Файл: Организация бизнеспланирования на малом предприятии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Этапы разработки бизнес-плана и его структура



Первым шагом в разработке любого бизнес-плана является идея для самого бизнеса, что есть продукт мыслительной деятельности предпринимателя.

Бизнес-идея - это алгоритм действий, замысел, комплекс мероприятий, направленный на создание новой компании (частного предприятия) в любом из направлений деятельности для получения стабильной прибыли. [5]

Простыми словами бизнес-идея – это общее представление о том, чем будущее предприятие будет заниматься.

Успешность бизнес-идеи в первую очередь зависит от того, сумеет ли она занять свободную нижу на рынке и является ли она оригинальной. Также она должна соответствовать двум основополагающим требованиям:

- на предлагаемые товар или услугу должен быть спрос, т.е. покупатель должен быть заинтересован в приобретении товара или услуги, а еще лучше, чтобы он испытывал в них потребность;

- покупатель или клиент должен быть готов заплатить вашу цену товара или услуги;

Стоит отметить, что хорошая бизнес-идея не обязательно должна быть новой, т.е. оригинальной. Скорее следует выбирать такие бизнес-идеи, которые еще не воплотились на конкретном рынке или же она на нем не так сильно развита.

Условно формирование предпринимательской идеи строится по следующим этапам: 1 – поиск новой идеи; 2 – анализ ценности и выполняемости идеи; 3 – оценка риска; 4 – разработка бизнес-плана проекта.

Как видно, если идея для нового бизнеса успешно прошла три первых стадии ее формирования, то предприниматель может начинать составлять бизнес-план фирмы.

Разработка непосредственно самого бизнес-плана нового предприятия ведется в несколько этапов.

На первом этапе определяется миссия будущего предприятия, т.е. краткое описание хозяйствующего субъекта, основные цели, сферы деятельности, а также роль в решении социальных задач региона.

На втором этапе определяют цели разработки бизнес-плана, т.е. будущее желаемое состояние предприятия.

Третий этап – установление общей структуры самого бизнес-плана, зависящей от размеров и сферы деятельности предприятия.


На четвертом этапе выполняется сбор информации, необходимого для написания каждого раздела плана. Это одна из самых важных и трудоемких частей работы. Источниками информации могут служить статистические данные, специализированные справочники, знания высококвалифицированных специалистов и консультантов и т.п.

Пятый этап – непосредственно разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа. [6]

Как уже было отмечено структура бизнес-плана определяется спецификой и размером предприятия, а также целью составления самого бизнес-плана. К тому же жесткой регламентации составления бизнес-плана не существует. Однако он все же имеет общие элементы, необходимые для описания, характеристики и аналитики. Схематично структура бизнес-плана описана в Приложении А к данной работе.

Рассмотрим поочередно каждый из разделов бизнес-плана.

1. Титульный лист. На титульном листе отражается:

- наименование предприятия;

- ФИО и должность составителя;

- срок, на который составлен бизнес-план;

- местоположение и контактные данные предприятия;

- дата составления бизнес-плана.

Нельзя недооценивать качество составления титульного листа. Чем профессиональнее он составлен, тем больше вероятность, что потенциальным инвесторам или кредиторам понравится сам бизнес-план.

2. Меморандум о конфиденциальности. Меморандум о конфиденциальности призван защитить авторские права разработчиков на бизнес-план. В нем содержится предупреждение о том, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя полную ответственность и гарантирует нераспространение данного бизнес-плана третьим лицам без разрешения автора. Также в нем может требоваться возврат бизнес-плана автору, если он не вызвал у ознакомившегося интереса.

Приведем пример информации о конфиденциальности бизнес-плана:

«Данный бизнес-план представляется на рассмотрение на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения по финансированию проекта и не может быть использован для копирования или каких-либо других целей, а также передаваться третьим лицам.

Просьба вернуть бизнес-план, если он не вызывает интереса по участию в его реализации». [8]

3. Резюме. Резюме служит для отражения основных идей и положений разработанного бизнес плана. Фактически это сокращенная версия всего бизнес-плана и писать его следует в последнюю очередь. Именно от резюме зависит будут ли читать потенциальные инвесторы и кредиторы весь бизнес-план. Обязательно следует указать какие выгоды получат инвесторы, если они вложат средства в ваш проект.


В общем же, структура резюме может быть представлена следующим образом:

- краткое описание проекта, его цели и задачи;

- ресурсное обеспечение;

- механизм реализации;

- уникальность или конкурентоспособность продукции или

услуги;

- объем требуемого внешнего финансирования;

- прогноз объема продаж и прибылей;

- возврат займов инвесторам;

- основные показатели эффективности проекта.

Основное требование к резюме — простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 1-2 машинописных страниц. [9]

4. Оглавление бизнес-плана. Для удобного чтения разработчику следует разбить бизнес план на разделы. С помощью оглавления читающему будет проще найти интересующий его раздел.

5. Общее описание предприятия. Данный раздел служит для подачи основной информации о будущем предприятии или бизнес-проекте. В нем должны содержаться следующие сведения: полное и сокращенное наименование предприятия, дата регистрации, описание основных видов деятельности предприятия (код ОКОНХ), его организационно-правовая форма, форма собственности (код СКФС), доля государства (субъекта Федерации) в капитале, подчиненность предприятия — вышестоящий орган [10].

Дополнительно указываются основные положения о производстве и сбыте продукции, географических пределах развития бизнеса, информация о том, на какой стадии развития находится организация сейчас и т.д.

Также в данном разделе излагаются основные цели предприятия. Например, выход на определенный уровень продаж, открытие новых точек, выпуск нового вида продукции и т.п. Главное, что они должны быть четко сформулированы и выполнимыми.

6. Товары и услуги. Данный раздел предназначен для четкого определения и описания тех видов деятельности, товаров или услуг, которые будут предложены предпринимателем.

Общую структуру данного раздела можно представить следующим образом:

- характеристика предлагаемых покупателям продукции или услуг;

- примерная оценка цены по которой будут предлагаться товары или услуги;

- оценка затрат на производство или обслуживание;


- предполагаемая прибыль, которую будет приносить каждая единица товара или услуги.

Товары и услуги требуется описывать подробным образом. Особое внимание следует уделить отличительным особенностям и преимуществам предлагаемой продукции. К таким преимуществам можно отнести новые технологии, низкую себестоимость, качество или другие особенности, влияющие на спрос со стороны покупателей.

Таким образом, кредитор или инвестор должен сделать для себя вывод о конкурентных преимуществах продукции данного предприятия и понять, чем такая продукция отличается от других аналогичных товаров.

6. Анализ и оценка рынка сбыта. Вкратце, данный раздел позволяет определить круг потребителей, емкость рынка, нужный объем производства и необходимые для этого ресурсы. Это, пожалуй, важнейшая часть бизнес-плана. И на ее подготовку нельзя жалеть ни сил, ни средств, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости. Поэтому, готовя этот раздел (5-6 страниц текста), необходимо предварительно собрать и обработать большой объем информации [11].

Структурно раздел должен содержать следующие сведения:

- характеристика потребителей товаров или услуг;

- оценка потенциальной суммы продаж;

- оценка конкурентов;

- выявление собственных сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам.

При описании потенциальных покупателей или клиентов следует учитывать множество факторов. Главным из них является экономический фактор, т.е. уровень доходов, структура расходов, уровень инфляции и т.д. Также не стоит игнорировать социальные, культурные и климатические факторы.

При оценке потенциальной суммы продаж нужно определить ту часть рынка, которую бизнесмен планирует занять, и соответственно на какую максимальную выручку он может рассчитывать. В результате мы должны вычислить примерное количество клиентов, которые будут приобретать наш товар или услугу. Но этого все еще будет не достаточно, так как приобретать предлагаемый продукт будут не сразу в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Поэтому нужен следующий этап – прогноз объемов продаж. Здесь нужно оценить, какое количество продукции предприятие может сбыть при имеющихся условиях деятельности. Каковы будут затраты на рекламу и уровень цен и то, как будут меняться показатели из месяца в месяц, из квартала в квартал.


Несомненно, для подсчета будущей выручки следует учитывать фактор конкуренции. Это так же сложный и кропотливый процесс составления бизнес-плана. Цель данного мероприятия - облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. Бизнесмену нужно будет ответить на следующие вопросы:

Кто является вашим конкурентом и каково его положение дел?

Каковы отличия вашего товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов?

Каковы шансы появления новых конкурентов?

В чем планируется их превзойти?

Необходимо внимательно изучить и оценить все нюансы работы конкурентов. Понять специфику работы в данной сфере и реализовать в своем бизнесе все лучшее, что почерпнули у конкурентов.

План маркетинга. Один из важнейших разделов бизнес-плана. Маркетинг — рыночная концепция управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, направленная на изучение рынка и конкретных запросов потребителей.

Задача маркетинга – определение потребительских качеств товара и нахождение путей продажи товара или услуги. Составителю бизнес-плана необходимо убедить инвестора или кредитора в существовании рынка сбыта и способности ответственных лиц успешно продавать товар или услугу. Раздел должен включать в себя ответы на следующие вопросы:

- каким способом будут продаваться товары – через собственные магазины или через потовые организации;

- способ определения цен на товары (услуги);

- каков будет уровень прибыльности на вложенные средства;

- как будет организовываться реклама и сколько средств это потребует;

- каким способом будут привлекаться новые покупатели (клиенты);

- как будет организовываться служба сервиса, и сколько это потребует средств;

- как будет создаваться имидж фирмы и положительная репутация [12].

План производства. В этом разделе должен быть описан весь производственный процесс товара или услуги, а также другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их местоположением, рабочим персоналом и оборудованием.