Файл: Уральский государственный экономический университет рабочая тетрадь по дисциплине интегрированные системы менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА»


Институт

непрерывного и дистанционного образования

Студент

Селезнева Ксения Эдуардовна
Группа ИДО ЗБ УК-20п КЧ


Направление:

27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Специализация/Профиль:

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

И СФЕРЕ УСЛУГ

Кафедра управления качеством и экспертизы товаров и услуг


Преподаватель

Донскова Л.А., к.с.-х.н., доцент










Екатеринбург

2023
Практическое занятие 1
Задание 1. При интеграции систем менеджмента необходимо учитывать отраслевую принадлежность организации, сочетание внутренних и внешних факторов, которые могут оказывать влияние на деятельность предприятия, определение и учет потребностей заинтересованных сторон.

Задания:

  1. Ознакомиться с основными терминами, которые относятся к организации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. Основные положения и словарь. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary. Привести примеры и результаты оформить в таблицу

Таблица 1 - Термины, относящиеся к организации

Термины

Определения

Примеры

3.2.1 организация 

(organization):

Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей (3.7.1).
Примечания

1 Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, ассоциация (3.2.8), благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные.

2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в Приложении SL к Сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Исходное определение было модифицировано посредством изменения примечания 1.




3.2.2 среда организации(context of the organization):

Понимание среды организации — это процесс. В рамках этого процесса определяются факторы, которые влияют на намерение, цели и устойчивость организации. При этом учитываются такие внутрен­ ние факторы, как ценности, культура, знания и результаты деятельности организации. В этом процессе учитываются также такие внешние факторы, как правовые, технологические, конкурентные, рыночные, культурные, социальные и экономические условия.

Примерами средств, которыми организация может выразить свое намерение, являются видение, миссия, политики и цели.

Сочетание внутренних и внешних факто­ ров, которое может оказывать влияние на подход организации (3.2.1) к постановке и достижению ее целей (3.7.1).
1 Цели организации могут относиться к ее продукции (3.7.6) и услугам (3.7.7), инвестициям и поведению по отношению к ее заинтересованным сторонам (3.2.3).

2 Понятие среды организации в равной степени применимо как для не коммерческих организаций или органи­заций, предоставляющих государственные услуги, таки для тех организаций, которые созданы для получения при­ были.

3 В русском языке это понятие часто выражается другими терминами, такими, как бизнес-среда, организа­ционная среда или экосистема организации.

4Понимание инфраструктуры (3.5.2) может помочь в определении среды организации.




3.2.3 заинтересованная сторона(interested party),стейкхолдер(stakeholder):

Понимание заинтересованных сторон выходит за рамки ориентации исключительно на потребите¬ ля. Важно учитывать все соответствующие заинтересованные стороны.

Частью процесса понимания среды организации является идентификация ее заинтересованных сторон. Соответствующими заинтересованными сторонами являются те, которые представляют зна¬чительный риск для устойчивости организации, если их потребности и ожидания не выполняются. Организации определяют, какие результаты необходимо получить для этих соответствующих заинтере-сованных сторон, чтобы снизить такой риск.

Организации привлекают, удерживают и сохраняют поддержку соответствующих заинтересован¬ных сторон, от которых зависит их успех.

Лицо или орга¬низация (3.2), которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.


Потребители (3.2.4), владельцы, работники в организации, поставщики (3.2.5), банкиры, регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы противодействия.

3.2.4 потребитель (customer):

Лицо или организация (3.2.1), которые могут получать или получа¬ют продукцию (3.7.6) или услугу (3.7.7), предназначенные или требуемые этим лицом или организацией.


Клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный продавец, получатель продукции или услуг как результатов внутреннего процесса (3.4.1), бенефициар и покупатель.

3.2.5 поставщик (supplier), провайдер (provider): 

Организация (3.2.1), предоставляющая продукцию (3.7.6) или услугу (3.7.7)

Производитель, дистрибьютор, предприятие розничной торговли или продавец продукции или услуги.

3.2.8 ассоциация 

(association)

«удовлетворенность потребителя:»: Организация (3.2.1), членами которой являются другие организации или лица.




3.2.9 метрологическая функция (metrological function):

Функциональная единица с адми¬нистративной и технической ответственностью за определение и внедрение системы менеджмента измерений (3.5.7).








  1. Заинтересованные стороны во внедрении интегрированных систем менеджмента и идентификация их требований. На примере организации (выбор самостоятельно, желательно связанной с местом работы или практики) определить заинтересованные стороны и их потребности и ожидания. Результаты оформить в таблицу.


Таблица – Определение заинтересованных сторон, их потребностей и ожиданий Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства"

Заинтересованная сторона

Потребности и ожидания

Инвесторы



Ожидаемая отдача от инвестиций


Заказчики (конечные
потребители)

Получение именно того результата (продукта

или услуги), за который они платят

обозначенную цену


Подрядчики, консультанты

Следование условиям контрактов


Органы государственной

власти и управления

Соблюдение нормативно-законодательной базы

при выполнении работ по проекту


Общество

Отсутствие отрицательного влияния проекта на существующее положение дел (например, на состояние окружающей среды или имеющуюся

инфраструктуру района)




  1. Анализ внутренней и внешней среды организации.

В ходе анализа факторов макросреды используется модель так называемого PEST/STEP/PESTEL анализа, включающую анализ следующих факторов:

Политико-правовые факторы;

Экономические факторы;

Социально-демографические и культурные факторы;

Технологические факторы;

Экологические факторы.

PESTLE-анализ является расширенной двумя факторами (Legal и Environmental) версией PEST-анализа. Иногда применяются и другие форматы, например, SLEPT-анализ (плюс Правовой фактор) или STEEPLE-анализ: Социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этнические факторы. Также может учитываться и географический фактор.

На основе исходных данных определить факторы внешней и внутренней среды, используя модель PEST/STEP/PESTEL анализа, исследуемой организации, результаты оформить в таблицу.
Таблица – Анализ внешней среды организации

Факторы внутренней среды

Факторы внешней среды













Прямого воздействия

Косвенного воздействия













Политико-правовые факторы













Законы и правила, влияющие на бизнес компании

поставщики;

качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов.













уд. вес частной собственности;

законы об охране интересов и прав потребителей

действующие или предполагаемые к введению тарифы и квоты;




















правительственные органы;



















демократические преобразования, количество политических фракций;













Экономические факторы













акционеры;

финансовые и налоговые регламенты

темп роста валового национального продукта;














дефицит бюджета;

рост цен;

законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности;













связи с кредитно-финансовыми учреждениями;

темпы инфляции;

конкурентоспособность страны;
















конкуренты;

прогноз изменения уровня доходов населения;













Социально-демографические и культурные факторы










организационная культура


обеспечение объектами культуры;

возрастная структура населения;













изменения в отношении к способам проведения свободного времени;


численность;

социально-этнический состав населения;













особенности покупательского поведения, ценности и предпочтения, особенности восприятия;

темпы прироста;

уровень образования населения;













Технологические факторы







технология;



показатель качества информации, поступающей на предприятие;

уровень компьютеризации страны;













способ выполнения работы;

новые технологические достижения, влияющие на себестоимость продукции;

удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества;













объединенный показатель качества подготовки специалистов, поступающих в организацию;

развитие технологии, которое может повлиять на спрос на продукты компании, способы и форматы торговли;

удельный вес числа ученых в численности работающих страны;













построение системы управления на предприятии;



















Экологические факторы













процессы переработки и утилизации отходов;

экологические факторы;

физико-географические условия (климатические факторы, оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе, извлечение из недр природных ресурсов интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения);













возможности и тенденции использования альтернативных источников энергии, экологичных материалов;

требования к уровню загрязнения и экологические нормы;

затраты в бюджете страны на поддержание экосистемы страны;














Исходная информация

  1. Законы и правила, влияющие на бизнес компании;

  2. финансовые и налоговые регламенты;

  3. законы об охране интересов и прав потребителей;

  4. действующие или предполагаемые к введению тарифы и квоты;

  5. темп роста валового национального продукта;

  6. рост цен;

  7. темпы инфляции;

  8. покупательная способность населения;

  9. численность;

  10. темпы прироста;

  11. возрастная структура населения;

  12. социально-этнический состав населения;

  13. изменения в отношении к способам проведения свободного времени;

  14. особенности покупательского поведения, ценности и предпочтения, особенности восприятия;

  15. новые технологические достижения, влияющие на себестоимость продукции;

  16. развитие технологии, которое может повлиять на спрос на продукты компании, способы и форматы торговли;

  17. процессы переработки и утилизации отходов;

  18. требования к уровню загрязнения и экологические нормы;

  19. возможности и тенденции использования альтернативных источников энергии, экологичных материалов;

  20. организационная культура;

  21. потребители;

  22. уровень образования населения;

  23. обеспечение объектами культуры;

  24. объединенный показатель качества подготовки специалистов, поступающих в организацию;

  25. акционеры;

  26. демократические преобразования, количество политических фракций;

  27. структура организации;

  28. поставщики;

  29. дефицит бюджета;

  30. конкурентоспособность страны;

  31. уд. вес частной собственности;

  32. уровень развития финансовой системы страны;

  33. технология;

  34. удельный вес числа ученых в численности работающих страны;

  35. конкуренты;

  36. законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности;

  37. физико-географические условия (климатические факторы, оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе, извлечение из недр природных ресурсов интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения);

  38. миграция населения;

  39. местные органы управления;

  40. демографическая обстановка;

  41. правительственные органы;

  42. союзы и общества;

  43. уровень компьютеризации страны;

  44. экологические факторы;

  45. продолжительность жизни населения;

  46. способ выполнения работы;

  47. количество забастовок с числом участников более 100 в стране;

  48. прогноз изменения уровня доходов населения;

  49. контакты с агентствами по оказанию маркетинговых услуг;

  50. количество горячих точек в мире;

  51. построение системы управления на предприятии;

  52. затраты в бюджете страны на поддержание экосистемы страны;

  53. удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества;

  54. связи с кредитно-финансовыми учреждениями;

  55. показатель качества информации, поступающей на предприятие;

  56. качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов.



Практическое занятие 2
Нормативное обеспечение ИСМ. ГОСТ Р ИСО 53893-2010 Руководящие принципы и требования в ИСМ. ГОСТ Р 58542 Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению.

Задание 1. Ознакомьтесь с основными положениями ГОСТ Р 58542 Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению. Ответы на вопросы оформите в таблицу
Таблица 1 – Основные положения ГОСТ Р 58542

Вопрос

Ответы

  1. IMS-система - это

Это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое

  1. Термин «HSEQ-система», его применимость

Интегрированная система менеджмента. Этот термин применяют в англосаксонских странах

  1. Сертификация отдельных элементов IMS-система

Сертификация отдельных элементов IMS-системы допускается, но не обязательна.

  1. Какое количество подсистем включает IMS-система

Минимум две подсистемы.


  1. Какие виды информации включает исходная информация

Внедрение интегрированной системы менеджмента требует сбора и анализа производственной информации (например, результаты оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со схемой природопользования и аудита окружающей среды (EMAS), требованиями к продукции и услугам на всех этапах жизненного цикла в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 и т. д.).


  1. Что входит в учетную информацию, являющуюся исходной информацией для ИСМ

Состав учетной информации должен состоять:

- из описания хозяйственной деятельности (ее производственных объектов, продуктов и услуг);

• информации, содержащейся в соответствующих документах (организационно-распорядительных документах, разрешительных документах, контрактах, соглашениях, внутренних корпоративных нормативно-технических документах и т. д.);

краткого описания системы менеджмента и ее сравнения с уже существующими системами (результаты аудитов, стратегии, цели, мероприятия);

- описания организационной структуры компании (схемы организации, матрицы компетенций или должностных обязанностей ее сотрудников);

- краткого описания процессов (основных, вспомогательных и процессов управления), интерфейсов и взаимодействий (внутренних и внешних), с указанием ответственных за эти процессы и технологического персонала;

- описания схемы потоков материалов, энергии, информации и финансов, поступающих в компанию и выходящих из нее;

- описания внутренних и внешних контактов компании (их типов, направлений, объемов, прав и обязанностей);

- описания уровня знаний персонала компании (его основного и дополнительного образования, знания иностранных языков, социально-бытовых компетенций и т. д.);

- описания схемы взаимодействия между компанией и ее владельцами, кредиторами, клиентами, поставщиками, органами исполнительной власти, конкурентами и социальной средой.



  1. Назначение учетной информации

С помощью учетной информации можно сформировать концепцию системы и перечень необходимых мер.


  1. Как различают процессы управления при внедрении ИСМ

процессы управления характеризуют все типы внутренних связей, способы наделения персонала полномочиями и определения его компетенций, способы достижения индивидуальных целей в соответствии с корпоративными представлениями и т. п.


  1. Чем обусловлена необходимость информирования сотрудников

Привлечение сотрудников компании к реализации IMS-системы на всех ее этапах является важной составляющей для их долгосрочного благоприятного отношения к внедряемой системе, для чего необходимо проинформировать персонал компании о решении ее руководства внедрять IMS-систему посредством, например, проведения встреч в самой компании, выпуска внутренних информационных бюллетеней, вывешивания досок объявлений или использования внутрикорпоративной сети.

  1. Укажите подходы для реализации ИСМ

Реализация IMS-системы, ее адаптация к любым изменениям и ее дальнейшее развитие может достигаться лишь посредством ее непрерывного совершенствования, для чего приемлемы два следующих подхода:

- реализация IMS-системы на основе PDCA-модели (см. 6.1);

- реализация на основе процессной модели (см. 6.2).


  1. Из каких этапов состоит реализация IMS-системы на основе PDCA-модели

Этап планирования (Plan)

Этап реализации (Do)

Этап контроля (Check)

Этап корректировки (Act)

  1. Сущность реализации IMS-системы на основе процессной модели

- Получение учетной информации о фактической ситуации

- Определение процессов IMS-системы

- Документирование процессов IMS-системы

- Проверка и оценка процессов IMS-системы, корректирующие меры

  1. Сущность трехуровневой документации ИСМ

Трехуровневая документация включает в себя:

- руководящие документы (например, руководства по менеджменту);
- методичесхие/эксплуатационные/рабочие инструкции;
- дополнительная документация (например, инструкции по выполнению работ и по эксплуатации).
При управлении документацией необходимо указывать, кто является ее получателем и кто несет
ответственность за рассылку документации.



Задание 2. Используя ГОСТ Р 58542 Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению выполните задания, результаты оформите в таблицу. Составляющие отраслевой системы менеджмента качества. Взаимодействие подсистем менеджмента организации
Таблица – Характеристика подсистем различных организаций

Задания

Ответы

  1. Какие подсистемы будут характерными для предприятия пищевой промышленности

Системы менеджмента безопасности пищевой продукции

ГОСТ Р ИСО 9001


  1. Какие подсистемы будут характерными для высшего учебного заведения

  • подсистема менеджмента качества:

  •  подсистема менеджмента рисков;

  • подсистема менеджмента безопасности пищевой продукции;



  1. Какие подсистемы будут характерными для предприятия машиностроительной отрасли

  • подсистема менеджмента качества:

  •  подсистема менеджмента рисков;

  • подсистема менеджмента знаний;



  1. Какие подсистемы будут характерными для экспертной организации

  • подсистема менеджмента качества:

  • подсистема экологического менеджмента;

  • подсистема менеджмента рисков;

  • подсистема менеджмента безопасности труда и охраны здоровья;

  • подсистема менеджмента промышленной безопасности;




  1. Какие подсистемы будут характерными для автотранспортного предприятия (перевозка грузов и пассажиров)

  • подсистема менеджмента качества:

  • подсистема менеджмента рисков;