ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к дифференцированному зачету.
-
Конституция - основной закон государства.
Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательства государства. Высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы.
-
Конституция российской федерации: основные черты и особенности.
Основные черты:
-
Учредительный характер конституции -
Верховенство Конституции РФ -
Высшая юридическая сила Конституции РФ -
Конституция РФ является юридической основой -
Конституция имеет прямое действие -
Стабильность Конституции
Особенности конституции:
-
Принимается народом (или от его имени) -
Имеет учредительный характер: народ является носителем суверенитета и единственным источником власти -
Обладает высшей юридической властью. Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ -
Имеет всеохватывающий характер: Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества -
Является основой для всех иных источников права: Конституция регулирует сам процесс правотворчества -
Особый порядок охраны: Президент России является гарантом Конституции -
Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок
-
Структура конституции российской федерации.
Структура Конституции РФ
Преамбула
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Глава 3. Федеративное устройство
Глава 4. Президент РФ
Глава 5. Федеральное собрание
Глава 6. Правительство РФ
Глава 7. Судебная власть
Глава 8. Местное самоуправление
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Раздел второй
Заключительные и переходные положения
-
Классификация прав и свобод человека и гражданина. -
Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституция РФ закрепила право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантировала своим гражданам государственную защиту прав и свод в судебном и административном порядке. -
Нормативные правовые акты, регулирующие образовательные отношения.
-
Система образования рф: структура и краткая характеристика ее элементов.
-
Федеральные государственные образовательные стандарты: назначение и характеристика.
Назначение ФГОС:
-
Выравнивание стартовых возможностей при подготовке к школьному обучению -
Обеспечение равнодолевого содержания по всем направлениям развития ребенка -
Решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности -
Необходимость реализации принципа научной образованности и практической применимости
Характеристика:
Включает требования:
-
К результатам освоения ООП -
К структуре ООП -
К условиям реализации ООП
Учитывают:
-
Возрастные и индивидуальные особенности обучающегося -
Потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья( в том числе и детей- инвалидов) -
Значимость ступени общего образования для развития
-
Правовой статус образовательной организации (понятие, компетенция, ответственность, управление).
О правах
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, самостоятельна в формировании своей структуры и свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам.
Она вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям её создания деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
О компетенциях
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная организация фактически обладает имеющимися компетенциями, в т.ч. разработка и принятие локальных нормативных актов, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, разработка и утверждение образовательных программ и программы развития, организация научно-методической работы, организация и проведение научных и методических конференций, семинаров, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения и т.д. Практика показывает, что следует уделить большее внимание таким компетенциям:
- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
- создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
- хранение в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ на бумажных и (или) электронных носителях;
- использование и совершенствование методов электронного обучения;
- обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- установление требований к одежде обучающихся.
Об ответственности
Общеобразовательная организация, как и при действующем законодательстве, несет ответственность:
- за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;
- за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом;
- за качество образования своих выпускников;
- за жизнь и здоровье обучающихся, работников общеобразовательной организации.
За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, их родителей (законных представителей), нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности общеобразовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Об обязанностях/управлении
Согласно закону об образовании общеобразовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством об образовании. А это значит, как и сейчас, качественно и в полном объеме реализовывать образовательные программы, применять формы, средства, методы обучения и воспитания, соответствующие возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания; соблюдать права и свободы всех участников образовательных отношений.
-
Принципы и государственные органы управления системой образования. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 89. Управление системой образования
Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
-
Социально-правовой статус воспитателя: права, обязанности, меры социальной поддержки.
Воспитатель имеет право:
-
Потребовать осмотра ребенка медработником перед утренним приемом. -
Узнать о причинах пропуска ребенком детского сада. -
Предоставить рекомендации о проведении дополнительной работы с ребенком. -
Отказаться от стирки и глажки одежды ребенка. -
Не выходить встречать ребенка лично. -
Принимать самостоятельные решения в пределах компетенции. -
Требовать от руководства нормальных условий труда, сообщать о выявленных недостатках.
К обязанностям воспитателя относятся:
-
отслеживание состояния здоровья воспитанников и контроль за ними; -
проведение занятий по установленному плану; -
коррекционная и развивающая деятельность с воспитанниками; -
организация досугов и праздников и пр.
К мерам социальной поддержки работников педагогической сферы относятся:
-
Защита чести и достоинства. -
Установление сокращенного графика длительности рабочего времени (ст. 333 ТК РФ и п. 5, ст. 55 Закона РФ). Норма работы по количеству часов, за выполнение которой предусмотрена ставка зарплаты учителя равна 18-36 часов еженедельно. За часы работы, превышающие эту норму, должна осуществляться дополнительная выплата в соответствии с заявленной ставкой. Учитель имеет право работать на нескольких работах (совместительство), но продолжительность работы на других работах не должна превышать половину "учительской" месячной нормы по часам. Если же половина рабочей нормы учителя по основному месту работы составляет меньше 16 часов в еженедельно, то и совместительство не должно превышать указанного количества часов. -
Предоставление социальной поддержки в виде ежегодного основного длительного отпуска (ст. 334, 335 ТК РФ). Продолжительность основного отпуска для работников - 28 дней. Педагогам же предоставляется удлиненный отпуск: 42-56 дней. Кроме того, раз в 10 лет по непрерывному стажу, педагог имеет право на отпуск, сроком в 1 год. При этом, место работы сохраняется. Оплату определяют согласно уставу образовательной организации. -
Досрочная пенсия - еще до достижения общего пенсионного возраста. Досрочные пенсии по старости назначаются лицам, чей стаж составляет не менее 25 лет в сфере педагогики. Оплачиваемые отпуска также входят в трудовой стаж при наличии страховых выплат в ПФ РФ. -
Бесплатная жилая площадь с центральным отоплением для тех учителей, которые трудоустроены в сельской местности. -
Предоставление дополнительных льгот специалистам образовательных учреждений, находящихся далеко от городских центров, таким же, как и в данной местности для работников сельскохозяйственной промышленности. Социальная поддержка в виде выплаты единоразового пособия на хозяйственное обустройство работникам, которые прибыли на работу в сельские школы или другие образовательные учреждения. Учтена оплата расходов по коммунальным платежам из бюджетных средств в процентном соотношении, с учетом общей площади фактических объемов потребления в доле, приходящейся на самого педагога. -
Льготы при определении очереди на жилплощадь. Государственная программа предоставления ипотечного кредита для молодых специалистов. Молодым специалистом считается сотрудник возрастом до 35 лет. Ипотечная программа "Жилье для молодых учителей" - одна из мер социальной поддержки работников, была разработана еще в 2011 году, с целью привлечения молодого состава (введена с 2012). -
Ежемесячная енежная компенсация для приобретения литературы (книги, периодика), которая не подлежит налогообложению. -
Распространение на педагогов льгот и преимуществ, которые устанавливаются для сотрудников аналогичных производств, на сотрудников учебных и научных лабораторий, учебных и производственных цехов (мастерских), а также на учебные хозяйства учреждений, предприятия и организации системы образования. -
Социальная поддержка в виде льгот на сотрудников образовательных учреждений, консультационных пунктов при образовательных учреждениях, предназначенных для уголовных наказаний в виде лишения свободы. Наличие порядка установления пенсий по причине особых условий трудовой деятельности, который предназначен для работников таковых учреждений. -
Заработная плата. Ее составляющие:
-
Минимальная ставка; -
Компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; -
Доплаты (например, за сверхурочные работы); -
Надбавки и премии (за качество выполняемой работы);
-
Права, обязанности и правовые механизмы обеспечения социальной поддержки обучающихся образовательных организаций.
Статья 34. Права. 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; 4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
5) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
6) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
7) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
-
Трудовой договор: понятие, форма, содержание, виды.
Трудовой договор: понятие, форма, содержание, виды.
Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, по которому работодатель обеспечивает работника работой и платит за нее зарплату.
Трудовой договор заключается в письменной форме. Его составляют в двух экземплярах, каждый из которых подписывают стороны. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. На экземпляре, который остается у работодателя, работник должен оставить отметку и подпись, что он получил свой экземпляр