Файл: Волкова Нина Александровна Энциклопедия для воспитателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».


Волкова Н.А. Ориентировка детей во времени. Дни недели.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет.
Время (в философии) – это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее)”.

Википедия


Формирование элементарных математических представлений.

Задачи.

  • Познакомить детей с названиями дней недели.

  • Показать детям непрерывность дней недели.

  • Упражнять детей в умение последовательно называть дни недели.

  • Упражнять детей в умение правильно определять местоположения дней недели.

  • Формировать умение детей узнавать дни недели по описанию.

  • Закреплять умения последовательно называть дни недели.

  • Закреплять умение детей на конкретных примерах определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.


Содержание.


Вид деятельности

Задачи.

Игровая ситуация «Дни недели».

Познакомить детей с названиями дней недели. Упражнять детей в умение последовательно называть дни недели, определять какой день сегодня. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога.

Дидактическая игра

«Считаем

дни недели».

Упражнять детей в умение определять какой день сегодня, последовательно называть дни недели. Закреплять порядковый счёт в пределах 7. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание, память детей.

Ситуация общения «Сочинялка: Неделя».

Упражнять детей в умение последовательно называть дни недели. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание, память детей.

Ситуация общения «Вчера – сегодня – завтра».

Закреплять умение детей определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Развивать мышление детей.

Игровая ситуация «Кто за кем идёт».

Упражнять детей в умение правильно определять местоположения дней недели. Закреплять умение определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Развивать внимание, память детей.

Словесная игра «Загадки о

днях недели».

Формировать умение детей узнавать дни недели по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Ситуация общения

«Дни недели мухи».

Упражнять детей в умение последовательно называть дни недели. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание, память детей.

Словесная игра «Круговорот дней недели».

Упражнять детей в умение определять какой день сегодня, последовательно называть дни недели. Показать детям непрерывность дней недели. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание, память детей.

Речевая ситуация «Быстро отвечай».

Формировать умение детей узнавать дни недели по описанию. Развивать мышление, сообразительность детей.

Ситуация общения

«Семь дней недели».

Упражнять детей в умении последовательно называть дни недели. Закреплять умение детей определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.

Игровая ситуация «Дни недели

на зарядке».

Закреплять умение детей последовательно называть дни недели. Совершенствовать умение детей определять своё местонахождение среди окружающих людей. Развивать внимание детей.

Диагностическое задание.

«Дни недели».

Выявить знания детей о днях недели, умение определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.




Декабрь
Игровая ситуация «Дни недели».
Задачи. Познакомить детей с названиями дней недели. Упражнять детей в умение последовательно называть дни недели, определять какой день сегодня. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога.

Игровой материал. Презентация «Дни недели», слайды 1–11. Или домик–теремок, фигурки, обозначающие дни недели.

Игра.

— Есть дни, когда детский сад работает. А есть дни, когда детский сад закрыт, отдыхает. Дети, как взрослые определяют, в какой день детский сад открыт, а в какой день закрыт? (предположения детей).

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам сказку, да не простую, а разумную. Называется сказка «Дни недели». Слушайте, дети, внимательно, да запоминайте, как зовут героев этой сказки.

Презентация «Дни недели»

— Стоит в поле теремок, он ни низок, не высок. Дни недели в тереме живут, по одному они к нам придут.

Первый братец Понедельник, глава дома, не бездельник. Он неделю открывает, всех трудиться заставляет.

Второй братец Вторник, работяга, не затворник. Он за всё берётся смело, и работа закипела.

Третья Среда. Ах! Как она мила! Любит трудится, на все руки мастерица.

Четвёртый братец Четверг. Лень и праздность он отверг. Он без дела не сидит, на лентяев он сердит.

Пятница дела завершает, дорогих гостей ожидает. Пятая красавица сестра гостеприимна и умна.

Шестая Суббота Отдыхала от работы. Песни пела, танцевала, в игры разные играла.

Седьмое Воскресенье, очень любит угощение. Друзей в гости ожидал, с утра столы накрывал.
— Дети, сколько всего дней недели? (ответы детей).

— Знать, друзья, нам нужно всем – дней в неделе ровно семь. Дни недели повторяем, по порядку называем.

Педагог поочерёдно указкой показывает на фигурку дня недели. Дети хором называют день недели.

— Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Дети, как взрослые определяют, в какой день детский сад открыт, а в какой день закрыт? (предположения детей).

— Взрослым помогают дни недели. В понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу детский сад открыт, работает. В субботу и воскресенье детский сад закрыт, отдыхает. Дети, кто знает, какой

сегодня день недели? (ответы детей).

Педагог называет день недели и показывает соответствующую фигурку.

— Удивительно! Дети, дни недели нам помогают, работа или отдых напоминают.
















Январь
Дидактическая игра «Считаем дни недели».
Задачи. Упражнять детей в умение определять какой день сегодня, последовательно называть дни недели. Закреплять порядковый счёт в пределах 7. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание, память детей.

Игровой материал. Презентация «Дни недели», слайды 10 – 14. Или фигурки, обозначающие дни недели.

Игра.

В понедельник я читала,

А во вторник рисовала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Белку в пятницу кормила,

А в субботу пол помыла

В воскресенья до полдня

Были гости у меня.

Павел Башмаков

(Оригинал «Стихи для малышей» 1956 год)

— Дети, какой сегодня день недели? (ответы детей).

Сегодня у нас … (Педагог называет день недели). Дети, сколько всего дней недели? (ответы детей).

— Знать, друзья, нам нужно всем – дней в неделе ровно семь. Дни недели повторяем, по порядку называем.

Педагог поочерёдно указкой показывает на фигурку дня недели. Дети хором называют день недели.

— Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Дети, на котором месте в ряду стоит понедельник? (ответы детей).

Понедельник стоит на первом месте, он первый день недели. Дети, какой по счёту вторник? (ответы детей).


Вторниквторой день недели. Дети, на котором месте среда? (ответы детей).

Третья среда, посередине недели она. Дети, на котором месте в ряду стоит четверг? (ответы детей).

Четвергчетвёртый день недели. Дети, какая по счёту пятница? (ответы детей).

Пятый день недели – пятница. Дети, на котором месте суббота? (ответы детей).

Шестой день недели суббота. Дети, на котором месте в ряду стоит воскресенье? (ответы детей).

Седьмой день недели – воскресенье. Дети, дни недели в «Прятки» играют, кого нет угадать предлагают.

Педагог поочерёдно убирает фигурки дней недели из ряда. Дети называют, кого нет?

Игра повторяется 3 – 4 раза в быстром темпе.

— Великолепно! Дети, дни недели нам помогают, работа или отдых напоминают.

Ситуация общения «Сочинялка: Неделя»
Задачи. Упражнять детей в умение последовательно называть дни недели. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание, память детей.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение детского поэта Павла Кузьмича Башмакова.

В понедельник я читала,

А во вторник рисовала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Белку в пятницу кормила,

А в субботу пол помыла

В воскресенья до полдня

Были гости у меня.

(Оригинал «Стихи для малышей» 1956 год)
— Дети, как бы вы одним словом назвали это стихотворение? (ответы детей).

— Автор назвал это стихотворение «Неделя». Неделя – это отрезок времени, в котором семь дней. Стихотворение «Неделя» так всем понравилось, что многие переделывали это стихотворение на свой лад. Попробуем и мы сочинить стихотворение-подражалку. Я начинаю стихотворение, а вы заканчиваете. Используем слова, например, рисовали, считали, пели, танцевали, играли, читали, отдыхали.

Педагог называет дни недели, дети подбирают глагол из тех, что предложил педагог или свой глагол, но с окончанием на –али.

В понедельник ….

А во вторник ….

В среду ….

А в четверг ….

В пятницу ….

В субботу ….

Воскресенье ….

— Прелестно! Молодцы, дети! Стихотворение сочиняли, слова подобрали.
— Дети, теперь вы называете день недели, а я сочиняю стихотворение-подрожалку.


Дети называют по порядку дни недели, а педагог читает окончание предложения.

В понедельник …. рисовали.

А во вторник … мы считали.

В среду …пели, танцевали.

А в четверг … стихи читали.

В пятницу … в саду играли.

В субботу … отдыхали.

Воскресенье … – ура!

Дома вся моя семья!

— Дети, вам понравилось сочинять подражалки? (ответы детей).
— Замечательно! Дети, дни недели не забывайте, правильно определяйте.


Февраль
Ситуация общения «Вчера – сегодня – завтра».
Задачи. Закреплять умение детей определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Развивать мышление детей.

Разговор.

— Дети, как вы думаете, что такое сегодня? (предположения детей).

Сегодня это отрезок времени с утра до ночи. Дети, какой сегодня день недели? (ответы детей).

— Дети, как вы думаете, что такое вчера?(предположения детей).

Вчераэто то, что былодо того, как мы легли ночью спать. Дети, какой день недели был вчера? (ответы детей).

— Дети, сегодня(педагог называет день недели), а вчера был … (педагог называет день недели). Дети, как вы думаете, когда меняются дни недели? (предположения детей).

— Ночью от нас ушёл … (педагог называет день недели, который был вчера), а к нам пришёл … (педагог называет день недели, который сегодня). Этот день недели с нами будет утром, днём и вечером, а ночью уйдёт. Дети, как вы думаете, что такое завтра? (предположения детей).

Завтра – это новый день, который наступит после ночи. Дети, какой день недели будет завтра? (ответы детей).
— Удивительно, дети! Вчера уже было, сегодня есть, а завтра будет.
Игровая ситуация «Кто за кем идёт».
Задачи. Упражнять детей в умение правильно определять местоположения дней недели. Закреплять умение определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Развивать внимание, память детей.

Игровой материал. Презентация «Дни недели», слайды 19 – 24. Или фигурки, обозначающие дни недели.

Игра.

Дни недели друг за другом шагают, друг друга не обгоняют. Дети, кто идёт впереди вторника? (ответы детей).