Файл: Основные параметры статической структуры личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь, пожалуй, уместно сравнение из области медицины. Патологоанатом, исследуя труп, имеет дело преимуществен­но со статической структурой животного или человеческого организма. Физиолог же, изучающий не труп, а живой, посто­янно меняющийся, функционирующий организм, имеет дело не со статической, а с динамической структурой.

Здесь же можно видеть и различия в возможностях и пре­делах как интеграции, так и дифференциации целого. У пато­логоанатома неограниченные возможности анализа, расчле­нения, дифференциации объекта его исследования и крайне ограниченные возможности интеграции. Последние носят про-жективный характер. У физиолога же, наоборот, неограничен­ные возможности для изучения процессов интеграции и взаи­модействия, но зато в гораздо большей степени затруднены и ограничены возможности анализа и расчленения соматичес­ких и конституционных компонентов организма.

В этом вообще сказываются различия, связанные с особен­ностями (пределами и возможностями) манипулирования с двумя различными типами моделей тех или иных объектов — с моделью статической и динамической структуры.

Вместе с тем, как было установлено выше, как в случае исследования статической, так и в случае изучения динами­ческой структур личности возможны два различных инстру­ментальных подхода — аналитический и интегральный.

Это дает основание для построения следующей схемы, ха­рактеризующей соотношение между собой двух различных моделей структуры личности (статической и динамической), с одной стороны, и двух различных подходов к изучению на­званных структур (аналитического и интегрального) — с дру­гой (см. рис. 6).

Основные параметры статической структуры личности. Прежде чем охарактеризовать основные параметры статичес­кой структуры личности, необходимо вспомнить о том, что обя­зательным условием логически строгого, обоснованного выч­ленения данных параметров является наличие единого основа­ния, по которому осуществляется названная выше операция.

В качестве такого основания в рассматриваемом случае было взято различие всех компонентов психики человека по








Интегральный подход






















г
















Модель статической структуры личности




Модель динамической структуры личности

i

























Аналитический подход




















Рис. 6. Взаимосвязь различных подходов к изучению личности с ее структурными моделями

степени их представленности в структуре личности, которая, как мы уже говорили, выражена в следующих категориях, фиксирующих степень распространенности того или иного свойства психики:

1) всеобщие, то есть единые для всех людей;

2) социально-специфические, то есть присущие только тем или иным группам людей или общностям;

3) индивидуально-неповторимые, то есть характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (см. рис. 7).

Индивидуально-неповторимые особенности

Социально-специфические особенности

Общечеловеческие психические свойства

Рис. 7. Модель статической структуры личности

Общечеловеческие психические свойства индивида. Обще­человеческие психические свойства индивида являются исто­рически первыми и, следовательно, фундаментальными обра­зованиями социальной психологии личности.

парыгин t>. ц. иициальпал

Общечеловеческим в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических про­цессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и со­стояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизио­логическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности; во-вторых, факт био­социальной детерминированности психического мира челове­ка, проявление которого такие устойчивые черты и свой­ства личности, как ее темперамент и характер); в-треть­их, факт социальности психики человека в отличие от пси­хики животных.

Это обстоятельство находит свое выражение уже в самом элементарном акте психической деятельности людей, в ощу­щениях, поскольку в них сказывается специфически челове­ческий социальный опыт. Орел, как известно, видит дальше человека, но зато человек видит гораздо больше орла, подме­чая такие стороны и свойства явлений природы и общества, которые раскрываются лишь в практической, человеческой деятельности.

Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловечес­ким необходимо различать социально-специфический опыт лич­ности. Здесь имеются в виду все те особенности психики лич­ности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных об­щностей (этнических, классовых, политических, идеологичес­ких, экономических, профессиональных, национальных и т. д.).



За принадлежностью личности к той или иной общности или группе общностей стоит определенная программа пред­писанного извне поведения, которая находит выражение в си­стеме требований, норм, правил и шаблонов деятельности. Их принято различать по выполняемым функциям на роли, нор­мы, ценности и символы.

Общим для названных элементов социально-специфичес­кого опыта личности является то, что все они выполняют оп­ределенные функции, санкционируя, регламентируя, регули­руя и направляя поведение индивида.

Однако за пределами данной общности начинаются осо­бенности каждого из элементов. Это находит свое отражениене только в том, что каждый из приведенных выше элементов опыта претендует на описание его функций в рамках специ­альной теории (теория ролей, теория ценностей и т. д.), но и в том, что за каждым из них стоит специфическая отрасль науч­ного знания (за теорией ролей — социология; за нормативным подходом — этика и правоведение; за ценностным подходом — аксиология; за символикой — семиотика и т. д.).

Социальные роли. Роли являются исходными и определя­ющими элементами социального опыта, поскольку в них наи­более полно программируется тот или иной шаблон социаль­ного поведения.

Роли это предписанные обществом в целом, специфи­ческой социальной организацией или конкретной совокупно­стью групп; права и обязанности личности, которые выте­кают из ее социального положения.

Каждая из ролей, вытекакшщх из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Так, человек, исполняющий роль врача, обязан заботиться о здоровье пациента, своевре­менно ставить диагноз, применять нужные и эффективные меры лечения, быть внимательным, отзывчивым, гуманным и т. д. Вместе с тем врач имеет и целый ряд прав.

Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом произ­водственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий «узел» прав и обязан­ностей личности, которые вытекают из набора ролей и обра­зуют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.

Социальные нормы. Понятие социальной нормы широко практикуется в социологии и социальной психологии и обо­значает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц.


Все нормы можно представить в виде норм-рамок, кото­рые жестко регламентируют поведение и взаимоотношения

6 Зак. 7людей в настоящем, и норм-идеалов, проектирующих наибо­лее оптимальные модели и шаблоны поведения людей на бу­дущее. В свою очередь, нормы-рамки включают в себя нор­мы-запреты, нормы-права и нормы-обязанности.

Степень соотносительной значимости тех или иных соци­альных норм для индивида различна. Это находит свое выра­жение в том субъективно-практическом отношении к ним лич­ности, которое принято называть ценностной ориентацией.

Ценностные ориентации. Любая общественно-экономичес­кая формация характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности санкционируемые и культивируемые официально, то есть с по­мощью разветвленной системы средств, которыми распола­гает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культиви­руются или, наоборот, отвергаются они официально. Во вся­ком случае, не следует отождествлять эти два различных ряда ценностных ориентации. Когда речь идет о системе значений, характеризующих личность как объект социальных отноше­ний, то имеется в виду как раз система официально культиви­руемых ценностей, которая в той или иной мере оказывается усвоенной индивидом.

Символы. Одним из средств распространения, внедрения и закрепления официально санкционируемой системы ценностей является символика. Символы соединяют в себе рациональ­ный смысл и рационально истолкованное значение той или иной социальной ценности с высоким эмоциональным уров­нем и остротой ее восприятия и переживания.

Все названные элементы (роли, нормы, ценности и симво­лы) представляется целесообразным объединить одним обоб­щающим понятием — «значение». Этот термин употребляется в отечественной психологической литературе для обозначения как раз тех специфических форм отражения социальной дей­ствительности человеком, которые носят предельно обобщен­ный, безличный характер.

Усвоение социального опыта. Степень интернализации (ус­воения) индивидом системы социального опыта различна. Она зависит от целого ряда моментов, в том числе и от эффективно-сти функционирования средств, культивирующих те или иные значения. Известно, например, что иерархия ценностей в ори­ентации молодежи при выборе будущей профессии накануне или после окончания средней школы во многом зависит от на­правленности воздействия средств массовой информации.


Есть основания говорить о сложности и определенной пос­ледовательности самого процесса усвоения индивидом систе­мы социальных значений. Весь этот процесс нам представля­ется в виде четырех последовательных стадий.

На первой стадии индивид получает исходную информа­цию о тех или иных социальных значениях (ролях, нормах, ценностях и т. д.). Эту стадию можно обозначить как знание.

Следующая стадия наступает, когда вслед за знанием при­ходит положительное или отрицательное эмоционально-раци­ональное отношение к культивируемому значению, представ­ляющее собой социально-психологический стереотип воспри­ятия (признание — отвержение) или установку восприятия.

Но ступень признания различна: от легкой симпатии, не­значительного интереса до глубокого убеждения в ценности того или иного значения и готовности действовать в соответ­ствии с ним. Поэтому целесообразно выделить следующую ступень в процессе интернализации социальных значений — такую установку, которая означает готовность действовать в соответствии с заданным значением. Разновидностью такой осознаваемой установки является убеждение.

И наконец, завершающей, высшей ступенью в процессе ус­воения индивидом социального опыта нам представляется тот качественный скачок, который сопровождает переход от убеж­дения к побуждению, обозначающему волевое усилие, необ­ходимое для того, чтобы готовность к действию переросла в само действие.

Таким образом, в процессе усвоения социальных значений происходит изменение позиции личности от роли стороннего наб­людателя к заинтересованности, от заинтересованности к го­товности и убежденности, а затем и к деятельности, соответ­ствующей системе интернализованного социального опыта.

Позиция личности. Позиция это отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих изего социального положения и предписываемых окружающей его средой. Совокупность всех этих норм опосредована той ролью, которую, как считают окружающие и сам человек, он должен выполнять в соответствии с его социальным положе­нием и конкретной ситуацией.

Позиция личности обусловлена целым рядом факторов — уровнем самосознания личности, мнением окружающих, сис­темой ценностных ориентацией личности и т. д.