведения, взаимоотношений с учениками.

Таким образом, к основным особенностям речи относятся: её направленность, обращённость к ученикам; передача по двум каналам – звуковому и визуальному; она импровизируется.

1.2 ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя — обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его.

О значимости этой функции речи учителя говорит тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Л.Д. Гранин, рассказывая о выдающемся ученом Н. В. Тимофееве-Ресовском в романе «Зубр», отмечал необычную силу воздействия его речи на учеников: то, что он говорил, запоминалось навсегда, он забивал слова, как гвозди. И спустя десятилетия его бывшие ученики воспроизводили слова, выражения, манеру говорить своего учителя.[5]

Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала — способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. Учитель решит эту задачу, если его речь будет не только информировать, но и воздействовать на сознание, чувства учащихся, побуждать их к размышлению, поступку.


Выстроим логическую цепочку, обозначив в ней задачи речи учителя при изложении знаний в соотнесенности с результатами их решения.

Задачи речи учителя: информировать, развивать, воздействовать, формировать отношение к знанию, побуждать к поступку, действию на основе знаний.

Результаты восприятия речи учителя учениками: обогащение интеллекта, осмысление знаний, принятие их для себя как личной ценности, использование знаний как руководство в своём поведении.

К сожалению, эта логическая цепочка в массовой школьной практике часто не «срабатывает» и знания учеников остаются формальным накоплением понятий. Речь, не обращенная к уму и сердцу учеников, изобилующая ошибками, штампами, сухими фразами из учебника, в лучшем случае передает минимум информации. Но она не включает учеников на уроке в соразмышление, сопереживание («осмысление знаний как личной ценности»), не побуждает к размышлению над ними на уровне собственного поведения («использование знания как руководства для поступка»). Знания формируются в сознании учеников лишь как сумма абстракций, не связанных с его реальным бытием, хотя формально учитель говорит все, что положено по программе. Так появляется возможность разрыва между знанием и реальной жизнью ученика. Такова цена педагогически несовершенной речи учителя.

С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя — обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Педагогическая речь должна прежде всего обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику, доступность.

Так, анализ значимости темпа педагогической речи на уроках в начальных классах показал, что при нарушении учителем оптимального темпа речи у учеников наблюдается резкая неполнота и неточность воспринятой информации, возрастает количество воспроизводимой ошибочной информации. Если при среднем темпе речи учителя ученики при воспроизведении услышанного вводят 14,2% произвольной информации, то при быстром — 42,8%, а при замедленном—70%. Объясняется это тем, что ребята не в состоянии качественно воспринимать речь учителя, произнесенную в темпе, отличающемся от темпа их умственной деятельности.