Файл: Социальная перцепция Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Установка может способствовать более правильному восприятию образа другого человека, действуя по принципу «увеличительного стекла» при притяжении, либо блокировать нормальное восприятие, подчиняясь принципу «кривого зеркала». Во всех случаях отношение является своеобразным фильтром доверия или недоверия по отношению к поступающей информации.

Поскольку установка определяет избирательные направления поведения личности, она регулирует действия на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.

На смысловом уровне установки являются наиболее общими и определяют отношение человека к объектам, имеющим для него личностное значение.

Целевыеустановки обычно связаны с конкретными действиями и желанием человека закончить начатое дело. Они определяют относительно стабильный характер течения деятельности. При прерывании действия сохраняется мотивационное напряжение, дающее человеку разумный уровень готовности к его продолжению.

На операциональном уровне отношение определяет решение в той или иной ситуации. Оно способствует восприятию и интерпретации обстоятельств, прежде всего на основе предыдущего опыта поведения субъекта в аналогичной ситуации и соответствующему прогнозированию возможностей целесообразного и эффективного поведения.

Ж. Годфруа выделял три основных этапа формирования социальных установок у человека в процессе социализации. Первый этап охватывает период от детства до 12 лет. Установки, формирующиеся в этот период, соответствуют родительским схемам. С 12 до 20 лет установки становятся конкретными. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период 20-30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, что является устойчивым психическим новообразованием. В 30 лет установки отличаются значительной устойчивостью и фиксацией. Изменить их крайне сложно.

В процессе восприятия и интерпретации другого не всегда возникают стереотипы и установки, но в стандартизированных и повторяющихся ситуациях они являются неизменными спутниками социального восприятия.

Таким образом, социальные установки – это предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Установки регулируют действия человека на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.

Практическое задание: привести примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»). Проанализировать причины разрыва


1. Мужчина при чужих людях старается показать себя примерным семьянином, любящим свою семью, на самом же деле является домашним тираном.

2. Мужчина может сколько угодно заниматься спортом, делать все для того, чтобы стать мускулистым, но при всей своей массе тела и внешней брутальности внутри он остается трусливым и неуверенным в себе мальчиком.

3. Кандидат в депутаты предпринимает попытки создать у народа образ «человека из народа», но в итоге люди воспринимают его как очередного клоуна, стремящегося к власти.

4. Девушка надевает шикарные платья и ходит на высоких каблуках. Но никакая внешняя красота не может заменить ее внутреннюю пустоту.

5. Человек покупает дорогой автомобиль, чтобы соответствовать статусу, образу, стереотипу, а не использовать по назначению.

Это происходит потому, что эти люди неправильно выбирают средства для достижения своей цели. Им стоит изменить собственное поведение. Нужно стремиться к тому, чтобы «жить», «существовать», а не казаться. То есть имитировать жизнь, стремиться соответствовать какой-либо картинке, образу.

Заключение

Таким образом, в данной работе представлен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме социальной перцепции, ее механизмах, места человека в данном процессе.

Рассмотрена сущность перцепции. Под термином «социальная перцепция» понимается процесс принятия людьми друг друга в процессе общения, познания человека человеком. Это восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Показаны механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, атрибуция, рефлексия.

Дана характеристика имиджу личности как воспринимаемому и передаваемому образу.

Выявлены эффекты восприятия: эффект первичности и новизны, эффект ореола, эффект привлекательности, эффект превосходства, эффект хорошего отношения к нам, эффект проекции, эффект средней ошибки.

Изучены особенности формирования социальных установок. Социальные установки – это предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Установки регулируют действия человека на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.



Приведены примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»), проанализированы причины разрыва.


Список используемой литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология» / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 362 с.

2. Битянова, М.Р. Социальная психология: учебное пособие / М.Р. Битянова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

3. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.

4. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 446 с.

5. Марковская, И.М. Основы социально-психологических знаний: учеб. пособие / И.М. Марковская; М-во образования Рос. Федерации. Юж.-Ур. гос. ун-т. Фак. психологии. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. – 62 с.

6. Фомиченко, А.С. Особенности социальной перцепции / А.С. Фомиченко // Вестник ОГУ. – 2017. – №2 (202). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnoy-pertseptsii (дата обращения: 01.03.2023).