Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономика Вариант 2 Выполнил студент бзф (дот) Группы УгП(б)з42 1 года обучения Проверил.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Газопроводы действительно являются естественной монополией, но добыча, переработка и продажа газа вполне могут осуществляться на конкурентной основе. Конкуренция на рынке пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в принципе может быть достаточно высокой, в то время как путевое хозяйство, его обслуживание и организация движения представляют собой естественную монополию. В ряде стран (например, в Норвегии) потребители могут самостоятельно выбрать поставщика электроэнергии. Этот рынок высококонкурентен, в результате чего цены достаточно низки, и имеется тенденция к их понижению. Собственно система передачи электроэнергии регулируется государством и изолирована от производителей и поставщиков энергии.

Производители и поставщики заключают сделки непосредственно друг с другом, а затем заключают договор на обслуживание с предприятиями, владеющими системами передачи энергии.

Предприятиям - естественным монополистам часто выгодно введение государственного регулирования. Государство явным или неявным образом выдает лицензию на определенные виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции. Сохранение своего монопольного положения не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных предприятий объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей стратегической значимостью для экономики страны. На практике, однако, цены остаются достаточно высокими и снижаются только в результате административного давления государственных органов.

Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, предоставляющих коммунальные и общественные услуги (железные дороги, водопровод и т.д.), которые в основном являются естественными монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет место быстрый рост, третий этап - это период стабильности и зрелости отрасли. На четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции, и потребность в регулировании исчезает.

Естественная монополия имеется только на первых трех этапах, когда существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование способствует развитию отрасли, на третьем и четвертом часто пытается защитить предприятие монополиста от возможной конкуренции. В этом случае и возникает потребность в дерегулировании.


У. Шепард выделяет следующие критерии, которым должна соответствовать отрасль как объект регулирования.

1. Наличие значительной возрастающей отдачи от масштаба, что создает естественную монополию.

2. Существенные различия в эластичности спроса у разных групп потребителей, причем спрос одной или нескольких групп должен быть низкоэластичным.

3. Регулярные изменения объемов производства, что приводит к колебаниям затрат на производство во времени.

4. Физическая связь поставщиков с потребителями, которые не могут быстро и относительно дешево сменить поставщика. Поставщики могут контролировать использование своих товаров (услуг) потребителями и способны предотвратить перепродажу этих товаров (услуг).

Если какие-либо из этих критериев не выполняются, регулирование может быть ослаблено или снято. С другой стороны, даже выполнение всех четырех условий одновременно не должно приводить к автоматическому введению регулирующих процедур: требуется внимательное изучение каждого конкретного случая регулирования.

К названным четырем критериям, выполнение которых означает наличие возрастающей отдачи от масштаба и возможностей для проведения политики ценовой дискриминации, ранее учитывались также еще два условия (критерия). Согласно первому из них, товар (услуга) должен быть предметом первой необходимости, второй критерий предполагал высокую долю основных средств в общих активах отрасли. В США оба эти критерия больше не применяются для определения отраслей, подлежащих регулированию. Причина состоит в том, что целый ряд отраслей, соответствующих этим критериям, на самом деле являются конкурентными. Использование же указанных критериев для целей регулирования только сдерживало развитие конкуренции в этих отраслях.

В настоящее время в Российской Федерации правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий определяет Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях». Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.


Федеральным законом «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Вопрос 2.


Объясните теоретические подходы к измерению денежной массы. Какие агрегаты денежной массы определяет Банк России?
Важная роль денег в рыночной экономике требует их количественного измерения. Это связано с тем, что:

- должно существовать соответствие между (количественным) эмпирическим и качественным (теоретическим) определениями денег для возможности использования этих определений в целях денежно-кредитного регулирования;

- предложение денег в экономике, которое обеспечивается банковской системой страны во главе с центральным банком, является объектом денежно-кредитного регулирования. Определение оптимального на каждый данный момент предложения денег способствует достижению основных целей развития экономики;

- изменение количества денег в обороте воздействует на важнейшие экономические переменные (темпы роста валового внутреннего продукта, процентную ставку, курс национальной валюты, уровень занятости населения);

- количество денег в рамках национальной экономики, превышающее потребность в них, является фактором инфляции, дестабилизирующим состояние экономики и точно так же, как недостаток денег для обслуживания национального экономического оборота, провоцирует появление денежных суррогатов, неплатежи, развитие натурализации обмена и пр.;


- центральный банк воздействует на экономику через ее денежные переменные, определяя целевые ориентиры их изменения. Отсюда вытекает необходимость количественного определения денежных переменных.

Прежде чем понять, какое количество денег является для экономики оптимальным, необходимо уяснить принципы его измерения.

Существующие разногласия в качественном понимании денег приводят к соответствующим разногласиям и в количественном их измерении.

В современной экономической литературе выделяют два подхода к измерению денежной массы:

1) трансакционный подход, или измерение денег в функциях средства обращения и платежа;

2) ликвидный подход, или измерение денег не только в функциях средства обращения и платежа, но и сохранения стоимости (накопления).

Трансакционный подход к измерению денежной массы базируется на следующем положении. Основное отличие денег от других активов заключается в том, что именно деньги служат средством обращения и платежа, делая возможным совершение сделок купли-продажи. Домашним хозяйствам и фирмам необходимо иметь деньги для сделок, осуществление которых соответствует целям развития национальной экономики.

Сторонники ликвидного подхода основываются на свойстве денег быть ликвидным активом. Согласно ликвидному подходу деньгам присуща ликвидность, свойственная прочим активам, выполняющим функцию сохранения стоимости. В реальной жизни довольно сложно провести границу между собственно деньгами и другими ликвидными активами. Ликвидным называется такой актив, который может быть использован как средство платежа или легко превращен в средство платежа и имеет фиксированную номинальную стоимость. Деньги, по определению, обладают абсолютной ликвидностью. Всем остальным активам ликвидность присуща лишь в большей или меньшей степени. Деньги как ликвидный актив составляют пассивную часть денежной массы, включающую денежные накопления, остатки средств на счетах, которые потенциально могут служить средством обращения и платежа.

Вместе с тем в соответствии с ликвидным подходом к измерению денежной массы в пассивную часть денежной массы включаются такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать к качестве покупательного и платежного средства. К ним относятся денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах в банках, других финансово-кредитных институтах, краткосрочные государственные облигации, сберегательные и депозитные сертификаты и прочие компоненты денежной массы. Они обладают ликвидностью, но гораздо меньшей, чем деньги как трансакционный актив. (Нельзя, например, расплатиться деньгами со срочного вклада за покупки в магазине.) Эти деньги носят название «квазиденьги» и относятся к ликвидным активам богатства, поскольку срочные вклады, в принципе, можно превратить в наличные деньги (с потерей процента по срочным вкладам).


Под денежной массой с точки зрения этого подхода понимается совокупность общепринятых, определяемых органами денежно-кредитного регулирования, ликвидных активов, выполняющих функции денег. Таким образом, в состав денежной массы включаются высоколиквидные активы, которые могут быть быстро обращены в деньги для выполнения ими функций обращения и платежа, причем «превращение» их в деньги должно произойти без потери номинальной стоимости и без существенных затрат. Они являются «кандидатами» на отнесение их собственно к деньгами в функциях средства обращения и платежа.

С помощью какого подхода лучше измерять денежную массу? Все зависит от целей анализа и задач денежно-кредитного регулирования. Центральные банки при измерении денежной массы используют и трансакционный, и ликвидный подходы. Приоритет отдается тому подходу, который на данный момент в большей степени обеспечивает контроль над денежной массой, возможность ее регулирования для достижения общеэкономических целей. Установление приоритета отражается на структуре денежной массы и выборе основного объекта денежно-кредитного регулирования.

В качестве альтернативных измерителей денежной массы используются денежные агрегаты - элементы денежной массы, которые различаются по степени ликвидности.

Под денежным агрегатом понимается любая из нескольких специфических группировок ликвидных активов, служащих альтернативными измерителями денежной массы. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степени ликвидности денежных активов.

В странах с рыночной экономикой существуют разные денежные агрегаты с различными элементами денежной массы, однако принцип построения денежной массы одинаков: к более ликвидным активам добавляются менее ликвидные.

К самым распространенным денежным агрегатам, используемым для измерения денежной массы, относятся следующие.

1. М0 - наличные деньги в обращении.

2. М1 - сюда включаются наличные деньги, счета до востребования, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда кредитные карточки. Это вся денежная наличность в государстве и максимально ликвидные активы. Показатель М1 охватывает все средства денежного оборота, используемые в расчетах без предварительной продажи, конверсии и других финансовых операций. В М1 особое внимание уделяется функции денег как средства обращения и платежа.