ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
133
Применительно к спортивной деятельности это означает, что существуют определѐнные виды упражнений и совместных действий, которые по своей логике требуют от каждого участника чѐткого выполнения отдельных элементов процесса взаимодействия, без которых невозможно решить общую задачу.
По существу, распределение функций между игроками представляет собой пример «расчленения» деятельности с предписанием того, что именно, как и в какой последовательности должен выполнять каждый еѐ участник для успешного решения определѐнной технико-тактической задачи. Помимо этого, для обеспечения согласованности и слитности совместных действий спортсмены вынуждены эмоционально реагировать друг на друга, общаться между собой.
Деятельность как бы задаѐт характер межличностных отношений и общения, вынуждает спортсменов реагировать на происходящее. Желательные или нежелательные взаимовлияния спортсменов во многом зависят от способов организации их совместной деятельности. В основе взаимных влияний и эмоционального реагирования лежат ролевые отношения партнѐров, их функциональная взаимосвязь.
Конфликты и неадекватные реакции возникают, как правило, при рассогласованности из-за различного объѐма работы партнѐров, нечѐткого распределения их функций, несоответствия их психофизиологических возможностей с характером выполняемых функций. Различное восприятие ситуаций взаимодействия, различная ориентация и мотивация могут быть дополнительными факторами, способствующими возникновению нежелательных межличностных влияний и конфликтов.
Рекомендуются два основных направления в практическом применении косвенного способа управления межличностными влияниями в команде через специальную организацию совместной деятельности: а) специальный анализ уже применяемых средств и методов учебно-тренировочной работы со спортсменами с точки зрения того, какие межличностные контакты и взаимовлияния при этом возникают. При этом особое внимание надо обращать на ситуации вынужденного общения; б) проектирование и использование педагогически и социально психологически целесообразных форм организации совместной деятельности и ситуаций вынужденного общения и изоляции.
При необходимости формирования положительных межличностных установок между новыми и недостаточно знающими друг друга партнѐрами или спортсменами, находящимися в нейтральных и неприязненных личных отношениях, целесообразно применять упражнения, требующие интенсивного вынужденного общения, положительных эмоций и сопереживания. Это способствует формированию у спортсменов благоприятного первого впечатления и коррекции существующих отношений, а также нормализует и активизирует рабочую обстановку в команде, создаѐт повышенный эмоциональный фон.
Для предупреждения или временного исключения межличностных конфликтов между партнерами можно использовать упражнения, требующие минимальных контактов или вообще исключающие взаимодействие.
Управление межличностными влияниями в процессе подготовки команды целесообразно проводить в следующей последовательности:
- групповые упражнения и виды деятельности, исключающие конфликтность, напряжѐнность, соревнование, ролевую неопределѐнность;
- групповые упражнения, стимулирующие положительные эмоции, сопереживание, взаимную помощь, поддержку, заинтересованность, а также интенсивное общение участников;
- групповые задания предпочтительно с общей оценкой деятельности группы, линии, пары для формирования общезначимой групповой цели, чувства принадлежности к команде;
- коллективная и индивидуальная работа с «проблемными» игроками после выявления лидеров и формирования ядра команды;
- организация микросреды через подключение лидеров в активные коммуникативные связи;
- создание «псевдоконфликтных» ситуаций, жѐсткого стимулирующего режима общения;
- обучение отдельных спортсменов активной адаптации к средовым и межличностным влияниям;
- создание дискомфортных, напряжѐнных условий деятельности введением «конфликтогенных» упражнений (разбивка нежелательных группировок, пар).
134
4.8 Педагогическое взаимодействие
Понятие «взаимодействие». Взаимоде́йствие —процесс воздействия объектов (субъектов) друг на друга , порождающий их взаимную обусловленность и связь (взаимное действие и влияние).
В педагогике термин «взаимодействие» обозначает, как и в других науках, процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Но в педагогике взаимодействие также определяется как личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (что соответствует термину «межличностное взаимодействие» в психологии).
При межличностном взаимодействии поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
В процессе взаимодействия педагогов и учащихся можно не только обменяться информацией, но и спланировать общую деятельность и организовать ее. В этом проявляется субъективный характер взаимоотношений, разграничение функций субъекта - воспитателя и объекта – воспитуемого.
Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников. Гуманистически - ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры. Однако в любом взаимодействии, и тем более педагогов и учащихся, одна сторона бывает активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, целей и способов деятельности.
Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем, преподавателем и воспитанником, учащимся и направлен на развитие ребенка. Взаимодействие становится педагогическим, когда одна сторона (педагоги, родители) выступает в роли наставников.
В ходе взаимодействия происходит формирование отношений. Это могут быть позитивные отношения сотрудничества, внимания, заботы, уважения , подчинения итп но могут быть и негативные: отношения доминирования, диктата, неподчинения, пренебрежения, бунта, лицемерия и проч.
Принципы гуманизации педагогического взаимодействия. Личность воспитывается личностью. Эта идея заложена в основу гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе. Гуманистическое педагогическое взаимодействие - это диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное взаимодействие. Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п. от учителя учащимся, но и их взаимообогащающее личностное развитие. Рассмотрим систему психологических принципов организации личностного педагогического взаимодействия.
1) принцип диалога педагогического взаимодействия. Он связан с преобразованием позиций взрослого и ребенка в личностно-равноправные, в позиции со-учащихся, со-воспитывающихся, со- трудничающих людей. Свойство диалогического реагирования - атрибут коммуникативной ситуации.
2) проблематизация педагогического взаимодействия - ведет к изменению ролей и функций взрослого и ребенка, учителя и учащегося в процессе воспитания и обучения. Взрослый не воспитывает, не преподает, но актуализирует исследовательскую активность самого ученика, стимулирует его тенденцию к личностному росту, создает условия для совершения ребенком нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач.
3) принцип персонализациипредполагает прежде всего отказ от ролевых масок, адекватное включение в это взаимодействие и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.
4) индивидуализация педагогического взаимодействия - означает выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения, которое было бы адекватным возрастным (по уровню развития) и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех учащихся.
135
Очевидна тесная взаимосвязь всех четырех психологических принципов организации гуманистического педагогического взаимодействия. Все они служат актуализации творческого потенциала учителей и учащихся, стимулируют их личностный рост, при этом действительная реализация любого из них невозможна без реализации всех других.
Сотрудничество и личные установки учителя. Всем людям свойственны личные установки и педагог в этом отношении не исключение. У него могут быть и предвзятое отношение и предрассудки и все те барьеры, которые могут мешать выстраивать правильное взаимодействие со всеми учениками.
Установлено, что учителя чаще обращают внимание на тех школьников, которые вызывают у них то или иное эмоциональное отношение – симпатию, озабоченность, неприязнь. Ученик, безразличный педагогу, ему неинтересен. Учитель склонен лучше относиться к «интеллектуальным», дисциплинированным и исполнительным ученикам, на втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные, на третьем – ученики, поддающиеся влиянию, но плохо управляемые. Самые нелюбимые – независимые, активные, самоуверенные ученики.
В исследованиях А. А. Леонтьева выделены признаки, по которым распознается стереотипная негативная установка учителя:
• учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем «хорошему», т. е. не дает ему времени подумать;
• если дан неверный ответ, учитель не повторяет вопроса, не предлагает подсказку, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ;
• учитель «либеральничает», положительно оценивает неверный ответ «хорошего» ученика, но в то же время чаще ругает за такой же ответ «плохого» ученика и соответственно реже хвалит за правильный ответ;
• учитель стремится не реагировать на ответ «плохого» ученика, вызывает другого, не замечая поднятой руки, иногда вообще не работает с ним на уроке, реже улыбается ему, меньше смотрит в глаза
«плохому», чем «хорошему».
В связи с этим, правильное понимание собственных стереотипов, недостатков, введение самим педагогом процедур объективизации оценок позволят ему корректировать собственную позицию.
Условия. Поскольку взаимодействие предполагает взаимный обмен информацией, мыслями, мнениями, чувствами, то для налаживания такового необходимо проектировать условия, способствующие:
• активному включению всех участников образовательных процессов в обсуждение и выполнение действия при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;
• исследовательской позиции всех субъектов образования;
• становлению и развитию Я-концепции учащихся;
• объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи;
• продуктивному общению с учеником в разных сферах его активной жизнедеятельности;
• партнѐрскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста.
Выделяются несколько типов межличностного взаимодействия. Две крайние формы: сотрудничество и противостояние (конкуренция, соперничество).
Соперничество (конкуренция) - когда достижение цели одним из взаимодействующих затрудняет или исключает осуществление целей других участников. Эта стратегия опирается на угрожающие средства воздействия. Свойственны стремление педагога «переломить» учащихся, игнорирование их мнений, увеличение дистанцию и утвердить статусно-ролевые позиции.
Сотрудничество (кооперация) - когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или хотя бы не препятствует реализации целей остальных. Стратегия дает возможность учащемуся проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность, фантазию. С помощью такой стратегии педагог имеет возможность установить контакт с детьми, в котором будет учтен принцип создания оптимальной дистанции, определены позиции педагога и детей, создано общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу
136 одновременно. Педагог, ориентированный на нее строит педагогическое взаимодействие с воспитанниками на основе понимания, принятия, признания (принцип трех П+).
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 36
Понимание означает умение видеть воспитанника «изнутри», стремление взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка. Личностная установка на эмпатическое понимание другого является противоположной оценочной. В основе оценочной установки лежит привычный способ оценки другого человека и его действий по ряду параметров. При эмпатическом понимании педагогу необходимо сопереживать, т.е. научиться переживать те же эмоциональные состояния, что испытывает другой человек, через отождествление с ним и сочувствовать – переживать собственные эмоциональные состояния в связи с чувствами партнера по взаимодействию.
Принятие предполагает безусловное положительное отношение к воспитаннику, уважение его индивидуальности независимо от того, радует он взрослого в данный момент или нет. Таким отношением взрослый признает и утверждает уникальность воспитанника, видит и развивает в нем личность; только идя «от ребенка», можно разглядеть заложенный в нем потенциал развития, своеобразие и непохожесть, которые присущи подлинной личности. Противоположностью такой установки выступает стереотипное восприятие ученика, которое может быть источником его отвержения учителем, обесценивание его реального «Я», а отсюда и источником ученического протеста, который выливается в стремление любыми средствами сохранить самоуважение.
Признание – это безоговорочное утверждение права воспитанника быть личностью, самостоятельно решать те или иные проблемы, по существу, это право быть взрослым.
Прямое, честное, открытое обращение педагога к воспитаннику, диалог с ним, основанный на понимании его действительных потребностей и проблем, действенной помощи ребенку. Открытое общение требует, чтобы педагог не играл некую роль, а оставался самим собой; это дает возможность учащимся понять, принять и полюбить педагога таким, какой он есть, признать его как референтную личность. Доверительное общение невозможно без способности педагога отойти от стереотипного восприятия не столько учащихся, коллег, сколько себя, своего статуса.
Условия для эффективного педагогического взаимодействия.