Файл: Ведение стр. 25 Глава i. Особенности речи учителя стр. 615.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; лучше употребить предлог «из-за»); «выдающий ученый» (вместо «выдающийся ученый»); «просклоняйте по падежам существительное» (неоправданный повтор: склонять, т. е. «изменять по падежам», правильно: «просклоняйте существительное»); «сотри с доски» (правильно: «стереть с доски», но «вытереть доску»).

Не всегда соответствует требованиям терминологическая культура будущего учителя. Типичные ошибки в толковании и использовании терминов — неправильное или приблизительное их понимание, «мнимое» толкование («фагоцитоз» — питание, «вид» — группа животных, «фонема» — минимальная часть слова, «синантроп»— древние люди). А ведь знание научного содержания терминов, овладение навыками их доступного объяснения учащимся — одни из указателей профессиональной культуры учителя. И важно развить в себе потребность в постоянном изучении терминов с точки зрения их происхождения, словообразования, уместности использования.

Если обратится к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то можно составить себе некоторую идеальную модель речи учителя. Это прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризуют логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительны, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

По мнению признанных мастеров слова (писателей, общественных деятелей) хорошую речь характеризуют такие признаки:

1. Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д. И. Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».[1]

2. Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего. Так, К. Федин писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла».[1]

3.Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».[1]

4. Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н. Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей».[1]


5. Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога». Так, Л.Н.Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».[1]

6. Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Так, М. Горький писал: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их».[1]

7. Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Так, М. Горький писал: «Если пишешь многословно, — это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь».[1]

8. Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В. Г. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».[1]

9. Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л. Н. Толстой писал: «Язык должен быть живой».[1]

10. Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

Заключение
Большая роль речи учителя в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми – факт бесспорный и доказанный многовековым существованием педагогической профессии.

Как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью могут достичь те педагоги, кто щедро наделён природой соответствующими дарованиями. Говорить толково – реально для многих учителей. Говорить красиво, чаруя учеников своей убедительностью, - удел педагогов артистичных, которые словом делают то, что художник изображает кистью. Они описывают с помощью богатства словаря и многообразия художественных приёмов. Их речь всегда носит оттенок художественности. Она выразительна и неистерта. Во многих случаях красоту речи можно объяснить индивидуальностью таланта определённой личности. Иногда бывает, что человек говорит не цветисто, а слушать его можно бесконечно.

В целом учительская профессия накопила хороший опыт словесного воспитания. Но за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились и другие стереотипы речи, коммуникативного поведения учителя: обязательно громкий голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний
, авторитарная манера предъявления требований. Появились даже выражения «говорить учительским тоном», «железные нотки учительского голоса», как правило, сопровождаемые либо резко отрицательным отношением говорящего к этому явлению, либо иронией. Распространение получили и «образцы» не всегда правильной, неубедительной речи педагога.

Речь учителя должна быть логичной, точной, лаконичной, отличаться четкой дикцией. Лаконичная речь предполагает содержательность, известную сумму положительных знаний, сведений. Важными качествами речи учителя являются ясность мысли, соразмерность силы голоса с размерами и акустическими особенностями классного помещения и количеством учащихся, нормальный темп (без скороговорок и растягивания). На уроке большое значение имеет подбор слов, структура речи, модуляция голоса, умение пользоваться интонационными возможностями.

Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира учителя, его культура и душевное богатство, его убеждённость в правоте своих слов.

Речевая деятельность, сопровождая весь учебный процесс, включает учителя и учащихся в непрерывное общение, в котором развивается культура речи. Каждый из ее участников должен уметь найти не только точное средство для выражения своих мыслей, но и наиболее доходчивое, выразительное, уместное и самое подходящее для данного случая. Высокий уровень речевой деятельности учителя побуждает учащихся к активному участию в анализе содержания и своего отношения к выражению обсуждаемого вопроса.

Следовательно, язык, речь, слово являются тем педагогическим средством, с помощью которого создаются, принимаются и трансформируются в педагогическую практику социальный опыт, научные, учебные и этические знания. Изучать язык учителя – это значит выявлять степень его готовности к профессиональной педагогической деятельности.
Список использованной литературы


  1. Березовин, Н.А. Проблемы педагогического общения / Н.А. Березовин. – Минск, 1997.

  2. Булатова, О.С. Педагогический артистизм / О.С. Булатова. М., 2001.

  3. Бурман, Л.В. Диалогические умения как важная характеристика профессии будущего учителя / Л.В. Бурман // Адукацыя і выхаванне. – 1998. - №11. – с.37-32

  4. Бухвалов, В.А. Начальный курс педагогического сотрудничества. / В.А. Бухвалов. - Рига, 1996.

  5. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учеб. Пособие / Б.Н. Головин. – М.: Высшая школа, 1980. – 145с.

  6. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: кн. для учителя / В.С Грехнев. - М., Просвещение, 1990.

  7. Культура речи педагога: учебное пособие / Н.Д. Десяева [и др.]; под общ. ред. Н.Д. Десяевой. - М.: Академия, 2003.

  8. Зинченко, В.П. Живое слово – понятие: рассудок и разум / В.П. Зинченко // Адукацыя і выхаванне. – 2000. - №12. – с.22-25.

  9. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]; под общ. ред. И.А. Зязюна. – К.: Высшая школа, 1987.

  10. Кириллова, О.В. Профессиональное общение, как проявление педагогического творчества / О.В Кириллова // Известия РАО. – 2002. - №1.- с. 104-108.

  11. Коткова, Н.Ф. Обучение речевому этикету / Н.Ф Коткова // Адукацыя і выхаванне. – 2002. – №7. – с.55-58.

  12. Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству: кн. для учителя / Н.В. Кухарев. - М.: Просвещение, 1990.


.ru