Файл: Уральский государственный экономический университет рабочая тетрадь по дисциплине интегрированные системы менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
Институт непрерывного и дистанционного образования | Студент Селезнева Ксения Эдуардовна Группа ИДО ЗБ УК-20п КЧ |
Направление: 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Специализация/Профиль: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ И СФЕРЕ УСЛУГ Кафедра управления качеством и экспертизы товаров и услуг | Преподаватель Донскова Л.А., к.с.-х.н., доцент |
| |
Екатеринбург
2023
Практическое занятие 1
Задание 1. При интеграции систем менеджмента необходимо учитывать отраслевую принадлежность организации, сочетание внутренних и внешних факторов, которые могут оказывать влияние на деятельность предприятия, определение и учет потребностей заинтересованных сторон.
Задания:
-
Ознакомиться с основными терминами, которые относятся к организации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. Основные положения и словарь. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary. Привести примеры и результаты оформить в таблицу
Таблица 1 - Термины, относящиеся к организации
Термины | Определения | Примеры |
3.2.1 организация (organization): | Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей (3.7.1). Примечания 1 Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, ассоциация (3.2.8), благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные. 2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в Приложении SL к Сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Исходное определение было модифицировано посредством изменения примечания 1. | |
3.2.2 среда организации(context of the organization): | Понимание среды организации — это процесс. В рамках этого процесса определяются факторы, которые влияют на намерение, цели и устойчивость организации. При этом учитываются такие внутрен ние факторы, как ценности, культура, знания и результаты деятельности организации. В этом процессе учитываются также такие внешние факторы, как правовые, технологические, конкурентные, рыночные, культурные, социальные и экономические условия. Примерами средств, которыми организация может выразить свое намерение, являются видение, миссия, политики и цели. Сочетание внутренних и внешних факто ров, которое может оказывать влияние на подход организации (3.2.1) к постановке и достижению ее целей (3.7.1). 1 Цели организации могут относиться к ее продукции (3.7.6) и услугам (3.7.7), инвестициям и поведению по отношению к ее заинтересованным сторонам (3.2.3). 2 Понятие среды организации в равной степени применимо как для не коммерческих организаций или организаций, предоставляющих государственные услуги, таки для тех организаций, которые созданы для получения при были. 3 В русском языке это понятие часто выражается другими терминами, такими, как бизнес-среда, организационная среда или экосистема организации. 4Понимание инфраструктуры (3.5.2) может помочь в определении среды организации. | |
3.2.3 заинтересованная сторона(interested party),стейкхолдер(stakeholder): | Понимание заинтересованных сторон выходит за рамки ориентации исключительно на потребите¬ ля. Важно учитывать все соответствующие заинтересованные стороны. Частью процесса понимания среды организации является идентификация ее заинтересованных сторон. Соответствующими заинтересованными сторонами являются те, которые представляют зна¬чительный риск для устойчивости организации, если их потребности и ожидания не выполняются. Организации определяют, какие результаты необходимо получить для этих соответствующих заинтере-сованных сторон, чтобы снизить такой риск. Организации привлекают, удерживают и сохраняют поддержку соответствующих заинтересован¬ных сторон, от которых зависит их успех. Лицо или орга¬низация (3.2), которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних. | Потребители (3.2.4), владельцы, работники в организации, поставщики (3.2.5), банкиры, регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы противодействия. |
3.2.4 потребитель (customer): | Лицо или организация (3.2.1), которые могут получать или получа¬ют продукцию (3.7.6) или услугу (3.7.7), предназначенные или требуемые этим лицом или организацией. | Клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный продавец, получатель продукции или услуг как результатов внутреннего процесса (3.4.1), бенефициар и покупатель. |
3.2.5 поставщик (supplier), провайдер (provider): | Организация (3.2.1), предоставляющая продукцию (3.7.6) или услугу (3.7.7) | Производитель, дистрибьютор, предприятие розничной торговли или продавец продукции или услуги. |
3.2.8 ассоциация (association) | «удовлетворенность потребителя:»: Организация (3.2.1), членами которой являются другие организации или лица. | |
3.2.9 метрологическая функция (metrological function): | Функциональная единица с адми¬нистративной и технической ответственностью за определение и внедрение системы менеджмента измерений (3.5.7). | |
-
Заинтересованные стороны во внедрении интегрированных систем менеджмента и идентификация их требований. На примере организации (выбор самостоятельно, желательно связанной с местом работы или практики) определить заинтересованные стороны и их потребности и ожидания. Результаты оформить в таблицу.
Таблица – Определение заинтересованных сторон, их потребностей и ожиданий Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства"
Заинтересованная сторона | Потребности и ожидания |
Инвесторы | Ожидаемая отдача от инвестиций |
Заказчики (конечные потребители) | Получение именно того результата (продукта или услуги), за который они платят обозначенную цену |
Подрядчики, консультанты | Следование условиям контрактов |
Органы государственной власти и управления | Соблюдение нормативно-законодательной базы при выполнении работ по проекту |
Общество | Отсутствие отрицательного влияния проекта на существующее положение дел (например, на состояние окружающей среды или имеющуюся инфраструктуру района) |
-
Анализ внутренней и внешней среды организации.
В ходе анализа факторов макросреды используется модель так называемого PEST/STEP/PESTEL анализа, включающую анализ следующих факторов:
Политико-правовые факторы;
Экономические факторы;
Социально-демографические и культурные факторы;
Технологические факторы;
Экологические факторы.
PESTLE-анализ является расширенной двумя факторами (Legal и Environmental) версией PEST-анализа. Иногда применяются и другие форматы, например, SLEPT-анализ (плюс Правовой фактор) или STEEPLE-анализ: Социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этнические факторы. Также может учитываться и географический фактор.
На основе исходных данных определить факторы внешней и внутренней среды, используя модель PEST/STEP/PESTEL анализа, исследуемой организации, результаты оформить в таблицу.
Таблица – Анализ внешней среды организации
Факторы внутренней среды | Факторы внешней среды | | | | | |
Прямого воздействия | Косвенного воздействия | | | | | |
Политико-правовые факторы | | | | | ||
Законы и правила, влияющие на бизнес компании | поставщики; | качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов. | | | | |
уд. вес частной собственности; | законы об охране интересов и прав потребителей | действующие или предполагаемые к введению тарифы и квоты; | | | | |
| | правительственные органы; | | | | |
| | демократические преобразования, количество политических фракций; | | | | |
Экономические факторы | | | | | ||
акционеры; | финансовые и налоговые регламенты | темп роста валового национального продукта; | | | | |
дефицит бюджета; | рост цен; | законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности; | | | | |
связи с кредитно-финансовыми учреждениями; | темпы инфляции; | конкурентоспособность страны; | | | | |
| конкуренты; | прогноз изменения уровня доходов населения; | | | | |
Социально-демографические и культурные факторы | | | | |||
организационная культура | обеспечение объектами культуры; | возрастная структура населения; | | | | |
изменения в отношении к способам проведения свободного времени; | численность; | социально-этнический состав населения; | | | | |
особенности покупательского поведения, ценности и предпочтения, особенности восприятия; | темпы прироста; | уровень образования населения; | | | | |
Технологические факторы | | | ||||
технология; | показатель качества информации, поступающей на предприятие; | уровень компьютеризации страны; | | | | |
способ выполнения работы; | новые технологические достижения, влияющие на себестоимость продукции; | удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества; | | | | |
объединенный показатель качества подготовки специалистов, поступающих в организацию; | развитие технологии, которое может повлиять на спрос на продукты компании, способы и форматы торговли; | удельный вес числа ученых в численности работающих страны; | | | | |
построение системы управления на предприятии; | | | | | | |
Экологические факторы | | | | | ||
процессы переработки и утилизации отходов; | экологические факторы; | физико-географические условия (климатические факторы, оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе, извлечение из недр природных ресурсов интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения); | | | | |
возможности и тенденции использования альтернативных источников энергии, экологичных материалов; | требования к уровню загрязнения и экологические нормы; | затраты в бюджете страны на поддержание экосистемы страны; | | | | |
Исходная информация
-
Законы и правила, влияющие на бизнес компании; -
финансовые и налоговые регламенты; -
законы об охране интересов и прав потребителей; -
действующие или предполагаемые к введению тарифы и квоты; -
темп роста валового национального продукта; -
рост цен; -
темпы инфляции; -
покупательная способность населения; -
численность; -
темпы прироста; -
возрастная структура населения; -
социально-этнический состав населения; -
изменения в отношении к способам проведения свободного времени; -
особенности покупательского поведения, ценности и предпочтения, особенности восприятия; -
новые технологические достижения, влияющие на себестоимость продукции; -
развитие технологии, которое может повлиять на спрос на продукты компании, способы и форматы торговли; -
процессы переработки и утилизации отходов; -
требования к уровню загрязнения и экологические нормы; -
возможности и тенденции использования альтернативных источников энергии, экологичных материалов; -
организационная культура; -
потребители; -
уровень образования населения; -
обеспечение объектами культуры; -
объединенный показатель качества подготовки специалистов, поступающих в организацию; -
акционеры; -
демократические преобразования, количество политических фракций; -
структура организации; -
поставщики; -
дефицит бюджета; -
конкурентоспособность страны; -
уд. вес частной собственности; -
уровень развития финансовой системы страны; -
технология; -
удельный вес числа ученых в численности работающих страны; -
конкуренты; -
законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности; -
физико-географические условия (климатические факторы, оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе, извлечение из недр природных ресурсов интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения); -
миграция населения; -
местные органы управления; -
демографическая обстановка; -
правительственные органы; -
союзы и общества; -
уровень компьютеризации страны; -
экологические факторы; -
продолжительность жизни населения; -
способ выполнения работы; -
количество забастовок с числом участников более 100 в стране; -
прогноз изменения уровня доходов населения; -
контакты с агентствами по оказанию маркетинговых услуг; -
количество горячих точек в мире; -
построение системы управления на предприятии; -
затраты в бюджете страны на поддержание экосистемы страны; -
удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества; -
связи с кредитно-финансовыми учреждениями; -
показатель качества информации, поступающей на предприятие; -
качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов.
Практическое занятие 2
Нормативное обеспечение ИСМ. ГОСТ Р ИСО 53893-2010 Руководящие принципы и требования в ИСМ. ГОСТ Р 58542 Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению.
Задание 1. Ознакомьтесь с основными положениями ГОСТ Р 58542 Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению. Ответы на вопросы оформите в таблицу
Таблица 1 – Основные положения ГОСТ Р 58542
Вопрос | Ответы |
| Это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое |
| Интегрированная система менеджмента. Этот термин применяют в англосаксонских странах |
| Сертификация отдельных элементов IMS-системы допускается, но не обязательна. |
| Минимум две подсистемы. |
| Внедрение интегрированной системы менеджмента требует сбора и анализа производственной информации (например, результаты оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со схемой природопользования и аудита окружающей среды (EMAS), требованиями к продукции и услугам на всех этапах жизненного цикла в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 и т. д.). |
| Состав учетной информации должен состоять: - из описания хозяйственной деятельности (ее производственных объектов, продуктов и услуг); • информации, содержащейся в соответствующих документах (организационно-распорядительных документах, разрешительных документах, контрактах, соглашениях, внутренних корпоративных нормативно-технических документах и т. д.); краткого описания системы менеджмента и ее сравнения с уже существующими системами (результаты аудитов, стратегии, цели, мероприятия); - описания организационной структуры компании (схемы организации, матрицы компетенций или должностных обязанностей ее сотрудников); - краткого описания процессов (основных, вспомогательных и процессов управления), интерфейсов и взаимодействий (внутренних и внешних), с указанием ответственных за эти процессы и технологического персонала; - описания схемы потоков материалов, энергии, информации и финансов, поступающих в компанию и выходящих из нее; - описания внутренних и внешних контактов компании (их типов, направлений, объемов, прав и обязанностей); - описания уровня знаний персонала компании (его основного и дополнительного образования, знания иностранных языков, социально-бытовых компетенций и т. д.); - описания схемы взаимодействия между компанией и ее владельцами, кредиторами, клиентами, поставщиками, органами исполнительной власти, конкурентами и социальной средой. |
| С помощью учетной информации можно сформировать концепцию системы и перечень необходимых мер. |
| процессы управления характеризуют все типы внутренних связей, способы наделения персонала полномочиями и определения его компетенций, способы достижения индивидуальных целей в соответствии с корпоративными представлениями и т. п. |
| Привлечение сотрудников компании к реализации IMS-системы на всех ее этапах является важной составляющей для их долгосрочного благоприятного отношения к внедряемой системе, для чего необходимо проинформировать персонал компании о решении ее руководства внедрять IMS-систему посредством, например, проведения встреч в самой компании, выпуска внутренних информационных бюллетеней, вывешивания досок объявлений или использования внутрикорпоративной сети. |
| Реализация IMS-системы, ее адаптация к любым изменениям и ее дальнейшее развитие может достигаться лишь посредством ее непрерывного совершенствования, для чего приемлемы два следующих подхода: - реализация IMS-системы на основе PDCA-модели (см. 6.1); - реализация на основе процессной модели (см. 6.2). |
| Этап планирования (Plan) Этап реализации (Do) Этап контроля (Check) Этап корректировки (Act) |
| - Получение учетной информации о фактической ситуации - Определение процессов IMS-системы - Документирование процессов IMS-системы - Проверка и оценка процессов IMS-системы, корректирующие меры |
| Трехуровневая документация включает в себя: - руководящие документы (например, руководства по менеджменту); - методичесхие/эксплуатационные/рабочие инструкции; - дополнительная документация (например, инструкции по выполнению работ и по эксплуатации). При управлении документацией необходимо указывать, кто является ее получателем и кто несет ответственность за рассылку документации. |
Задание 2. Используя ГОСТ Р 58542 Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению выполните задания, результаты оформите в таблицу. Составляющие отраслевой системы менеджмента качества. Взаимодействие подсистем менеджмента организации
Таблица – Характеристика подсистем различных организаций
Задания | Ответы |
| Системы менеджмента безопасности пищевой продукции ГОСТ Р ИСО 9001 |
|
|
|
|
|
|
|
|