Файл: Основные параметры статической структуры личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С позиции личности, по существу, и начинается тот струк­турный пласт психики, который характеризует личность уже не в качестве объекта, а в качестве субъекта социальных от­ношений. Именно это качество — активность и четкость пози­ции.— наиболее полно выражает социально-психологическую сущность личности вообще (С. Л. Рубинштейн).

Но позиция личности есть не одномерное, а многомерное образование. Позицию личности в обществе, по словам Б. Ф. Ло­мова (ее индивидуальное бытие), было бы неверно изображать как некую точку в сложной сети связей между людьми. Ско­рее ее можно представить как «многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует оп­ределенному виду общественных отношений».

Самосознание личности. Наиболее важным структурным образованием психологии личности, оказывающим значитель­ное воздействие на ее отношение к системе предписанных со­циальных норм и правил поведения, является самосознание личности. Проблема самосознания привлекала внимание многих ученых еще в 1960-е и 70-е годы (Е. В. Шорохова, К. К. Пла­тонов, В. П. Тугаринов, И. С. Кон, А. В. Петровский, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова.) Она остается актуальной и в 80-е годы.

Существо самосознания состоит в способности и умении человека отделять себя от жесткой и довольно стереотипной как социальной, так и биологической программы поведения, которая характеризует его лишь как объект биосоциальных отношений.

Отношение к своему «Я», осознание своей индивидуалi> ности нередко ставится в один ряд с понятием самосознания личности. Между тем понятие самосознания личности далеконе покрывается ее осознанием своей индивидуальности, а пред­полагает осознание широкого круга своих отношений с соци­альным миром.

В связи с этим правомерно говорить о социально-специфи­ческом самосознании личности. Последнее проявляется преж­де всего в том, как человек осознает свое специфическое со­циальное положение. Здесь подразумевается умение отделить себя от санкционированных извне норм и правил поведения. Но не для того, чтобы пытаться подняться над ними вообще, а лишь для того, чтобы отдать предпочтение одной из систем социальных ориентации.

Если попытаться охарактеризовать основные аспекты со­циально-специфического самосознания, то они, на наш взгляд, могут быть сведены к следующим: во-первых, к осознанию индивидом своего социального положения, предполагающе­го соотнесение этого положения с социальным положением других людей, отличных от данного индивида по их статусу; во-вторых, к осознанию индивидом санкционированных из­вне, предписанных обществом и его различными группами норм, требований, функций и ролей.


В свою очередь каждый из двух названных выше момен­тов предполагает более детальное расчленение на его состав­ляющие. Так, осознание индивидом своего социального поло­жения предполагает одновременно как национальное, так и классовое; как этническое, в том числе и земляческое, так и профессиональное самосознание.

Другими словами, здесь имеется в виду способность чело­века к осознанию всего того узла связей и отношений, кото­рые характеризуют его как представителя и функционера са­мых различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный и рабочий коллектив и т. д.) и кончая такими большими социальными группами, как класс, нация и народ.

Точно так же многогранен и тот аспект самосознания лич­ности, который связан с ее способностью подняться над своим положением лишь в качестве объекта и продукта биосоциаль­ных отношений. Здесь подразумевается осознание человеком не только своих чисто социальных, но и биосоциальных по-

требностей и влечений, в том числе и тех, которые связаны с его отношением к природной среде1, но также имеется в виду и способность личности к осознанию своей индивидуальности, то есть всего того, что характеризует неповторимость данно­го человека: его биосоциальных данных, жизненного опыта и жизненного пути.

Важным элементом в структуре самосознания личности яв­ляется самооценка человека, то есть его оценка своих воз­можностей и способностей, соотнесенная определенным обра­зом с его реальным положением и совокупностью выполня­емых им обязанностей, функций и ролей.

Таким образом, по своей структуре самосознание лично­сти представлено: 1) родовым самосознанием, или фактом осоз­нания человеком своей принадлежности к человеческому роду; 2) социально-специфическим самосознанием, или фактом осоз­нания человеком своей принадлежности к определенной сово­купности социальных групп, представителем которых он яв­ляется (этому соответствует национальное, политическое, про­фессиональное, правовое самосознание); 3) индивидуальным самосознанием, или фактом осознания индивидом его инди­видуально-неповторимых особенностей, черт характера и спе­цифических жизненных интересов.

Модели динамической структуры личности. Важной осо­бенностью динамической структуры личности в отличие от ста­тической является ее приуроченность к какому-то конкретно­му отрезку времени, в течение которого можно говорить о состоянии психики или деятельности человека.



В соответствии с этим нужно различать два основных ас­пекта динамической структуры личности: внутренний, интро­спективный, и внешний, поведенческий.

Как интроспективный, так и поведенческий аспекты дина­мической структуры личности, в свою очередь, могут носить характер вербальной или невербальной модели. Иными сло-

Особое место здесь занимает и требует разностороннего исследованиявами, как внутреннее психическое состояние, так и внешне очевидное поведение человека может в различной степени осознаваться, предваряться и сопровождаться осознанной мо­тивацией побуждений и поступков.

Таким образом, можно говорить о четырех основных мо­дификациях динамической структуры личности: 1) структура вербального поведения; 2) структура невербального поведе­ния; 3) структура внутреннего вербального состояния; 4) структура невербального психического состояния (см. рис, 8).

Динамическая структура личности

Структура психического состояния

Структура поведения

Внутреннее вербальное состояние

Невербальное

психическое

состояние

Структура

вербального

поведения

Структура

невербального

поведения

Рис. 8. Основные модификащш динамической структуры личности

Эквиваленты динамической структуры личности. За каж­дой из моделей динамической структуры личности стоят оп­ределенные эквиваленты, которые можно выразить посред­ством системы научных терминов и категорий. Под эквива­лентами динамической структуры личности мы понимаем, во-первых, определенную феноменологическую характеристи­ку тех или иных аспектов структуры личности и, во-вто­рых, соответствующую этому единицу измерения исследу­емого аспекта структуры.

Применительно к внешнему поведению человека, разли­чаемому на вербальное и невербальное, есть основания в ка­честве эквивалентов рассматривать соответственно вербаль­ный стереотип и шаблон невербального поведения, которые в совокупности образуют стереотипы социального поведения личности.

Последние характеризуют шаблон поведения или такую со­вокупность его элементов, которые носят относительно устой­чивый характер в той или иной ситуации, являясь наиболее приемлемой и привычной для индивида формой и нормой его ситуативной активности.

Если личность в целом можно охарактеризовать как ка­кой-то один определенный тип, то стереотипов поведения у одной и той же личности может быть очень много.


Моделям внутреннего психического состояния личности как моделям ее динамической структуры в качестве эквива­лентов соответствуют другие понятия и категории.

К сожалению, на сегодняшний день в научной литературе нет'сложившегося и общепринятого представления об экви­валентах динамической структуры личности.

В качестве такого эквивалента в философской, психоло* гической и социологической литературе за последние годы выдвинуто много различных понятий, в том числе понятия направленности и позиции личности, понятия мотивации и нормы поведения, понятия роли и установки, понятия состоя­ния, ценности и отношения и др.

Все это, безусловно, предполагает установление четкой су­бординации между философскими, социологическими и пси­хологическими категориями, претендующими на роль извест­ного эквивалента динамической структуры личности.

Это делает правомерным поиск и разработку интеграль­ных понятий, которые могли бы быть эквивалентом динами­ческой структуры личности, включающим в себя как пред­метно направленное, так и беспредметные психические со­стояния.

Понятие психического настроя личности. В качестве зна­чимого образования психики может рассматриваться психи­ческий настрой или настроение личности.

Под последним подразумевается интегральное структур­ное образование, которое характеризует тональность и сте­пень предметной направленности психического состояния че­ловека в данный отрезок времени. Эта предложенная нами в 1971 году концепция структуры психического настроя позже, уже в 90-е годы, была принята и другими авторами. Значимость психического настроя личности определяется прежде всего многообразием его функций: 1) в качестве ак­кумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и пе­рерабатываемой индивидом в единицу времени; 2) в качестве регулятора и тонизатора активности человека; 3) в качестве установки восприятия информации и деятельности; 4) в каче­стве фактора ценностной ориентации личности.

В свете сказанного очевидно, что психический настрой может рассматриваться в качестве эквивалента той модели динамичес­кой структуры личности, которая связана с психическим состоя­нием человека в каждый конкретный момент его деятельности.

В конечном итоге связь между различными моделями ди­намической структуры личности и их эквивалентами можно представить в виде следующего рисунка (см. рис. 9).


Модели динамической структуры личности


































i__







Психическое состояние

,— » -#-—■—

Поведение




Г У







г

Невербальное




Вербальное




Невербальное




Вербальное




Эквиваленты динамической структуры личности




3

Г J

t




Неосознанное эмоциональ­ное состояние




Умонастрое­ние, пережи­вание, моти­вация, планы поведения




Невербаль­ный стереотип поведения




Вербальный стереотип поведения













|

Психическое соетояние

<---——

Поведение