ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28
Поскольку в старшем школьном возрасте особо встают вопросы дружбы и любви, то к этим проявлениям следует готовить уже в подростковом возрасте, развивать у занимающихся уважение к другим людям и противоположному полу.
В отличие от подростков, у старших школьников самовоспитание направлено на формирование определенного, целостного морального облика. Однако и в старшем школьном возрасте самовоспитание нуждается в умелом руководстве тренера-педагога. Школьнику следует помочь выявить имеющиеся у него недостатки; разработать программу самовоспитания и сформулировать правила, которыми он должен руководствоваться. При этом необходим контроль за результатами самовоспитания, который может осуществляться как самим школьником, так и тренером-педагогом.
Не увидев в каждом воспитаннике чего-то ценного, свойственного только ему и не подобрав ключика к его душе, тренер не может воспитать настоящего спортсмена. Неумение тренера найти ключ к своим воспитанникам нередко приводит к конфликтам и уходу из спорта. А расставание с любимым делом может привести к серьезным нежелательным последствиям. Однако тренеры далеко не всегда представляют себе такие исходы.
Личностный подход в воспитании предполагает, что личность тренера-педагога имеет большое значение в формировании положительных качеств у занимающихся. К. Д. Ушинский указывал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Завершением воспитания старшеклассников является сформированная личность, которая должна обладать 1) устойчивым внутренним мотивационным ядром, способным выдерживать информационные перегрузки и быстрые изменения среды; 2) психологической гибкостью, лабильностью, способностью и в зрелом возрасте усваивать новую информацию и самой продуцировать новое.
Индивидуализация в спорте. Индивидуализация обучения в спортивно-педагогической деятельности понимается как индивидуальный подход, предусматривающий следующее:
- выбор способов, приемов, темпа обучения упражнениям в соответствии с уровнем технической, физической, координационной и психологической подготовленности спортсменов и уровнем развития способностей;
- учет индивидуально-психологических особенностей личности, условий жизни занимающихся и специфики воспитания;
- выбор наиболее целесообразных средств при обучении спортивным упражнениям, а также для устранения ошибок и нежелательных явлений (неуверенности, страха и др.), возникающих при разучивании упражнений;
- отбор оптимальной интенсивности нагрузки и времени отдыха для предъявления последующей нагрузки спортсменам с различными свойствами нервной системы;
- выделение существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (освоение сложных упражнений; исправление ошибок);
- использование таких управляющих воздействий, которые бы приводили к быстрому и успешному овладению спортивными упражнениями;
- применение педагогических (обучающих и воспитательных) воздействий с учетом темперамента занимающихся.
Осуществление индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе предъявляет к преподавателю-тренеру высокие требования и продвигает спортсмена на более высокий уровень деятельности, а педагога - на более высокий уровень профессионального мастерства. В идеале тренер должен уметь оперативно конструировать программу воспитательных воздействий, адресуемых именно конкретному спортсмену, и тогда успех будет сопутствовать обоим – спортсмену и тренеру.
Спорт формирует человека как личность в не меньшей степени, чем учебная и трудовая деятельность. По данным зарубежных психологов, спортсмены имеют большую выраженность отдельных свойств личности. Обычно спортсмены обладают большей выраженностью тех свойств личности, которые связаны со стремлением достичь преимущества в спортивной борьбе, противостоять напряженности этой борьбы. В то же время качества, не способствующие этому, выражены у спортсменов в меньшей степени, чем у неспортсменов. Чем обусловлены особенности спортсменов — естественным отбором или влиянием специфики спорта, — однозначно нельзя. Хотя в этих же исследованиях было выявлено, что отмеченные свойства личности у спортсменов более высокого класса выражены больше, чем у спортсменов низкого уровня.
29
В чем, однако, можно не сомневаться, так это в том, что спорт с его борьбой, с жаждой победы может сформировать при плохо поставленной воспитательной работе эгоцентрическую личность.
Например, у американских пловцов, победителей Олимпиады 1964 г., выявлены нежелание входить в спортивные команды, избегание участия в решении трудностей других. Кроме того, концентрация усилий спортсмена в одном направлении в ряде случаев может приводить к одностороннему развитию личности.
Наличие общих для спортсменов черт личности (по сравнению с неспортсменами) не означает, что все спортсмены похожи друг на друга. Имеется много данных, показывающих различия в личностных особенностях представителей различных видов спорта. Различия могут присутствовать и внутри одного спорта, например в плавании определены отличия между стайерами и спринтерами.
Наличие индивидуальных отличий у спортсменов требует от тренера индивидуализации процесса обучения. Так например, спортсмены могут отличаться друг от друга уровнем тревожности.
Тревожность — это черта личности, проявляющаяся в тенденции испытывать беспокойство и опасения вообще и в частных случаях без серьезного повода. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность человека. У каждого существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — так называемая полезная тревожность.
Велико умение находить «ключик» к спортсмену у известного тренера по прыжкам вводуТ. М.
Петрухиной. Вот два ее ученика: серебряный призер олимпийских игр К. и олимпийский чемпион В. На
К. тренер никогда не повышала голос, иначе та немедленно уходила в себя, начинала плакать и
выступала плохо. Во время соревнований К. перед каждым прыжком нужно было еще и еще раз
напоминать, как и что надо делать. А на В. нередко нужно было повысить голос, но после окрика к
нему больше не следовало подходить. Разозлившись, он начинал напряженно думать, жестко
контролировать себя, и тренер знала, что подсказка ему уже не нужна.
Однако у некоторых людей имеется очень высокая личностная тревожность. Такие люди постоянно испытывают мрачные предчувствия. Высокотревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе.
У спортсменов разных спортивных специализаций уровень тревожности различается. Например у художественных гимнасток уровень тревожности высокий. Поскольку тревожность и страх тесно связаны, видами спорта, в которых требуется проявление смелости, высокотревожные субъекты, как правило, не занимаются.
Как правило, спортсмены с высокой тревожностью не могут полностью проявить свои возможности на крупных соревнованиях. Но и спортсмены с очень низкой тревожностью имеют тенденцию не показывать хорошие результаты вследствие их недостаточной мотивированности.
Высокотревожный спортсмен может успешно осваивать двигательные действия и выступать на соревнованиях, если включены его другие компенсаторные механизмы. Просто высокотревожный спортсмен требует к себе большего внимания и эмоциональной поддержки, более длительного освоения трудных и опас¬ных с его точки зрения упражнений, ему необходима специальная подготовка к соревнованиям.
Студенты с высоким нейротизмом не могли при обычных методах обучения научиться плавать
из-за боязни глубины, так как у 80% из них обнаружилась трусливость. Автор исследования
разработал специальную программу обучения с учетом психологических особенностей
высокотревожных студентов (в том числе включил в нее и психотренинг). Было увеличено время на
теоретическую подготовку и на пребывание на мелкой воде (при этом общее время обучения осталось
неизменным). Все это позволило преодолеть негативные переживания студентов с высоким
нейротизмом и успешно обучить их плаванию.
Влияние свойств темперамента на эффективность обучения плаванию студентов вуза.
Тревожный спортсмен вряд ли будет спокоен после освоения нового упражнения. Его будет очень волновать изменение амплуа или функции, как и любое неожиданное стратегическое или тактическое изменение в деятельности. Общение такого спортсмена будет, очевидно, более насыщенным по эмоциональному содержанию, чем общение менее тревожного спортсмена. Первый в отличие от менее тревожного будет часто рассказывать о себе, о событиях и ситуациях, в которых он побывал.
Уровень тревожности влияет на выбор спортсменами того или иного стиля спортивной деятельности. Так, у высокотревожных борцов атакующий стиль встречается редко, несколько чаще наблюдается контратакующий стиль и еще чаще — универсальный стиль.
30
Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов. Регулирующие воздействия тренера на спортсменов могут быть разнообразными. Различны и реакции на них спортсменов, одни из которых более внушаемы (это чаще спортсмены со слабой нервной системой и высокой тревожностью), поэтому легче подвергаются регулирующим воздействиям извне, а другие менее внушаемы (в основном это спортсмены с сильной нервной системой) и труднее подвергаются воздействиям извне, но более эффективно используют приемы саморегуляции, например занимаясь психорегулирующей тренировкой.
Поэтому выбор того или иного средства воздействия требует от тренера учета психологических особенностей своих учеников. Люди с низким самоуважением чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку, они сильнее реагируют на смех, критику, порицание, чем люди с высоким самоуважением. Они реже участвуют в спорах, избегают ответственных соревнований, что мешает им проверить свои возможности. Спортсменов такого психического склада надо чаще поощрять, замечая даже незначительные их успехи. Порицания же следует высказывать в осторожной форме и в отсутствие посторонних.
Спортсмены со слабой нервной системой имеют меньший порог фрустрированности , чем спортсмены с сильной нервной системой. (фрустрация – негативное состояние, возникающее при отсутствии достижений, неудовлетворении потребностей, невозможности достигнуть поставленных целей). При этом одни спортсмены испытывают подавленность, тревожность, обвиняет себя в неудаче, считая себя бездарным, бестолковым и т. п., а другие — видят причину своих неудач в окружающих, в сложившейся ситуации. У первых может пропасть желание тренироваться и выступать, у вторых появляется стремление во что бы то ни стало доказать свою правоту и случайность неудачи.
Спортсмены не похожи один на другого, отмечает и заслуженный тренер СССР по фехтованию В. А.
К Светлане Ч. нельзя подходить после боя, особенно если она проиграла, так как в этот момент она
вообще не в состоянии разговаривать. А В. П. охотно беседует сразу после поединка, даже если он
проиграл. Л. К. перед ответственным боем приходится убеждать, что от этого боя уже ничего не
зависит, и, успокоившись, он прекрасно выступает, а Д. Т., наоборот, в трудный момент надо
сказать, что от этого боя зависит все.
Фигуристка И. Моисеева любое объяснение схватывает на лету, но детали быстро забывает. А ее
партнер Андрей Миненков просит объяснить ему новое упражнение несколько раз. Часто
переспрашивает объясняющего, задает уточняющие вопросы. Но то, что понял, запоминает надолго.
Похвалой от спортсменов, имеющих слабую нервную систему, можно добиться большего результата, чем порицанием и наказанием, поэтому их рекомендуется чаще поощрять, а на их неудачи не реагировать остро. Это придаст им уверенность в своих силах. Спортсменов с сильной нервной системой, если они не проявили полностью своих возможностей, отнеслись легкомысленно к заданию, можно и критиковать, не боясь вызвать у них упадническое настроение. Если у них и возникнут при этом отрицательные эмоции (досада, злость), то они будут лишь стимулировать их работоспособность, спортсменам захочется доказать несправедливость упреков тренера.
Соответственной должна быть и тактика общения спортсменов в команде. Нельзя набрасываться на спортсмена со слабой нервной системой всей команде после его неудачного выступления, так же как и нецелесообразно бросать ему упреки в процессе игры: это лишь вызовет у него дополнительное психическое напряжение, нервозность, неуверенность в себе. Наоборот, после неудачного действия его нужно успокоить и подбодрить.
На независимого спортсмена лучше действуют внушение и убеждение, чем простые указания.
Такой спортсмен негативно реагирует на распоряжения или приказы тренера. Целесообразно объяснять и аргументировать необходимость тех или иных действий, даваемой нагрузки. По возможности ему следует создавать условия для проявления независимости, свободы творчества, сохраняя тем самым у него высокий уровень самооценки. Слишком резкие переходы и изменение стиля взаимоотношений с таким спортсменом могут иметь нежелательные последствия.
В приложениях представлены рекомендации по типичным недостаткам и путям психолого- педагогического воздействия.
31
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 36
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание является наравне с обучением процессом, в котором происходит усвоение ребенком общественного опыта. В отличие от обучения, связанного с развитием познавательных процессов, способностей, приобретением знаний, формированием умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям, к самому себе.
Основные механизмы приобретения человеком социального опыта – общие, но результаты – отличаются. Результаты обучения – это знания, умения и навыки, а воспитания – свойства и качества личности. Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принятой в обществе системы ценностей. При этом воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения.
Взрослый рассказывает ребенку об определенных правилах и о необходимости их придерживаться, т. е. передает ребенку знания. Затем, отслеживая соблюдение этих норм ребенком, напоминая ему о них и подавая пример собственным поведением, он помогает ребенку выработать навыки поведения.
2.1 Воспитательное воздействие физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт – действенное средство воспитания личности. В качестве примера для начинающих тренеров можно привести работу заслуженного тренера СССР В. С. Растороцкого, который считал спортивные результаты не главным в работе со спортсменами. И в то же время по числу подготовленных им чемпионов мира и Олимпийских игр он стоит, как говорят в спорте, «на пьедестале».
Спорт может оказывать самое различное влияние на формирование личности. Занятия спортом могут воспитать и целеустремленного коллективиста, и носителя индивидуалистической психологии, который использует спорт как сферу личной выгоды, наживы. Здесь следует понимать следующее:
1 Занятия физической культурой и спортом должны носить общественно полезный характер.
Занимающиеся обязаны осознавать, что результаты их спортивной деятельности имеют определенную общественную ценность, приносят пользу людям, коллективу, стране.
2 Главным результатом спортивной деятельности должен быть педагогический компонент, а не биологический. Спорт должен использоваться не просто для развития силы, а для разумного применения. С помощью физических упражнений должны развиваться интеллектуальные способности, нравственные качества, на основе которых совершенствуются волевые и физические качества.