Файл: Волкова Нина Александровна Энциклопедия для воспитателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Перед вторником понедельник. Дети, кто придёт после вторника? (ответы детей).

— После вторника наступит среда. Дети, кого мы встретим между средой и пятницей? (ответы детей).

— Между средой и пятницей – четверг. Дети, кто идёт впереди воскресенья? (ответы детей).

— Перед воскресеньем суббота. Дети, кто идёт после воскресенья? (ответы детей).

— После воскресенья придёт понедельник и начнётся новая неделя. Дни недели друг за другом шагают, друг друга не обгоняют. Семь дней недели вспоминаем, дружно называем. (Ответы детей).

— Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье – это дни недели. Дети какой сегодня день недели? (ответы детей).

— Дети, какой день недели был вчера? (ответы детей).

— Дети, какой день недели будет завтра? (ответы детей).
— Замечательно! Молодцы, дети! Дни недели вспоминали, правильно назвали.
Март
Словесная игра «Загадки о днях недели»
Задачи. Формировать умение детей узнавать дни недели по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игровой материал. Презентация «Дни недели», слайды 16 – 18.

Игра.

— Дети, дни недели вспоминаем, загадки отгадаем. Правила игры запоминайте, никогда не нарушайте.

Игровые правила:

  • внимательно слушаем загадку;

  • пока загадку читают, молчим;

  • хором отвечаем, день недели называем.


Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.


1.Он неделю открывает,

Всех трудиться заставляет.

Глава дома, не бездельник,

Старший братец … понедельник


2. Он за всё берётся смело,

И работа закипела.

Работяга, не затворник,

Второй братец … вторник


3. Он без дела не сидит,

На лентяев он сердит.

Лень и праздность он отверг.

Брат по имени … четверг


4. Это самый младший брат,

К нам зайти он будет рад.

Очень любит угощение.

В гости ходит … воскресенье


5. На все руки мастерица,

Любит она трудится.

Третья сестра мила,

А зовут её … среда


6. Пятая сестра дела завершает,

Дорогих гостей ожидает.

Приглашает в гости красавица

Гостеприимная … пятница


7. Песни пела, танцевала,

В игры разные играла.

Отдыхала от работы.

Предпоследняя … суббота







— Дети, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье – это… дни недели.
— Потрясающе! Молодцы, дети! Загадки отгадали, дни недели узнали.

Ситуация общения «Дни недели мухи»
Задачи. Упражнять детей в умение последовательно называть дни недели. Закреплять умение детей определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание, память детей.

Разговор.

— Польский поэт Ян Бжехва рассказал в стихах интересную историю про муху–чистюху. Муха хотела стать чистой и постоянно купалась. Каждый день муха–чистюха принимала новую ванну. Дети, я прочитаю вам стихотворение «Муха–чистюха», а вы мне помогите. Когда я остановлю чтение и посмотрю на вас, вы назовёте день недели. Дни надели мы называем по порядку, начиная с воскресенья.

Педагог читает стихотворение, делая паузы. Дети называют день недели. Если ответ неправильный, педагог молчит и ждёт правильного ответа. При правильном ответе педагог повторяет день недели и читает дальше.
Жила-была Муха-чистюха.

Всё время купалась Муха.

Купалась она в … воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В … понедельник – в вишнёвой наливке.

Во … вторник – в томатной подливке.

В … среду – в лимонном желе.

В … четверг – в киселе и смоле.

В … пятницу – в простокваше,

В компоте и в манной каше...

В … субботу,помывшись в чернилах,

Сказала: – Я больше не в силах!

Ужжасно–жужжасно устала,

Но кажется чище не стала!
— Дети, как вы думаете, почему муха не стала чище? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, что сделает муху чище? (ответы детей).

— Только вода грязь очищает, здоровья добавляет. Дети, с какого дня недели муха принимала ванны? (ответы детей).

— С воскресенья. Дети, назовите семь дне недели по порядку, начиная с воскресенья. Дети выполняют задание.

— Дети какой сегодня день недели? (ответы детей).

— Дети, какой день недели был вчера? (ответы детей).

— Дети, какой день недели будет завтра? (ответы детей).
— Потрясающе! Молодцы, дети! Дни недели вспоминали, правильно назвали.

Словесная игра «Круговорот дней недели»
Задачи. Упражнять детей в умение определять какой день

сегодня, последовательно называть дни недели. Показать детям непрерывность дней недели. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание, память детей.

Игровой материал: волшебный цветок или флажок.

Игра.

Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужные слова.

В понедельник я читала,

А во вторник рисовала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Белку в пятницу кормила,

А в субботу пол помыла

В воскресенья до полдня

Были гости у меня.

Павел Башмаков
— Дети, сколько дней в неделе? (ответы детей).

— Семь дней недели. Как вы считаете, после воскресенья наступит новый день или нет? (предположения детей).

— После воскресенья приходит понедельник новой недели. Дети, предлагаю устроить круговорот дней недели. Круговорот – значит непрерывное движение по кругу. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Игровые правила:

  • цветок принимай, неделю продолжай;

  • день недели называй, цветок соседу передай.


— Дети, какой сегодня день недели? (ответы детей).

Педагог начинает круговорот, называя сегодняшний день недели, и передаёт цветок ребёнку, который стоит рядом по кругу. Ребёнок называет следующий день недели и передаёт цветок соседу по кругу. Дойдя до «воскресенья», дети называют «понедельник», и так далее. Если ребёнок назвал день недели неправильно, игра останавливается. Педагог или дети напоминают название нужного дня недели.

Игра заканчивается, когда цветок возвращается к педагогу.
— Чудесно, дети! В круговорот играли, дни недели правильно называли.

Апрель
Речевая ситуация «Быстро отвечай».
Задачи. Формировать умение детей узнавать дни недели по описанию. Развивать мышление, сообразительность детей.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

Родственников ровно семь.

Вам они известны всем.

Поочерёдно прибывают,

Друг за другом шагают.

Никогда не обгоняют,

Ночью работу завершают.
— Дети, что это за родственники? (ответы детей).

— Дети, дни недели вспоминаем, быстро на мои вопросы отвечаем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу.


Другой вариант – дети отвечают хором.
Вопросы к детям.

  • Как называется первый день недели? (понедельник).

  • Какой день между понедельником и средой? (вторник).

  • Какой день недели пятый по счёту? (пятница).

  • Если сегодня пятница, то вчера был? (четверг).

  • Какой день недели второй по счёту? (вторник).

  • Какой день недели наступит после вторника? (среда).

  • Как называется последний день недели? (воскресенье).

  • Если сегодня понедельник, то завтра будет? (вторник).

  • Какой день между пятницей и воскресеньем? (суббота).

  • Какой день перед субботой? (пятница).

  • Какой день недели третий по счёту? (среда).

  • Если сегодня суббота, то вчера была? (пятница).

  • Какой день недели наступит после среды? (четверг).

  • Какой день перед воскресеньем? (суббота).

  • Если сегодня суббота, то завтра будет? (воскресенье).

  • Какой день недели четвёртый по счёту? (четверг).

  • Какой день недели наступит после воскресенья? (понедельник).

  • Сколько всего дней в неделю? (семь).


— Замечательно, дети! На вопросы быстро отвечали, дни недели вспоминали.


Ситуация общения «Семь дней недели».
Задачи. Упражнять детей в умении последовательно называть дни недели. Закреплять умение детей определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.

Разговор.

У мамы Недели

Семь дней–ребятишек.

Весёлых, смышлёных,

Послушных детишек…

Гордится неделя –

Семь дней у неё!

У каждого дня

Есть имя своё.

И каждый любимый

Свой цвет надевает.

И дело себе

По душе, выбирает.
— Дети, сколько дней у мамы Недели? (ответы детей).

Семь дней недели. Семь – удивительное число, счастье и радость приносит оно. Дети, где мы ещё встречаем число семь? (ответы детей).

— Радуга дарит нам семь цветов. Дети, назовите, пожалуйста, цвета радуги. (Ответы детей).

— Красный, оранжевой, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый – семь цветов радуги. Дети, подарим цвета радуги дням недели. Называем цвета радуги и дни недели по порядку.


  • Красный цвет для кого? … (ответы детей).

  • Оранжевый цвет для … (ответы детей).

  • Жёлтый цвет для …

  • Зелёный цвет для …

  • Голубой цвет для …

  • Синий цвет для …

  • Фиолетовый цвет для …


— Дети какой сегодня день недели? (ответы детей).

— Какой цвет радуги мы подарили этому дню? (ответы детей).

— Дети, какой день недели был вчера? (ответы детей).

— Какой цвет радуги мы подарили этому дню? (ответы детей).

— Дети, какой день недели будет завтра? (ответы детей).

— Какой цвет радуги мы подарили этому дню? (ответы детей).
— Чудесно, дети! Чудо вспоминали, цвета радуги и дни недели назвали.
Май
Игровая ситуация «Дни недели на зарядке».

(С подгруппой детей 7 человек).
Задачи. Закреплять умение детей последовательно называть дни недели. Совершенствовать умение детей определять своё местонахождение среди окружающих людей. Развивать внимание детей.

Игровой материал: круглые карточки цветов радуги. Карточки на шнурке, одеваются на шею. Или на резинке-браслете, одеваются на запястье.

Игра.

— Дети, волшебство начинаю, в дни недели вас превращаю. Карточки цветов радуги вам вручаю, свой день недели вам запомнить помогаю.

Педагог вручает детям карточки семи цветов – цветов радуги. Карточки должен видеть сам ребёнок и окружающие дети, поэтому одеваются они на шею (шнурок), или на запястье (резинка-браслет).

— Дети, вы дни недели. Представьтесь, пожалуйста. Дети называют дни недели, соответствующей цвету карточки.

— Дни недели, встаньте, пожалуйста, по порядку, начиная с понедельника.

Дети выполняют задание. Строятся с левой стороны от понедельника.

— Дни недели, рассчитайтесь по порядку.

Дети выполняют задание, называя порядковые числительные: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой.

— Дни недели, слушайте внимательно задания. Среда, встань, пожалуйста, слева от воскресенья. Ребёнок выполняет задание.

Педагог контролирует, чтобы дети стояли не плотно друг к другу, а на некотором расстояние. При необходимости, просит сделать шаг вправо или влево.

Понедельник, встань, пожалуйста, справа от среды. Ребёнок выполняет задание.

Педагог контролирует, чтобы дети не толкали друг друга, а вежливо просили подвинуться.

Суббота,