Файл: Волкова Нина Александровна Энциклопедия для воспитателей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Перед вторником понедельник. Дети, кто придёт после вторника? (ответы детей).
— После вторника наступит среда. Дети, кого мы встретим между средой и пятницей? (ответы детей).
— Между средой и пятницей – четверг. Дети, кто идёт впереди воскресенья? (ответы детей).
— Перед воскресеньем суббота. Дети, кто идёт после воскресенья? (ответы детей).
— После воскресенья придёт понедельник и начнётся новая неделя. Дни недели друг за другом шагают, друг друга не обгоняют. Семь дней недели вспоминаем, дружно называем. (Ответы детей).
— Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье – это дни недели. Дети какой сегодня день недели? (ответы детей).
— Дети, какой день недели был вчера? (ответы детей).
— Дети, какой день недели будет завтра? (ответы детей).
— Замечательно! Молодцы, дети! Дни недели вспоминали, правильно назвали.
Март
Словесная игра «Загадки о днях недели»
Задачи. Формировать умение детей узнавать дни недели по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игровой материал. Презентация «Дни недели», слайды 16 – 18.
Игра.
— Дети, дни недели вспоминаем, загадки отгадаем. Правила игры запоминайте, никогда не нарушайте.
Игровые правила:
-
внимательно слушаем загадку; -
пока загадку читают, молчим; -
хором отвечаем, день недели называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
1.Он неделю открывает, Всех трудиться заставляет. Глава дома, не бездельник, Старший братец … понедельник | 2. Он за всё берётся смело, И работа закипела. Работяга, не затворник, Второй братец … вторник |
3. Он без дела не сидит, На лентяев он сердит. Лень и праздность он отверг. Брат по имени … четверг | 4. Это самый младший брат, К нам зайти он будет рад. Очень любит угощение. В гости ходит … воскресенье |
5. На все руки мастерица, Любит она трудится. Третья сестра мила, А зовут её … среда | 6. Пятая сестра дела завершает, Дорогих гостей ожидает. Приглашает в гости красавица Гостеприимная … пятница |
7. Песни пела, танцевала, В игры разные играла. Отдыхала от работы. Предпоследняя … суббота | |
— Дети, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье – это… дни недели.
— Потрясающе! Молодцы, дети! Загадки отгадали, дни недели узнали.
Ситуация общения «Дни недели мухи»
Задачи. Упражнять детей в умение последовательно называть дни недели. Закреплять умение детей определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание, память детей.
Разговор.
— Польский поэт Ян Бжехва рассказал в стихах интересную историю про муху–чистюху. Муха хотела стать чистой и постоянно купалась. Каждый день муха–чистюха принимала новую ванну. Дети, я прочитаю вам стихотворение «Муха–чистюха», а вы мне помогите. Когда я остановлю чтение и посмотрю на вас, вы назовёте день недели. Дни надели мы называем по порядку, начиная с воскресенья.
Педагог читает стихотворение, делая паузы. Дети называют день недели. Если ответ неправильный, педагог молчит и ждёт правильного ответа. При правильном ответе педагог повторяет день недели и читает дальше.
Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалась Муха.
Купалась она в … воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В … понедельник – в вишнёвой наливке.
Во … вторник – в томатной подливке.
В … среду – в лимонном желе.
В … четверг – в киселе и смоле.
В … пятницу – в простокваше,
В компоте и в манной каше...
В … субботу,помывшись в чернилах,
Сказала: – Я больше не в силах!
Ужжасно–жужжасно устала,
Но кажется чище не стала!
— Дети, как вы думаете, почему муха не стала чище? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, что сделает муху чище? (ответы детей).
— Только вода грязь очищает, здоровья добавляет. Дети, с какого дня недели муха принимала ванны? (ответы детей).
— С воскресенья. Дети, назовите семь дне недели по порядку, начиная с воскресенья. Дети выполняют задание.
— Дети какой сегодня день недели? (ответы детей).
— Дети, какой день недели был вчера? (ответы детей).
— Дети, какой день недели будет завтра? (ответы детей).
— Потрясающе! Молодцы, дети! Дни недели вспоминали, правильно назвали.
Словесная игра «Круговорот дней недели»
Задачи. Упражнять детей в умение определять какой день
сегодня, последовательно называть дни недели. Показать детям непрерывность дней недели. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание, память детей.
Игровой материал: волшебный цветок или флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужные слова.
В понедельник я читала,
А во вторник рисовала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Белку в пятницу кормила,
А в субботу пол помыла
В воскресенья до полдня
Были гости у меня.
Павел Башмаков
— Дети, сколько дней в неделе? (ответы детей).
— Семь дней недели. Как вы считаете, после воскресенья наступит новый день или нет? (предположения детей).
— После воскресенья приходит понедельник новой недели. Дети, предлагаю устроить круговорот дней недели. Круговорот – значит непрерывное движение по кругу. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила:
-
цветок принимай, неделю продолжай; -
день недели называй, цветок соседу передай.
— Дети, какой сегодня день недели? (ответы детей).
Педагог начинает круговорот, называя сегодняшний день недели, и передаёт цветок ребёнку, который стоит рядом по кругу. Ребёнок называет следующий день недели и передаёт цветок соседу по кругу. Дойдя до «воскресенья», дети называют «понедельник», и так далее. Если ребёнок назвал день недели неправильно, игра останавливается. Педагог или дети напоминают название нужного дня недели.
Игра заканчивается, когда цветок возвращается к педагогу.
— Чудесно, дети! В круговорот играли, дни недели правильно называли.
Апрель
Речевая ситуация «Быстро отвечай».
Задачи. Формировать умение детей узнавать дни недели по описанию. Развивать мышление, сообразительность детей.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
Родственников ровно семь.
Вам они известны всем.
Поочерёдно прибывают,
Друг за другом шагают.
Никогда не обгоняют,
Ночью работу завершают.
— Дети, что это за родственники? (ответы детей).
— Дети, дни недели вспоминаем, быстро на мои вопросы отвечаем.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу.
Другой вариант – дети отвечают хором.
Вопросы к детям.
-
Как называется первый день недели? (понедельник). -
Какой день между понедельником и средой? (вторник). -
Какой день недели пятый по счёту? (пятница). -
Если сегодня пятница, то вчера был? (четверг). -
Какой день недели второй по счёту? (вторник). -
Какой день недели наступит после вторника? (среда). -
Как называется последний день недели? (воскресенье). -
Если сегодня понедельник, то завтра будет? (вторник). -
Какой день между пятницей и воскресеньем? (суббота). -
Какой день перед субботой? (пятница). -
Какой день недели третий по счёту? (среда). -
Если сегодня суббота, то вчера была? (пятница). -
Какой день недели наступит после среды? (четверг). -
Какой день перед воскресеньем? (суббота). -
Если сегодня суббота, то завтра будет? (воскресенье). -
Какой день недели четвёртый по счёту? (четверг). -
Какой день недели наступит после воскресенья? (понедельник). -
Сколько всего дней в неделю? (семь).
— Замечательно, дети! На вопросы быстро отвечали, дни недели вспоминали.
Ситуация общения «Семь дней недели».
Задачи. Упражнять детей в умении последовательно называть дни недели. Закреплять умение детей определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Разговор.
У мамы Недели
Семь дней–ребятишек.
Весёлых, смышлёных,
Послушных детишек…
Гордится неделя –
Семь дней у неё!
У каждого дня
Есть имя своё.
И каждый любимый
Свой цвет надевает.
И дело себе
По душе, выбирает.
— Дети, сколько дней у мамы Недели? (ответы детей).
— Семь дней недели. Семь – удивительное число, счастье и радость приносит оно. Дети, где мы ещё встречаем число семь? (ответы детей).
— Радуга дарит нам семь цветов. Дети, назовите, пожалуйста, цвета радуги. (Ответы детей).
— Красный, оранжевой, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый – семь цветов радуги. Дети, подарим цвета радуги дням недели. Называем цвета радуги и дни недели по порядку.
-
Красный цвет для кого? … (ответы детей). -
Оранжевый цвет для … (ответы детей). -
Жёлтый цвет для … -
Зелёный цвет для … -
Голубой цвет для … -
Синий цвет для … -
Фиолетовый цвет для …
— Дети какой сегодня день недели? (ответы детей).
— Какой цвет радуги мы подарили этому дню? (ответы детей).
— Дети, какой день недели был вчера? (ответы детей).
— Какой цвет радуги мы подарили этому дню? (ответы детей).
— Дети, какой день недели будет завтра? (ответы детей).
— Какой цвет радуги мы подарили этому дню? (ответы детей).
— Чудесно, дети! Чудо вспоминали, цвета радуги и дни недели назвали.
Май
Игровая ситуация «Дни недели на зарядке».
(С подгруппой детей 7 человек).
Задачи. Закреплять умение детей последовательно называть дни недели. Совершенствовать умение детей определять своё местонахождение среди окружающих людей. Развивать внимание детей.
Игровой материал: круглые карточки цветов радуги. Карточки на шнурке, одеваются на шею. Или на резинке-браслете, одеваются на запястье.
Игра.
— Дети, волшебство начинаю, в дни недели вас превращаю. Карточки цветов радуги вам вручаю, свой день недели вам запомнить помогаю.
Педагог вручает детям карточки семи цветов – цветов радуги. Карточки должен видеть сам ребёнок и окружающие дети, поэтому одеваются они на шею (шнурок), или на запястье (резинка-браслет).
— Дети, вы дни недели. Представьтесь, пожалуйста. Дети называют дни недели, соответствующей цвету карточки.
— Дни недели, встаньте, пожалуйста, по порядку, начиная с понедельника.
Дети выполняют задание. Строятся с левой стороны от понедельника.
— Дни недели, рассчитайтесь по порядку.
Дети выполняют задание, называя порядковые числительные: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой.
— Дни недели, слушайте внимательно задания. Среда, встань, пожалуйста, слева от воскресенья. Ребёнок выполняет задание.
Педагог контролирует, чтобы дети стояли не плотно друг к другу, а на некотором расстояние. При необходимости, просит сделать шаг вправо или влево.
— Понедельник, встань, пожалуйста, справа от среды. Ребёнок выполняет задание.
Педагог контролирует, чтобы дети не толкали друг друга, а вежливо просили подвинуться.
— Суббота,