Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономика Вариант 2 Выполнил студент бзф (дот) Группы УгП(б)з42 1 года обучения Проверил.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
Направление 40.03.01 БЮ «Юриспруденция»

Профиль: УгП (Уголовно-правовой)


Контрольная работа

по дисциплине «Экономика»

Вариант 2
Выполнил студент БЗФ (ДОТ)

Группы УгП(б)з-42

1 года обучения

Проверил:

Хабаровск 20




Вопрос 1.

Что такое естественные монополии? Приведите примеры российских естественных монополий. Какие процедуры регулирования в отношении естественных монополий может предпринимать государственная власть?
Монополия - это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей.

Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами.

Общей причиной, по которой рынки могут быть монопольными, является существование растущей экономии на масштабах, т.е. средние издержки производства снижаются одновременно с ростом уровня производства. В этом случае экономическая эффективность требует ограниченного числа фирм. Отрасли, в которых рост экономии на масштабах настолько значителен, что только одна фирма должна функционировать в любом регионе, рассматриваются как естественная монополия. Примеры естественной монополии включают телефонные услуги, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и др.

Например, основные издержки в снабжении водой связаны с сетью трубопроводов. Когда трубопровод создан, дополнительные издержки по обеспечению водой одного дополнительного потребителя довольно незначительны. Поскольку средние издержки производства снижаются одновременно с ростом уровня производства, эффективным является наличие только одной фирмы. Максимальный уровень жизнеспособности (при отсутствии субсидий) достигается в точке Q1, где кривая спроса пересекает кривую средних издержек, что показано на рис.1.




Рис. 1. Естественная монополия
В этих случаях нельзя положиться на силу конкуренции, так как цена должна равняться МС, а объем выпуска должен быть равен Q0. Но фирма потерпит убыток, так как в этой точке предельные издержки ниже средних издержек.

Общая рекомендация в этом случае состоит в том, что государство должно субсидировать эту отрасль и настаивать на том, чтобы фирма устанавливала цену, равную предельным издержкам. Такая политика иногда характеризуется определением «лучшей альтернативы».

На практике большинство правительств пытаются сделать такие отрасли самофинансируемыми. Так, они настаивают на государственно-управляемой форме естественной монополии, действующей на пересечении кривой спроса и кривой средних издержек (точки Q1). Эта точка называется точкой нулевой прибыли, а такая политика иногда носит название «лучшей из худших альтернатив».

Допустим, что фирма пытается установить цену, превышающую средние издержки производства. Если войти (или выйти) в данную отрасль легко, фирма, старающаяся захватить всю прибыль себе, немедленно окажется под угрозой появления других фирм. Таким образом, функционирование единственной фирмы в отрасли не означает, что она имеет силу монополии. До тех пор пока существуют потенциальные конкуренты, эта единственная фирма должна устанавливать цену на уровне средних издержек. Положение на рынке не соответствует политике «лучшей альтернативы»: цена здесь равна средним издержкам, а не предельным. Но такая ситуация отвечает положению «лучшей из худших альтернатив», при котором государство не субсидирует отрасль.

В качестве примера естественных монополий России можно привести Газпром (в части транспортировки газа), железные дороги (РЖД) и др. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами.

В качестве примера субъектов естественных монополий в Приморском крае по состоянию на 01.05.2015 г. можно привести следующие: ООО «Водоканал Михайловский», МУП «Находка-Водоканал», КГУП «Примтеплоэнерго», ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», ЗАО «Горно-химическая компания «Бор», ОАО «Экспресс Приморья», ТОО «АКОС-2», ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт», ГУП «Владивостокская дистанция электроснабжения ДВЖД» и др.


Рассмотрим случай многопродуктовой естественной монополии. Этот тип предприятия гораздо более распространен, чем естественная монополия с единственным продуктом.

Если наличие возрастающей отдачи от масштаба является достаточным (но не необходимым) условием существования однопродуктовой естественной монополии, то для многопродуктовой фирмы возрастающая отдача не является ни необходимым, ни достаточным аргументом в пользу отнесения фирмы к числу естественных монополистов.

Причина заключается в действии экономии от разнообразия, которая имеет место, когда производство комбинации продуктов на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из товаров специализированным предприятием. Например, для пассажирских и товарных перевозок железной дорогой используются одни и те же рельсы, сигнальное оборудование, услуги диспетчеров и управленческого персонала дороги, что позволяет предоставлять их с меньшими затратами, чем в гипотетической ситуации существования разных железных дорог для разных видов перевозок. При производстве нескольких продуктов (предоставлении нескольких услуг) экономия от разнообразия может перевесить действие отрицательной отдачи от масштаба, а это сделает экономически более выгодным деятельность только одной фирмы в отрасли. Таким образом, существование многопродуктовой естественной монополии определяется субаддитивностью ее функции затрат, а наличие возрастающей отдачи от масштаба может быть необязательным.

Субаддитивность затрат многопродуктовой фирмы означает выполнение неравенства:
TC(q1, ..., qm) ≤ TC1(q1) + ... + TCm(qm),
где TC(q1, ..., qm) - функция затрат на производство комбинации продуктов; TCi(qi) - функции затрат на производство каждого продукта в отдельности.

По какому принципу будут устанавливаться цены, когда естественная монополия производит несколько продуктов? В среднем цены будут также превосходить предельные издержки (если фирма работает по принципу самоокупаемости).

Почтовая служба, например, устанавливает одинаковую плату за доставку почты, несмотря на то что предельные издержки ее услуг сельским жителям в Сибири могут быть намного выше, чем стоимость доставки письма в Москве. Если почтовая служба работает по принципу самоокупаемости, должно возникнуть перекрестное субсидирование, субсидирование одним потребителем (продуктом) другого потребителя (продукта).


Анализ ценовых решений включает рассмотрение как эффективности, так и распределения. Экономисты особенно заинтересованы в эффективности издержек политически определяемой ценовой политики. Когда на одну услугу цены поднимаются, потребление этой услуги снижается, но повышение цены на 1 % для одного товара снижает спрос больше, чем такое же повышение для других товаров, как изображено на рис. 2.


Рис. 2. Ценообразование при многопродуктовой монополии
Если естественная монополия работает по принципу самоокупаемости (без государственных субсидий), она, очевидно, должна устанавливать цену, превышающую предельные издержки. Если государство увеличивает цену выше предельных издержек в одинаковой степени для всех товаров, ясно, что потребление товаров с эластичным спросом будет падать быстрее, чем с неэластичным.

Желательным является установление такой цены, чтобы потребление каждого товара сокращалось в одинаковой степени (с того уровня, когда цена равна определенным издержкам). Если правительство хочет этого достигнуть, оно должно повышать цены (над предельными издержками) больше на товары с неэластичным спросом, чем на те товары, у которых спрос эластичен.

Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.

Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме - от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы.

Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат. Органы регулирования должны знать, в какой степени потребители продукции зависимы от монополии, какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т.д. К тому же на практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется. Органам регулирования в своей практической деятельности сначала надо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования.


Считается, что потребители в наибольшей степени зависимы от монополии, если:

- производится товар (услуга) первой необходимости, т.е. спрос неэластичен;

- имеется физическая связь между потребителями и поставщиком (провода, трубы и т.п.).

Примерами такого рода товаров (услуг) могут служить снабжение электроэнергией, газом и водой, канализация, проводная телефонная связь, железные дороги, нефтепроводы. Идентифицировать естественную монополию по двум указанным признакам, а тем более определить, есть ли потребность в ее регулировании, достаточно сложно.

Наличие возрастающей отдачи от масштаба, неэластичного спроса и физической связи между поставщиками и пользователями - все это не может служить достаточным основанием для регулирования.

Ряд услуг, предлагаемых фирмами-монополистами, имеют близкие заменители. Проводная телефонная связь в определенной степени может быть заменена сотовой или немобильной беспроводной. Путешествие или перевозка грузов по железной дороге могут быть заменены услугами автомобильного или авиатранспорта. Конечно же, технические возможности такой замены ограничены и различаются между странами и регионами одной страны. Количество сотовых телефонов в Скандинавских странах, например, позволяет считать их реальными заменителями проводной связи. Железнодорожный транспорт в сравнительно небольших государствах может иметь сильного конкурента в виде автомобильного транспорта. Аналогично, если речь идет о пригородном железнодорожном сообщении, автобусы могут создать реальную конкуренцию на отдельных направлениях. Потенциальная или реальная конкуренция необязательно снимает необходимость регулирования, но может привести к изменениям в его характере и степени жесткости.

Еще одна проблема связана с тем, что предприятие, предоставляющее услуги как естественная монополия, как правило, занимается и другими видами деятельности, работая на потенциально или реально конкурентных рынках товаров или услуг. Эти рынки часто считаются частью естественной монополии, так что в итоге наличие естественной монополии трактуется слишком широко. В частности, когда речь заходит о наиболее крупных предприятиях - естественных монополистах в России, обычно называются «Газпром» и «Российские железные дороги». Однако доля товаров и услуг, производимых в условиях естественной монополии, в общем объеме производимых товаров и оказываемых услуг этими компаниями незначительна.