ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С позиции личности, по существу, и начинается тот структурный пласт психики, который характеризует личность уже не в качестве объекта, а в качестве субъекта социальных отношений. Именно это качество — активность и четкость позиции.— наиболее полно выражает социально-психологическую сущность личности вообще (С. Л. Рубинштейн).
Но позиция личности есть не одномерное, а многомерное образование. Позицию личности в обществе, по словам Б. Ф. Ломова (ее индивидуальное бытие), было бы неверно изображать как некую точку в сложной сети связей между людьми. Скорее ее можно представить как «многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений».
Самосознание личности. Наиболее важным структурным образованием психологии личности, оказывающим значительное воздействие на ее отношение к системе предписанных социальных норм и правил поведения, является самосознание личности. Проблема самосознания привлекала внимание многих ученых еще в 1960-е и 70-е годы (Е. В. Шорохова, К. К. Платонов, В. П. Тугаринов, И. С. Кон, А. В. Петровский, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова.) Она остается актуальной и в 80-е годы.
Существо самосознания состоит в способности и умении человека отделять себя от жесткой и довольно стереотипной как социальной, так и биологической программы поведения, которая характеризует его лишь как объект биосоциальных отношений.
Отношение к своему «Я», осознание своей индивидуалi> ности нередко ставится в один ряд с понятием самосознания личности. Между тем понятие самосознания личности далеконе покрывается ее осознанием своей индивидуальности, а предполагает осознание широкого круга своих отношений с социальным миром.
В связи с этим правомерно говорить о социально-специфическом самосознании личности. Последнее проявляется прежде всего в том, как человек осознает свое специфическое социальное положение. Здесь подразумевается умение отделить себя от санкционированных извне норм и правил поведения. Но не для того, чтобы пытаться подняться над ними вообще, а лишь для того, чтобы отдать предпочтение одной из систем социальных ориентации.
Если попытаться охарактеризовать основные аспекты социально-специфического самосознания, то они, на наш взгляд, могут быть сведены к следующим: во-первых, к осознанию индивидом своего социального положения, предполагающего соотнесение этого положения с социальным положением других людей, отличных от данного индивида по их статусу; во-вторых, к осознанию индивидом санкционированных извне, предписанных обществом и его различными группами норм, требований, функций и ролей.
В свою очередь каждый из двух названных выше моментов предполагает более детальное расчленение на его составляющие. Так, осознание индивидом своего социального положения предполагает одновременно как национальное, так и классовое; как этническое, в том числе и земляческое, так и профессиональное самосознание.
Другими словами, здесь имеется в виду способность человека к осознанию всего того узла связей и отношений, которые характеризуют его как представителя и функционера самых различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный и рабочий коллектив и т. д.) и кончая такими большими социальными группами, как класс, нация и народ.
Точно так же многогранен и тот аспект самосознания личности, который связан с ее способностью подняться над своим положением лишь в качестве объекта и продукта биосоциальных отношений. Здесь подразумевается осознание человеком не только своих чисто социальных, но и биосоциальных по-
требностей и влечений, в том числе и тех, которые связаны с его отношением к природной среде1, но также имеется в виду и способность личности к осознанию своей индивидуальности, то есть всего того, что характеризует неповторимость данного человека: его биосоциальных данных, жизненного опыта и жизненного пути.
Важным элементом в структуре самосознания личности является самооценка человека, то есть его оценка своих возможностей и способностей, соотнесенная определенным образом с его реальным положением и совокупностью выполняемых им обязанностей, функций и ролей.
Таким образом, по своей структуре самосознание личности представлено: 1) родовым самосознанием, или фактом осознания человеком своей принадлежности к человеческому роду; 2) социально-специфическим самосознанием, или фактом осознания человеком своей принадлежности к определенной совокупности социальных групп, представителем которых он является (этому соответствует национальное, политическое, профессиональное, правовое самосознание); 3) индивидуальным самосознанием, или фактом осознания индивидом его индивидуально-неповторимых особенностей, черт характера и специфических жизненных интересов.
Модели динамической структуры личности. Важной особенностью динамической структуры личности в отличие от статической является ее приуроченность к какому-то конкретному отрезку времени, в течение которого можно говорить о состоянии психики или деятельности человека.
В соответствии с этим нужно различать два основных аспекта динамической структуры личности: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий.
Как интроспективный, так и поведенческий аспекты динамической структуры личности, в свою очередь, могут носить характер вербальной или невербальной модели. Иными сло-
Особое место здесь занимает и требует разностороннего исследованиявами, как внутреннее психическое состояние, так и внешне очевидное поведение человека может в различной степени осознаваться, предваряться и сопровождаться осознанной мотивацией побуждений и поступков.
Таким образом, можно говорить о четырех основных модификациях динамической структуры личности: 1) структура вербального поведения; 2) структура невербального поведения; 3) структура внутреннего вербального состояния; 4) структура невербального психического состояния (см. рис, 8).
Динамическая структура личности
Структура психического состояния
Структура поведения
Внутреннее вербальное состояние
Невербальное
психическое
состояние
Структура
вербального
поведения
Структура
невербального
поведения
Рис. 8. Основные модификащш динамической структуры личности
Эквиваленты динамической структуры личности. За каждой из моделей динамической структуры личности стоят определенные эквиваленты, которые можно выразить посредством системы научных терминов и категорий. Под эквивалентами динамической структуры личности мы понимаем, во-первых, определенную феноменологическую характеристику тех или иных аспектов структуры личности и, во-вторых, соответствующую этому единицу измерения исследуемого аспекта структуры.
Применительно к внешнему поведению человека, различаемому на вербальное и невербальное, есть основания в качестве эквивалентов рассматривать соответственно вербальный стереотип и шаблон невербального поведения, которые в совокупности образуют стереотипы социального поведения личности.
Последние характеризуют шаблон поведения или такую совокупность его элементов, которые носят относительно устойчивый характер в той или иной ситуации, являясь наиболее приемлемой и привычной для индивида формой и нормой его ситуативной активности.
Если личность в целом можно охарактеризовать как какой-то один определенный тип, то стереотипов поведения у одной и той же личности может быть очень много.
Моделям внутреннего психического состояния личности как моделям ее динамической структуры в качестве эквивалентов соответствуют другие понятия и категории.
К сожалению, на сегодняшний день в научной литературе нет'сложившегося и общепринятого представления об эквивалентах динамической структуры личности.
В качестве такого эквивалента в философской, психоло* гической и социологической литературе за последние годы выдвинуто много различных понятий, в том числе понятия направленности и позиции личности, понятия мотивации и нормы поведения, понятия роли и установки, понятия состояния, ценности и отношения и др.
Все это, безусловно, предполагает установление четкой субординации между философскими, социологическими и психологическими категориями, претендующими на роль известного эквивалента динамической структуры личности.
Это делает правомерным поиск и разработку интегральных понятий, которые могли бы быть эквивалентом динамической структуры личности, включающим в себя как предметно направленное, так и беспредметные психические состояния.
Понятие психического настроя личности. В качестве значимого образования психики может рассматриваться психический настрой или настроение личности.
Под последним подразумевается интегральное структурное образование, которое характеризует тональность и степень предметной направленности психического состояния человека в данный отрезок времени. Эта предложенная нами в 1971 году концепция структуры психического настроя позже, уже в 90-е годы, была принята и другими авторами. Значимость психического настроя личности определяется прежде всего многообразием его функций: 1) в качестве аккумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и перерабатываемой индивидом в единицу времени; 2) в качестве регулятора и тонизатора активности человека; 3) в качестве установки восприятия информации и деятельности; 4) в качестве фактора ценностной ориентации личности.
В свете сказанного очевидно, что психический настрой может рассматриваться в качестве эквивалента той модели динамической структуры личности, которая связана с психическим состоянием человека в каждый конкретный момент его деятельности.
В конечном итоге связь между различными моделями динамической структуры личности и их эквивалентами можно представить в виде следующего рисунка (см. рис. 9).
Модели динамической структуры личности
| | | | | | | | | | | i__ | | | |||||||||||
Психическое состояние | ,— » -#-—■— | Поведение | ||||||||||||||||||||||
| Г У | | | г | ||||||||||||||||||||
Невербальное | | Вербальное | | Невербальное | | Вербальное | | |||||||||||||||||
Эквиваленты динамической структуры личности | ||||||||||||||||||||||||
| 3 | Г J | t | | ||||||||||||||||||||
Неосознанное эмоциональное состояние | | Умонастроение, переживание, мотивация, планы поведения | | Невербальный стереотип поведения | | Вербальный стереотип поведения | ||||||||||||||||||
| | | | | | ||||||||||||||||||||
Психическое соетояние | <---—— | Поведение |