Файл: Закон государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
трудового договора.

Содержание трудового договора установлено в cтатье 57 ТК РФ:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся ИП - индивидуальными предпринимателями);

  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

  • место и дата заключения трудового договора.

Виды трудового договора

  1. На неопределенный срок (бессрочный)

  2. На определенный срок (не более 5 лет)

  3. На время выполнения определенной работы




  1. Порядок и особенности заключения трудового договора с педагогическим работником.




Особенности . 1.Наименования должности в соответствии с Разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования«. 2.Закрепить трудовые обязанности педагогического работника, через указание соответствие должностной инструкции. 3.Указание учебной нагрузки педагогического работника, которая не должна превышать предела, установленного соответствующим типовым положением об образовательном учреждении (ст. 333 ТК РФ) 4.Указание условия о сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ, ст. 55 Закона об образовании) 5.Режим рабочего времени (Правила внутреннего трудового распорядка) 6.Указание конкретной продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (ст. 334 ТК РФ) 7.Право на предоставления длительного отпуска сроком до 1 года 8.Включения условия о повышении квалификации (п. 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении) 9.Включения условия о прохождении аттестации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений«) 10.Условия, конкретизирующие оплату его труда. (должностной оклад, доплаты. Компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты)

  1. П рекращение трудового договора с педагогическим работником.

  2. Оплата труда педагогических работников: особенности и нормативно-правовая база.


- Основной (оплата за отработанное время, количество и качество выполненных работ);

- Дополнительной (выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым кодексом: отпуска, перерывы, льготные часы, выходное пособие при увольнении, государственные и общественные обязанности);

- Премии (выплачивается из прибыли предприятия за основные результаты работы);

- Вознаграждения (выплачивается из фонда оплаты труда за достижение определенного результата в деятельности).


  1. Дисциплинарная и материальная ответственность педагогических работников, основания и порядок привлечения к ней.
    Материальная ответственность - реализация санкций трудовых норм , исполнение уполномоченным органом или должностным лицом судебных актов о возмещении ущерба, причиненного работнику или работодателю при исполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей. Существуют следующие виды материальной ответственности: общая (закреплена в ст.232-250 ТК РФ, которая бывает двух видов: полная и ограниченная материальная ответственность) и специальная, например, ФЗ РФ «О материальной ответственности военнослужащих». Материальная ответственность работника - это реализация санкций трудовых норм, исполнение руководителем образовательного учреждения, уполномоченным органом или должностным лицом судебных актов о возмещении работодателю причиненного ему прямого действительного ущерба при неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на работника обязанностей.




  1. Виды административных правонарушений и административная ответственность
    педагогических работников.
    Перед своим работодателем работники образовательных организаций несут следующие виды ответственности:

· дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (должностных обязанностей); (замечание, выговор, увольнение по соответствующей «дисциплинарной» статье Трудового кодекса)

· материальную ответственность за причинение по вине работника ущерба имуществу работодателя или третьих лиц, за имущество которых отвечает работодатель. Работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут также административную ответственность:

- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержит две статьи об административной ответственности в сфере образования:



- Статью 5.57 «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций и

- Статью 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса».

Большинство видов нарушений, предусмотренных данными статьями, могут быть совершены административными работниками образовательных учреждений (должностными лицами), однако за отдельные нарушения могут понести наказание и педагогические работники. Например, за нарушения в процессе проведения государственной итоговой аттестации частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность педагогических работников.

  1. Досудебный и судебный порядок защиты нарушенных прав участников образовательных отношений. Досудебная защита (восстановление) нарушенных прав заключается в том, что потребитель до обращения в суд может урегулировать все возникшие спорные вопросы, предъявив свои требования непосредственно исполнителю, либо обратиться в соответствующие (внесудебные) органы и организации, уполномоченные рассматривать вопросы о защите прав потребителей. При этом следует знать, что понятия «досудебная защита» и «досудебный порядок урегулирования споров» не являются тождественными. Досудебный порядок урегулирования споров либо прямо предусматривается в законе либо устанавливается в соответствующем договоре, если законом такой порядок не определен. При этом в договоре должна быть сделана не просто ссылка на досудебный порядок урегулирования споров, а конкретно указаны вид и условия оформления документа (как правило, это претензия), в котором будут излагаться требования стороны, чьи права нарушены (не соблюдены), сроки рассмотрения требований и иные, необходимые для сторон договора условия. Для отдельной категории потребителей досудебный порядок урегулирования споров напрямую с исполнителем является обязательным условием перед обращением в судебные органы. Поскольку для потребителей платных образовательных услуг выполнение такого условия не обязательно, то, полагаем, что понятия «досудебная защита» и «досудебный порядок урегулирования споров» можно рассматривать как относительно равнозначные. Поэтому, говоря о досудебной защите, здесь будет употребляться также понятие «досудебный порядок», при этом акцентируется слово «досудебный», т.е. такой, который рассматривается до обращения за защитой нарушенных прав в судебные органы. Чаще всего защита права производится в судебном или административном порядке. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенного или оспоренного права осуществляет суд, арбитражный или третейский суд. Выбор способа и формы защиты нарушенного гражданского права принадлежит лицу, чье право нарушено. Поскольку право на образование, как было отмечено в главе 1 настоящего пособия, является одним из важнейших (фундаментальных) прав человека, то в ч. 2 ст. 4 ФЗ об образовании среди целей правового регулирования отношений в сфере образования названа защита прав и интересов участников этих отношений. А среди задач выделена задача обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п. 1 ч. 3 ст. 4 ФЗ об образовании). Защита права - это меры, направленные на восстановление нарушенного права или на предотвращение угрозы нарушенных прав и законных интересов.


Под формой защиты большинство исследователей понимают порядок осуществления уполномоченным субъектом деятельности или комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий (действий) по защите прав и охраняемых законом интересов, осуществляемых в рамках единого правового режима. Специалист в области теории права С.С. Алексеев защиту права охарактеризовал как государственно-принудительную деятельность, направленную на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности.

Определение защиты права, предложенное С.С. Алексеевым, достаточно четкое, но не учитывает того обстоятельства, что в ходе реализации субъективных прав могут быть созданы препятствия, устранение которых также подпадает под понятие «защита права». Кроме того, хотелось бы заметить, что защита права может быть осуществлена не только посредством государственно-принудительной деятельности.

В литературе выделяют две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

В научной литературе юрисдикционная форма представлена как деятельность предусмотренных законом органов (государственных органов, общественных организаций) по защите прав и охраняемых законом интересов (вариант - защита прав государственными или уполномоченными государством органами, обладающими правоприменительными полномочиями). Юрисдикционная форма фактически подразделяется на две «подформы» -судебную и административную. Под неюрисдикционной формой защиты понимается применение мер (способов защиты) управомоченным субъектом самостоятельно, без обращения к какому-либо органу. В трудовом праве неюрисдикционная форма защиты представлена, например, в виде самозащиты в соответствии со ст. 379 ТК РФ, в гражданском праве - в соответствии со ст. 14 ГК РФ.

Самозащита права (в широком смысле) - это любые действия лица, обладающего субъективным правом, связанные с защитой данного права от нарушения. Самозащита как способ действия заинтересованного лица заимствована из гражданского законодательства. В соответствии со ст. 14 ГК РФ она возможна при следующих условиях:
- лицо, само защищающее свое право, должно являться бесспорным его обладателем;
- данный способ защиты должен быть соразмерен нарушению;
- самозащита не может выходить за пределы действий, необходимых для ее применения*.

  1. Дайте оценку ситуации с правовой точки зрения. Назовите возможные последствия со ссылкой на нормативно-правовые акты. (у педагога возникла необходимость по семейным обстоятельствам взять отпуск в середине учебного года. Может ли руководитель образовательной организации отказать в предоставлении оплачиваемого отпуска?)




Конечно может, для того график отпусков и утверждается.

Независимо от графика, т. е. в любое (удобное) время ЕОО может быть предоставлен льготным категориям работников.

ТК РФ Статья 123. Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

По общему правилу отпуск работникам предоставляется согласно графику, который обязателен как для работодателя, так и для работника (ст. 123 ТК РФ). В то же время, если работодатель согласен на перенос части отпуска работника на другое время, то это возможно. Запрет на предоставление отпуска педагогу в середине учебного года законодательством не установлен. Более такого, такая ситуация предусмотрена приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601. Согласно п. 4.4 Приложения 2 к Приказу № 1601 в случае, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с нахождением в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, на учебных сборах, в командировке, в связи с временной нетрудоспособностью, определенный ему объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц. На период отсутствия преподавателя можно оформить временное замещение, возложив его обязанности (нагрузку) на другого работника при наличии его согласия. Прежде чем оформить сотруднику временное замещение, нужно получить его письменное согласие. Для этого заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем укажите:  работу по должности, ее содержание и объем;
размер доплаты за временное замещение профессий (должностей);
 срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу. Такой вывод позволяют сделать часть 2 статьи 57, статьи 60.2, 72, часть 2 статьи 151 Трудового кодекса РФ. На основании дополнительного соглашения издайте приказ о временном исполнении обязанностей (временном замещении). Типовой формы такого документа в законодательстве не предусмотрено. Поэтому составьте его в произвольной форме.

  1. Дайте оценку ситуации с правовой точки зрения. Назовите возможные последствия со ссылкой на нормативно-правовые акты. (учителя вызвали в выходной день на работу. Он отказался, ему пригрозили увольнением. Оцените ситуацию с правовой точки зрения. Какие меры в защиту своих прав может принят работник в данной ситуации?)