ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здесь, пожалуй, уместно сравнение из области медицины. Патологоанатом, исследуя труп, имеет дело преимущественно со статической структурой животного или человеческого организма. Физиолог же, изучающий не труп, а живой, постоянно меняющийся, функционирующий организм, имеет дело не со статической, а с динамической структурой.
Здесь же можно видеть и различия в возможностях и пределах как интеграции, так и дифференциации целого. У патологоанатома неограниченные возможности анализа, расчленения, дифференциации объекта его исследования и крайне ограниченные возможности интеграции. Последние носят про-жективный характер. У физиолога же, наоборот, неограниченные возможности для изучения процессов интеграции и взаимодействия, но зато в гораздо большей степени затруднены и ограничены возможности анализа и расчленения соматических и конституционных компонентов организма.
В этом вообще сказываются различия, связанные с особенностями (пределами и возможностями) манипулирования с двумя различными типами моделей тех или иных объектов — с моделью статической и динамической структуры.
Вместе с тем, как было установлено выше, как в случае исследования статической, так и в случае изучения динамической структур личности возможны два различных инструментальных подхода — аналитический и интегральный.
Это дает основание для построения следующей схемы, характеризующей соотношение между собой двух различных моделей структуры личности (статической и динамической), с одной стороны, и двух различных подходов к изучению названных структур (аналитического и интегрального) — с другой (см. рис. 6).
Основные параметры статической структуры личности. Прежде чем охарактеризовать основные параметры статической структуры личности, необходимо вспомнить о том, что обязательным условием логически строгого, обоснованного вычленения данных параметров является наличие единого основания, по которому осуществляется названная выше операция.
В качестве такого основания в рассматриваемом случае было взято различие всех компонентов психики человека по
| | Интегральный подход | | | ||
| | | | |||
| г | | | | | |
Модель статической структуры личности | | Модель динамической структуры личности | ||||
i | | | | | | |
| | Аналитический подход | | | ||
| | | |
Рис. 6. Взаимосвязь различных подходов к изучению личности с ее структурными моделями
степени их представленности в структуре личности, которая, как мы уже говорили, выражена в следующих категориях, фиксирующих степень распространенности того или иного свойства психики:
1) всеобщие, то есть единые для всех людей;
2) социально-специфические, то есть присущие только тем или иным группам людей или общностям;
3) индивидуально-неповторимые, то есть характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (см. рис. 7).
Индивидуально-неповторимые особенности
Социально-специфические особенности
Общечеловеческие психические свойства
Рис. 7. Модель статической структуры личности
Общечеловеческие психические свойства индивида. Общечеловеческие психические свойства индивида являются исторически первыми и, следовательно, фундаментальными образованиями социальной психологии личности.
парыгин t>. ц. иициальпал
Общечеловеческим в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности; во-вторых, факт биосоциальной детерминированности психического мира человека, проявление которого — такие устойчивые черты и свойства личности, как ее темперамент и характер); в-третьих, факт социальности психики человека в отличие от психики животных.
Это обстоятельство находит свое выражение уже в самом элементарном акте психической деятельности людей, в ощущениях, поскольку в них сказывается специфически человеческий социальный опыт. Орел, как известно, видит дальше человека, но зато человек видит гораздо больше орла, подмечая такие стороны и свойства явлений природы и общества, которые раскрываются лишь в практической, человеческой деятельности.
Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловеческим необходимо различать социально-специфический опыт личности. Здесь имеются в виду все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнических, классовых, политических, идеологических, экономических, профессиональных, национальных и т. д.).
За принадлежностью личности к той или иной общности или группе общностей стоит определенная программа предписанного извне поведения, которая находит выражение в системе требований, норм, правил и шаблонов деятельности. Их принято различать по выполняемым функциям на роли, нормы, ценности и символы.
Общим для названных элементов социально-специфического опыта личности является то, что все они выполняют определенные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида.
Однако за пределами данной общности начинаются особенности каждого из элементов. Это находит свое отражениене только в том, что каждый из приведенных выше элементов опыта претендует на описание его функций в рамках специальной теории (теория ролей, теория ценностей и т. д.), но и в том, что за каждым из них стоит специфическая отрасль научного знания (за теорией ролей — социология; за нормативным подходом — этика и правоведение; за ценностным подходом — аксиология; за символикой — семиотика и т. д.).
Социальные роли. Роли являются исходными и определяющими элементами социального опыта, поскольку в них наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения.
Роли — это предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией или конкретной совокупностью групп; права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения.
Каждая из ролей, вытекакшщх из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Так, человек, исполняющий роль врача, обязан заботиться о здоровье пациента, своевременно ставить диагноз, применять нужные и эффективные меры лечения, быть внимательным, отзывчивым, гуманным и т. д. Вместе с тем врач имеет и целый ряд прав.
Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом производственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий «узел» прав и обязанностей личности, которые вытекают из набора ролей и образуют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.
Социальные нормы. Понятие социальной нормы широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц.
Все нормы можно представить в виде норм-рамок, которые жестко регламентируют поведение и взаимоотношения
6 Зак. 7людей в настоящем, и норм-идеалов, проектирующих наиболее оптимальные модели и шаблоны поведения людей на будущее. В свою очередь, нормы-рамки включают в себя нормы-запреты, нормы-права и нормы-обязанности.
Степень соотносительной значимости тех или иных социальных норм для индивида различна. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к ним личности, которое принято называть ценностной ориентацией.
Ценностные ориентации. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности санкционируемые и культивируемые официально, то есть с помощью разветвленной системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально. Во всяком случае, не следует отождествлять эти два различных ряда ценностных ориентации. Когда речь идет о системе значений, характеризующих личность как объект социальных отношений, то имеется в виду как раз система официально культивируемых ценностей, которая в той или иной мере оказывается усвоенной индивидом.
Символы. Одним из средств распространения, внедрения и закрепления официально санкционируемой системы ценностей является символика. Символы соединяют в себе рациональный смысл и рационально истолкованное значение той или иной социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания.
Все названные элементы (роли, нормы, ценности и символы) представляется целесообразным объединить одним обобщающим понятием — «значение». Этот термин употребляется в отечественной психологической литературе для обозначения как раз тех специфических форм отражения социальной действительности человеком, которые носят предельно обобщенный, безличный характер.
Усвоение социального опыта. Степень интернализации (усвоения) индивидом системы социального опыта различна. Она зависит от целого ряда моментов, в том числе и от эффективно-сти функционирования средств, культивирующих те или иные значения. Известно, например, что иерархия ценностей в ориентации молодежи при выборе будущей профессии накануне или после окончания средней школы во многом зависит от направленности воздействия средств массовой информации.
Есть основания говорить о сложности и определенной последовательности самого процесса усвоения индивидом системы социальных значений. Весь этот процесс нам представляется в виде четырех последовательных стадий.
На первой стадии индивид получает исходную информацию о тех или иных социальных значениях (ролях, нормах, ценностях и т. д.). Эту стадию можно обозначить как знание.
Следующая стадия наступает, когда вслед за знанием приходит положительное или отрицательное эмоционально-рациональное отношение к культивируемому значению, представляющее собой социально-психологический стереотип восприятия (признание — отвержение) или установку восприятия.
Но ступень признания различна: от легкой симпатии, незначительного интереса до глубокого убеждения в ценности того или иного значения и готовности действовать в соответствии с ним. Поэтому целесообразно выделить следующую ступень в процессе интернализации социальных значений — такую установку, которая означает готовность действовать в соответствии с заданным значением. Разновидностью такой осознаваемой установки является убеждение.
И наконец, завершающей, высшей ступенью в процессе усвоения индивидом социального опыта нам представляется тот качественный скачок, который сопровождает переход от убеждения к побуждению, обозначающему волевое усилие, необходимое для того, чтобы готовность к действию переросла в само действие.
Таким образом, в процессе усвоения социальных значений происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к деятельности, соответствующей системе интернализованного социального опыта.
Позиция личности. Позиция — это отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих изего социального положения и предписываемых окружающей его средой. Совокупность всех этих норм опосредована той ролью, которую, как считают окружающие и сам человек, он должен выполнять в соответствии с его социальным положением и конкретной ситуацией.
Позиция личности обусловлена целым рядом факторов — уровнем самосознания личности, мнением окружающих, системой ценностных ориентацией личности и т. д.