ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальная перцепция
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность перцепции……………………………………………………4
2. Механизмы социальной перцепции……………………………………5
3. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ………6
4. Эффекты восприятия……………………………………………………8
5. Особенности формирования социальных установок…………………9
Практическое задание: привести примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»). Проанализировать причины разрыва……………………….11
Заключение………………………………………………………………..12
Список используемой литературы………………………………………13
Введение
Человек на протяжении всей жизни постоянно взаимодействуют с другими людьми, формируя межличностные отношения. Люди объединяются в различные группы, эти группы взаимодействуют между собой, и, таким образом, каждый человек оказывается субъектом множества отношений.
Любые отношения основаны не просто на взаимодействии людей, но и на том, как они друг друга воспринимают. Представление о собеседнике, формат отношений с ним, определяется тем, как мы его оцениваем – по внешнему виду, поведению, сказанным словам. Эта оценка и позволяет сделать выводы (пусть и субъективные) о психологических особенностях собеседника, и уже на основе этих выводов формировать собственное поведение при дальнейшем общении с ним. Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составляющей общения и относится к социальной перцепции.
Цель данной работы заключается в изучении социальной перцепции, ее механизмах, места человека в данном процессе.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность перцепции.
2. Показать механизмы социальной перцепции.
3. Дать характеристику имиджу личности как воспринимаемому и передаваемому образу.
4. Выявить эффекты восприятия.
5. Изучить особенности формирования социальных установок.
6. Привести примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»), проанализировать причины разрыва.
1. Сущность перцепции
Человек не может существовать без взаимодействия с другими людьми. Человек – это прежде всего социальное существо и в равной степени, как в пище или сне, он нуждается в общении с такими же людьми. Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составляющей общения и относится к социальной перцепции.
Понятие «социальная перцепция» было введено в 1947 году американским психологом и педагогом Джеромом Брунером и использовалось для определения механизма понимания, принятия людьми друг друга в процессе общения. Тем самым автор предложил новый взгляд на феномен восприятия человеком человека.
Дж. Брунер делал акцент на социальной обусловленности восприятия. Он считал, что восприятие зависит не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта: его намерений, значимости ситуации и т.д.
Впоследствии термином «социальная перцепция» стали обозначать целостное восприятие не только объектов материального мира, но и «социальных объектов» и «социальных ситуаций». Именно в этом понимании термин «социальная перцепция» и закрепился в литературе [1].
Социальная перцепция не сводится лишь к наблюдению, а является проявлением взаимно направленной активности двух (или более) партнеров по общению. Такое общение также не остается ситуативным, поскольку партнеры воспринимают друг друга в контексте всего их опыта, в том числе и взаимодействия с другими.
Исходя из этого, само понятие «перцепция» в социальной психологии является гораздо более широким, чем просто непосредственное отражение действительности. А.А. Бодалев предлагает в данном случае использовать формулировку «познание человека человеком».
М.Р. Битянова определяет социальную перцепцию как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков [2].
В учебнике Я.Л. Коломинского «Социальная психология взаимоотношений в малых группах» социальная перцепция определяется как «способность субъекта воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений членов группы» [4].
Считается, что восприятие себя и другого человека может осуществляться несколькими путями:
- путем соотнесения собственной личности с другими;
- через предположение о том, как человека воспринимают другие люди;
- путем соотнесения результатов деятельности;
- через наблюдение собственных состояний;
- путем непосредственного восприятия внешнего облика [6].
Наряду с термином «социальная перцепция» в психологии существует целый ряд синонимичных понятий: «межличностное познание», «межличностное восприятие», «социальное познание».
Таким образом, под термином «социальная перцепция» понимается процесс принятия людьми друг друга в процессе общения, познания человека человеком. Это восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
2. Механизмы социальной перцепции
Процесс общения невозможен без взаимного понимания, поскольку общение между людьми не сводится лишь к непосредственному вербальному обмену информацией. В процессе общения часто невербальная его составляющая имеет большее значение.
Марковская И.М. в книге «Основы социально-психологических знаний» пишет, что главной предпосылкой взаимопонимания между людьми является возможность их взаимного уподобления [5]. В данном случае вместо идентификации – процесса рационального анализа слов и действий партнера, ведущее значение имеет эмпатия – способность к сочувствию, сопереживанию, распознаванию эмоций партнера. Процесс эмпатии основан на том, что человек не «обдумывает», а старается «прочувствовать» состояние партнера по общению. Идентификация и эмпатия относятся к числу основных механизмов социальной перцепции.
Следующий механизм социальной перцепции – это атрибуция -«наделение людей качествами, которые не могут быть результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются (приписываются) им» [3]. Под действие феномена атрибуции может попадать приписывание широкого класса характеристик: причин поведения, чувств, намерений и т.д.
Особое значение в процессе восприятия людьми друг друга имеет каузальная атрибуция, т.е. приписывание другому человеку причин его поведения в отсутствие информации об этих причинах. Критерии для приписывания причин поведения могут быть различными: это и сходство поведения партнера с поведением другого человека, и опыт, и анализ своих собственных мотивов в подобной ситуации.
Еще один важный механизм социальной перцепции – это рефлексия –осознание объектом того, как он воспринимается и оценивается другими людьми. Этот процесс не сводится лишь к самопознанию, а включает выяснение того, как другие знают и понимают личностные особенности самого человека, какой образ он формирует у окружающих.
Таким образом, к механизмам социальной перцепции относятся: идентификация, эмпатия, атрибуция, рефлексия.
3. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ
Имидж возникает, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешности, высказываниях и т.д.
Имидж имеет две стороны:
- субъективную, то есть передаваемый образ воспринимаемого человека, образ которого создается;
- объективную, то есть воспринимаемую наблюдателем.
Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Возникает так называемый разрыв в достоверности изображения, когда имеет место указанное выше несоответствие.
Имидж может быть принят или нет, вызывая соответствующее положительное или отрицательное отношение к себе. Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально ценные модели поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем проявлении самости должен быть одобрен большинством, при этом не только являясь типичным представителем этого большинства, но и стараясь превзойти его по определенным критериям. Если человек делает то, что осуждается требованиями большинства, его образ не будет принят даже при положительном отношении окружающих. Если образ человека не воспринимается окружающими или имеет с их точки зрения негативные характеристики, то о его социальном самопредставлении можно сделать следующие выводы: он либо пренебрегает общепринятыми обычаями, либо самоутверждается, пренебрегая социальными нормами.
Различают три уровня воспринимаемого образа:
- биологический,
- психологический,
- социальный.
Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический уровень предполагает анализ таких факторов, как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и др. Социальный включает в себя слухи, сплетни, некоторую информацию, которая стала известна об этом человеке из различных социальных источников.
Таким образом, имидж личности – это ее воспринимаемый и передаваемый образ, при этом данные образу могут и не совпадать.
4. Эффекты восприятия
Одним из важных результатов психологических исследований социальной перцепции было обнаружение типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Эти схемы получили название «эффекты восприятия» [1].
Традиционно, существуют следующие эффекты восприятия (рисунок 1):
Рисунок 1 – Эффекты восприятия
Рассмотрим перечисленные эффекты более подробно.
Эффект первичности и новизны – при взаимодействии с малознакомыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям. Эффект ореола – это формирование специфической установки на воспринимаемого человека через направленное приписывание ему определенных качеств.
Эффект привлекательности заключается в тенденции переоценивать качества внешне привлекательного, симпатичного человека. Эффект превосходства проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру [1].
Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Эффект проекции проявляется в приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Таким образом, существуют следующие эффекты восприятия: первичности и новизны, ореола, привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам, проекции, средней ошибки.
5. Особенности формирования социальных установок
Под социальными установками подразумевается предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Они формируются в результате стереотипов, обладают некоторой устойчивостью и несут функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию (приобщение личности к системе норм и ценностей социальной среды) [2].